До наших дней дошел обычай наводить беспорядки на Петров день, Тульская область, судя по криминальным сводкам,  не исключение.

Причем, шутки творятся далеко не безобидные. В прошлые годы  хулиганы накануне этого праздника в одном районе заколотили дверь гвоздями в частном доме, где жила пожилая женщина, в другом – натянули проволоку вдоль проезжей части, в результате чего получили серьезные травмы девушка и парень, ехавшие на мотоцикле. Еще переворачивают остановочные навесы, портят скамейки, поджигают содержимое урн. А дачники в эту ночь вообще не спят, опасаясь традиционного разгула.

Откуда пошло это? В книге В.К. Соколовой о народных обычаях, изданной в 1979 году, читаем: «В ночь на Петров день наиболее распространенным среди молодежи действиям относится обычай устраивать обрядовые бесчинства: забираться во дворы односельчан, уносить и растаскивать по округе, а иногда забрасывать на крыши или пускать на воду, бороны, телеги, сани, кадушки, бревна и все то, что попадет под руку, рвать в чужих огородах и садах созревшие плоды (при общем запрете на вкушение плодов нового урожая), заваливать окна, двери, ворота, возводить («городить») из украденных вещей преграды на улицах поселений (отсюда и тульское название обычая — «городушки»), пугать население шумом и  криком. Следует отметить, что основной движущей силой молодежных бесчинств были парни. Крестьяне, ожидая разгула молодежи, обычно не спали в течение ночи, сторожа свои усадьбы и стараясь не допустить большого ущерба хозяйству, однако активных действий не предпринимали. В Калужской губернии ритуальное воровство совершалось при непосредственном присутствии пожилых людей и детей, которые демонстративно рассаживались около своих домов, оповещая всех о том, что стерегут их. Утром следующего дня домохозяева занимались поиском своих вещей, разбором завалов, по традиции громко ругая и браня молодежь.

Особое внимание уделялось ритуальной краже бороны. В Архангельской губернии молодежь таскала по поселению бороны, которые похищались тайно и непременно со дворов, где жили девушки, «чтоб свадеб больше было». Если же зуб от бороны вбить в большой угол дома, предварительно разобрав деревянный настил, служивший въездом во двор, то девушки, жившие в нем, в ближайшее время замуж не выйдут. В Калужской губернии  девушки под Петров день носили украденные бороны на головах. В том случае, если девушка с этой ношей дойдет до какой-либо деревни в округе, считали, что именно туда она и выйдет замуж. Похищенная борона воспринималась в ряде случаев и как оберег. С подобной трактовкой согласуется тульский обычай устанавливать в поселениях  преграды из перевернутых вверх зубьями борон, составленных в круг.

Гулянья молодежи, разворачивавшиеся в ночь на Петров день, составляли неотъемлемую часть широко распространенного в губерниях России обрядового действа, известного под названием «Караулить солнце». С обрядом «Караулить солнце» тесно связаны ритуальные бесчинства молодежи. Как правило, они являлись его неотъемлемой частью. В Орловской и Тульской губерниях молодежь совершала обходы деревень и посевов, гремя палками, заслонками, сковородами, колокольчиками, бубенцами; повсюду раздавались звуки гармоний, балалаек, бубнов, крики и пение. При этом тульские крестьяне рядились как на Святках. Предполагалось, что с помощью грохота, шума и криков можно отогнать от поселений ведьм, колдунов, русалок и прочую нежить. По некоторым поверьям, обряд «Караулить солнце» и был установлен с целью оградить человеческое пространство от нечистой силы и, в первую очередь, от русалок. В южнорусских губерниях термин «караулить солнце» обозначал ритуальное воровство. Местные жители так и объясняли: «Солнце караулить накануне Петрова дня, бочки таскать, матышки красть»».

Но заклинание русалок и поклонение камням – язычество, и связывать с ним действия вполне современных людей нелепо. В той же книге В.К. Соколовой читаем, что предки наши «перегораживали дороги бревнами, рассыпали чужие поленницы». И сегодня, судя по милицейским сводкам, забрасывают в открытые окна кошек, кидают в деревенские туалеты дрожжи, заблаговременно привязав к окну частного дома камень на веревочке, ночью начинают стучать в стекло( хозяин выглядывает, а там нет никого), сажают на проезжей части чучело в виде человека, связывают двери соседних квартир веревками, обливают двери квартир валерьянкой, чтобы к утру туда сбежались все окрестные кошки со своими вытекающими отсюда последствиями, переворачивают лавки и остановочные павильоны, откручивают колеса у машин.

Наверное, у молодежи в прежние века других развлечений не было. А представишь современных парней, в джинсах, с мобильными телефонами, владеющих компьютером за такими вот занятиями, и смешно, и грустно становится.

В том же Интернете можно почитать, что день памяти святых апостолов Петра и Павла отмечается 12 июня и узнать хотя общую информацию о них.

Петр, в Новом Завете один из двенадцати апостолов, первоначально имел имя Симон. Призванный Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем и нареченный Петром (что значит «камень») он получает предназначение стать основанием Церкви Христа, ему вручаются ключи Небесного Царства. После смерти Христа Петр занимается проповеднической деятельностью.

Павел (евр. Савл) родился в Киликии. Первоначально ревностный гонитель христиан Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников («апостол язычников»). За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первоверховный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет.

Оба апостола пострадали за веру Христову в один день 67 года в Риме. Павел, как римский гражданин, был усечен мечом- обезглавлен, Петр был распят. Поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, его, по собственной просьбе, распяли стремглав, то есть вниз головой.

Настоятель Свято-Вознесенского храма, председатель миссионерского отдела иерей Павел Картушин так прокомментировал происходящее на Петров день:

– Любой человек, не важно воцерковленный он или нет, должен стремиться нести в мир добро. И, следовательно, отличать шалость от зла, которое он может причинить окружающим. Надо стараться больше читать, заниматься самообразованием. Интернет может быть благом, поскольку содержит массу полезной и нужной информации. И уж если молодые люди не привыкли ходить в церковь, то в сетях смогут узнать о празднике, который во все времена был чтим в городах и деревнях России. И теперь во всех православных храмах 12 июля будут отслужены торжественные литургии, и в проповедях будут священнослужители говорить о жизни, испытаниях, смерти апостолов, у которых есть много общего. Например, то, что оба столпа веры были людьми, со всеми присущими людям слабостями. Павел начал свою жизнь не просто с заблуждения, ослепленный ложными представлениями, он в прямом смысле был гонителем христиан. Но и Петр, такой горячий в своей вере во Христа, трижды отрекался от Господа. В чем же тут дело? Почему они, такие слабые, неверные, смогли стать святыми? Митрополит Антоний Сурожский так отвечает на этот вопрос: «Когда мы думаем о святых, мы всегда думаем об их величии; они нам представляются, как гиганты, как герои духа. Мы можем вдохновиться их героизмом, но часто кажется, что нам до них так далеко, что не можем никаким образом уподобиться им. И полезно иногда вспомнить, что эти святые, даже апостолы, были людьми, такими, как другие люди: со слабостями, делали ошибки, оказывались не на высоте того, что мы в них видим сейчас, после того, как они уже совершили весь свой земной путь. И Павел, и Петр проявили такую человеческую хрупкость, какую все мы проявляем при случае. Но в какой-то момент Павел встретил живого воскресшего Христа; Петр снова оказался лицом к лицу со своим Учителем, Который ему поставил вопрос. Не вопрос о том, как он мог Его предать, изменить Ему, а другой вопрос, может быть, более глубинный, более страшный: «Петр! любишь ли ты Меня?..» Трижды Христос задал ему этот вопрос, трижды Петр от сердца и правдиво ответил: «Да, Господи! Я Тебя люблю. Ты всё знаешь (то есть Ты знаешь и мою измену, и мою слабость, и мой страх, всё знаешь), но Ты знаешь, что я Тебя люблю…» И с этого дня его душа никогда не поколебалась; он остался верным до конца, то есть до мученической смерти».

И Петр, и Павел приняли мученическую смерть за Христа. Умерли они по-разному. Павлу, как римскому гражданину, отсекли голову. Три раза ударившись оземь, голова апостола Павла извергла из земли три источника. Место смерти апостола Павла так и называют —  «Три фонтана». Петра распяли вниз головой. Это была просьба самого ученика Христа, он до конца жизни помнил о своем предательстве и считал, что недостоин быть распятым так, как был распят его Учитель.

По преданию, оба столпа веры приняли мученическую смерть в один день. Этот день и стал днем памяти святых первоверховных апостолов. Именно этот день Церковь отмечает как праздник. Почему? «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение»,  — учит апостол Павел в первом Послании к филлипийцам. Христос победил смерть, и отныне смерть — это не тьма ада, шеола, это рождение в вечность. «Для Него (то есть для Христа – ред.) я от всего отказался, и все почитаю за сор … чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3:8,11). «Возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:20).

Только отдай свою совесть, душу, посвяти их правде, истине, Богу, любви, и в твоей немощи проявится вся несокрушимая Божия сила. И это то главное, о чем мы вспоминаем в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Пресс-служба миссионерского отдела