На территории храма во имя Двенадцати святых апостолов под эгидой епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» состоялся пленэр, объединивший художников-единомышленников. Это событие дало начало новому творческому проекту, посвященному тульским православным храмам.

Идея изобразить все церкви и храмы духовной столицы края зародилась у Михаила Левшина, известного тульского художника, руководителя художественно-выставочного отдела епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» и давнего друга Тульской духовной семинарии, достаточно давно. Однако определенную лепту в ее окончательное оформление внесла Марина Михалева, руководитель епархиального культурно-просветительского центра «Фавор».

— Заканчивался Петров пост, когда Михаил Викторович сообщил, что он со своими друзьями, которые являются и нашими друзьями, в ближайшее время выходит на пленэры, — рассказывает Марина Михалева. — И в этом просто проявился промысел Божий. Сегодня мы как-то забыли для чего, собственно, предназначался Петровский пост. Проведя полагающееся время в молитве, воздержании от пищи и удовольствий, мы с радостью отправляемся на отдых в теплые края, позагорать у моря и хорошо повеселиться. Однако Церковь призывает нас к этому летнему посту, чтобы последовать примеру апостолов, которые таким образом готовили себя ко всемирной проповеди Евангелия, готовили себя к служению. Я поделилась этими мыслями с Михаилом Викторовичем, и тут сразу стало очевидно: общественное служение художника заключается в его творчестве, в служении во славу Божию и на пользу людям, поэтому пленэры должны быть особенными – православными.

Сам же Михаил Левшин, член Союза художников РФ, надеется, что задуманный проект вызовет интерес у тульских живописцев.

— Проект должен получиться масштабным, позволяющим воплотить тему храмовой архитектуры различными художественными способами, — говорит Михаил Викторович.- Думаю, что со временем к нам подключатся и другие художники, необязательно профессиональные. Мы будем рады видеть на пленэрах  всех, кого привлекает уникальная архитектура тульских  церквей, особенно детей, для них мы готовы проводить мастер-классы, причем бесплатно. В планах по завершении работы провести специальную выставку, надеюсь, что у нас все получится.

Стоит ли объяснять, почему для начала был выбран именно храм Двенадцати святых апостолов, хотя изначально рассматривались Всехсвятский кафедральный собор и Богородичный Щегловский Пантелеимонов монастырь.Нужно отдать должное настоятелю храма  протоиерею Льву Махно, который с радостью поддержал эту интересную идею и благословил мастеров живописи на благое дело.

В полдень, предварительно совершив молитву, группа художников, прихватив с собой все необходимое, оправилась из Тульской духовной семинарии пешком к храму Двенадцати святых апостолов. К счастью, расположен он достаточно близко, солнечная погода просто благоволила, и к тому же коллегам по творческому цеху было что обсудить.

Окруженная с одной стороны могучими елеями и кленами, а с другой – яблоневым садом церковь Двенадцати святых апостолов кажется оазисом покоя среди городской суеты. Тишину изредка только нарушают грохочущие за церковной оградой трамваи, но даже это не мешает людям, отдыхающим на лавочках после утренней службы.

Здание, построенное в начале прошлого века, привлекает не только настоящим русским стилем, но и своей органичностью. Храму чудом удалось избежать печальной участи многих тульских церквей, постигших их в советское время, он никогда не закрывался и не подвергался поруганию. Здесь все дышит атмосферой ушедшего времени, и каждая декоративная деталь напоминает о мастерах былой эпохи.

Оказавшись на месте, тщательно осмотревшись, каждый из художников выбирает себе место для работы и приступает непосредственно к «священнодействию».  Как тут не вспомнить Булата Окуджаву: «Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит…» И хотя поэт посвятил эти строки мастерам художественного слова, они отражают всю суть творческого видения и природу вдохновения мастеров кисти.

Художник Николай Трифонов хорошо известен именно как живописец, черпающий вдохновение в городских пейзажах Тулы. Все его произведения пронизаны любовью к родному городу, каждой улочке, каждому дому. У Николая Ивановича уже есть две картины храма Двенадцати апостолов, написанных акварелью. На сей раз мастер выбрал масло.

— Храм, бесспорно, красивый, но с весьма сложной архитектурой и цветовым решением, — делится своими наблюдениями художник.- Передать насыщенный красный цвет кирпича гораздо труднее, чем однотонный белый. А тем более сейчас, когда солнце в самом зените. С другой стороны – с красным очень хорошо гармонирует зелень шатра и деревьев. Интересное сочетание получается, есть над чем поработать, можно открыть для себя что-то новое. И это, конечно, очень ценный момент.

Молодая, но уже смело заявившая себя художница Юлия Калугина, кстати сказать, ученица Николая Трифонова, предпочла любимой графике акварель. Этюд получился легким и прозрачным: сверкающие на солнце луковки-главки и основательные церковные стены на листе выглядят почти невесомыми.

— Я с радостью отнеслась к этой идее – написать все храмы Тулы, — говорит Юлия.- Это будет очень интересный цикл, ведь он охватит разные времена года. На следующий пленэр обязательно приглашу своих друзей и учеников, такую возможность — писать рядом с опытными мастерами — упускать нельзя.

Член Союза художников РФ Александр Лялякин делает наброски карандашом. Эти эскизы разных фрагментов храма в дальнейшем лягут в основу картины.

— Честно сказать, мне больше всего этот храм нравится зимой или весной, когда он полностью выступает из зелени во всем своем великолепии. Но и сейчас писать его очень интересно, легко, глаз просто радуется, в процессе работы  любуешься прекрасной архитектурой. Каждый фрагмент фасада, каждый декоративный элемент  не похож на другой, чувствуется особенный ритм кирпичной кладки… Это классический образец эклектики, когда воедино сошлись Европа и Азия. И это наше российское все. То самое, что порой мы сами себе  не можем объяснить до конца и что так в последнее время  не дает покоя тем, кто живет рядом с нами. Как сказал Николай Рубцов:

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Сохранится ли эта непохожесть и удивительная красота нашей Родины, нашего города, зависит только от нас. И в этом смысле то, что мы затеяли, благодаря настойчивости Михаила Левшина, его энтузиазму, дело очень нужное и важное.

А сам Михаил Викторович уединился в глубине церковного сада, чтобы никто не отвлекал от творческого процесса. Художник пишет сразу «на чистовую» маслом, стремясь успеть за солнцем, чтобы передать всю насыщенность летних красок самого храма, чистого неба и разноцветья трав.

— Место просто удивительное, здесь можно написать пять-шесть полотен. Конечно, работа предстоит тяжелая, большая, одним пленэром здесь не обойдешься. Для того чтобы понять, увидеть какой-то фрагмент и к тому же уловить свет, нужно потратить много времени, поэтому в следующую субботу мы снова будем здесь. И, конечно же, будем ждать всех, кто хочет получить удовольствие от такой красоты. Так и напишите: «Ждем всех желающих, независимо от возраста и уровня подготовки, 26 августа  с 12 и до 16 часов на территории храма Двенадцати святых апостолов!»

Марина Полянская, фото автора, Максима Курчакова и Евгения Неумойчева