Во второй день Международного фестиваля поэзии «Литературный перекресток», прошедшего в Туле в рамках празднования Года культуры, в Центральной городской библиотеке имени Льва Толстого при участии епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» состоялся  круглый стол «К вере через слово».

Открыла встречу, которая собрала как самих поэтов, так и читателей, Надежда Валентиновна Первухина, известная тульская поэтесса, писательница и  по совместительству библиотекарь МУК «Тульская библиотечная система», – одного из инициаторов проведения «Литературного перекрестка». В своем приветственном слове она отметила, что тема человеческой души, пребывающей в поисках веры и Бога, тяготеющей к высшим духовным сферам была и остаётся одной из важнейших  не только для русской классической и современной поэзии, но и для всей русской литературы.

– Думаю, многие со многой согласятся, что тему нашей встречи  можно трактовать следующим образом: кто-то из нас приходит к вере через слово, и оно у него свое, а кто-то, наоборот, через веру – к слову, к творчеству. И очень бы хотелось, чтобы сегодня наши гости делились не только своими произведениями, но и собственным духовным и творческим опытом.

Олег Михайлович Сенин,  писатель и публицист, преподаватель Тульской духовной семинарии и консультант епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», прежде всего, подчеркнул, что замечательна уже сама задумка «собраться вокруг слова духоносного».

– Мы с вами из Священного Писания прекрасно знаем, что все наши внутренние порывы, все наши побуждения, которые заставляют нас говорить, берут свое начало в восторженном сердце: «От избытка сердца говорят уста»,– напомнил он присутствующим слова Нового Завета от Матфея (12:34).

В продолжение разговора Олег Михайлович прочитал несколько стихотворений, не называя их авторов, предложив собравшимся самим отгадать их имена. Прозвучали «Новый Завет»  Ивана Никитина, «Библия»  Валерия Брюсова и «Слово» Николая Гумилева. Последнее стихотворение,  казалось бы, задало вектор ответа  на поставленный вопрос о путях, приводящих к христианской вере:

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.

Но, по мнению Олега Михайловича, духовная жизнь и творчество, как словоосмысление  мира, взаимопроникновенны и взаимосвязаны.

– Что, прежде всего, вызывает в нас радость, когда мы читаем чьи-то стихи? – обратился он к аудитории, – Душа, запечатлённая в них, глубокое, пережитое кем-то чувство… А в каждом из нас заложено чувство идеального, стремление к нему. Как сказано у святого апостола Павла в Послании к римлянам: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Помимо этого в  поэтическом слове мы обретаем очень многое, но, прежде всего, – веру.

Собственный опыт обретения Господа Бога через страдания, которые принесли ему годы отбывания наказания за организованную антисоветскую деятельность в лагерях Мордовии, Олег Михайлович передал в стихотворениях «Заточение» и «Молитва» из цикла «Пленение».

Валентина Пинаевская, участница областного музейно-литературного объединения «Муза» при Доме-музее В.В. Вересаева,  уверена, что так или иначе, в жизни человека наступит день и час, когда Господь решит позвать его, открыть ему Свои Божественные истины. Главное заключается не в том, каким образом это произойдет, а в способности, в готовности человека услышать зов свыше сердцем и душой:

Через стон, через боль, через крест,
Путь земной измеряя скорбями,
Возрастает душа до небес,
Напитавшись святыми дарами.

Поэтесса впервые узнала о православии от своего отца, который, как и многие в советское время,  не носил креста и не ходил в храм, однако, жизнь свою прожил по законам любви и добра, честно и открыто, посвятив ее ближним. Позже, читая Новый Завет, она поймала себя на мысли, что отец, сам того не зная, открыл ей многие христианские законы.  Посвящение в стихах этому простому человеку, которого уже много лет нет в живых, особенно тронуло аудиторию своей искренностью. В авторском исполнении  прозвучали и другие произведения «На источнике Серафима Саровского», «Поднимись», «Прощеный день», «Валдайские озера», пленяющие великолепием настоящего русского языка, чистотой и нежностью образов, трепетной любовью к природе, к святыням родной земли, близким.

Руководитель епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Александровна Михалева придала обсуждению заданной темы новый импульс. По ее глубокому убеждению, прийти к вере через слово невозможно. Об  этом же, кстати, говорится в одном из высочайших образцов гражданской и философской лирики Александра Пушкина «Поэт и толпа», которое Марина Александровна напомнила аудитории. Какое множество вопросов поставил перед нами великий поэт в последних строках:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

– Когда Пушкин говорит «Мы рождены для вдохновенья», он имеет в виду одних лишь поэтов или же окружающих людей, представленных в стихотворении чернью, тоже? – задалась вопросом Марина Александровна. – Не кажется ли вам, что он дает нам, современным людям, повод для серьезных размышлений над тем, возможно ли прийти к вере через слово? Да, слова прекрасны, стихов и других произведений, которые призывают к вере, множество… Но всегда ли это возможно? И, вообще, любят ли современные люди поэзию, нуждаются ли в ней, как это было, скажем в 60-е годы, когда поэты собирали огромные залы?

Оттолкнувшись от этих вызовов, дальнейшая дискуссия развернулась вокруг одного из сложнейших вопросов – что же такое вера? Это некое сердечное, внутреннее чувство и видение, определяемое нами  на уровне эмоций, которые все же относятся к сфере душевных переживаний, а не к духовной сфере, или же это четкое определение, данное святым апостолом Павлом: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1)? Это некая возвышенная, прекрасная абстракция,  приблизиться к которой мы надеемся по завершении своего земного пути, или же это принятие Господа Бога  Иисуса Христа, Который, умалившись, пришел на землю и принес Себя ради нас в жертву?  А, может быть, это благость Господня, которую мы начинаем чувствовать, как только начинаем понимать, что такое настоящее доверие и полностью без остатка вверяем себя воле Божией?

На круги своя разговор вернул Олег Михайлович Сенин, считающий, что потребность в поэзии живет и  продолжает жить в нас, как и потребность в духовном развитии, поскольку все же, говоря языком Пушкина, «мы рождены для вдохновенья».

Эмоциональным и запоминающимся стало выступление члена писателей России, лауреата многих российский и международных литературных конкурсов и фестивалей, члена литературного клуба «Ковчег» Валерия Николаевича Савастьянова. Размышляя о непростых взаимоотношениях литературы и религии, он отметил, что многое зависит от того, какие смыслы мы вкладываем в понятия «слово» и «вера». Как представитель послевоенного поколения, Валерий Николаевич поделился своим непростым опытом переосмысления заповедей эпохи «строителей коммунизма», на которых он, как и множество его собратьев по творческому цеху были воспитаны, и обращение к духовно-нравственным ценностям православия. Отражением  процесса духовного преображения стало стихотворение «Бабушками крещены»:

Дети канувшей страны,
Многогрешной, но могучей,
Бабушками крещены
Тайно мы –
На всякий случай.
Но, крещенью своему
Не придавшие значенья,
До сих пор идём
Сквозь тьму,
Роковые увлеченья.

По убеждению Валерия Савастьянова, поэзия, к какому бы направлению она не относилась, не может быть вне политики, вне идеологии и всегда преследует определённую цель (ведь «апологетами» мировоззрения людей новой эры были именно советские поэты). И очень жаль, что многие прекрасные  современные российские поэты, представители «тихой лирики», отстаивающие позиции почвенничества и патриотизма, присущие русской классике, не известны широкому читателю. Открыть их творчество, дать им возможность обратиться к сердцам и умам тех, кто не равнодушен к судьбе своего Отечества – с таким призывом обратился известный тульский поэт к аудитории.

Продолжилась встреча обсуждением стихотворения «Сквозь занавес небесных слез…» Антона Панченко, студента Тульской духовной семинарии, алтарника Свято-Казанского храма, известного в молодежных кругах как автор исполнитель православного рэпа.

К радости собравшихся, свои новые произведения представил Сергей Никулов, удивительно скромный и талантливый поэт, сумевший примирить в своем творчестве обычную человеческую жизнь и сложные вопроса бытия.

А затем слово взяла известная поэтесса и писательница Екатерина Каюрова, которая прочитала несколько стихотворений.

Заключительным аккордом литературно-дискуссионного заседания стало стихотворение «Здравствуй, мама…» рязанского поэта Владимира Жильцова, прочитанное Олегом Михайловичем Сениным. Судьба свела их вместе в одном из лагерей, и они стали творческими единомышленниками и друзьями. Последние строки стихотворения – это, конечно же, не подведение итогов в споре о вечных истинах, но указание на тот путь, который в результате долгих, а порой и мучительных исканий выбирает русский человек:

Дух народа высок,
Но сокрыт от докучливых взглядов,
Как сокрыта в природе
Звенящая радости боль,
Но в годины беды
И порой золотых листопадов
Откровений и чувств
Проступает кровавая соль.

Перед каждой бедой
Говорят:
Мы уже на исходе.
После наших побед
Говорят:
Отодвинут предел.
Нет пределов у нас,
Мы в великом Христовом походе.
И Христова любовь –
Наш великий и скорбный удел.

Марина Полянская, фото автора