В МКОУ «Оленская основная общеобразовательная школа» деревни Черная Грязь Киреевского района состоялся круглый стол на тему: «Воспитание через православную культуру».

Провела его Марина Александровна Михалева, руководитель епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» и преподаватель Тульской духовной семинарии.

Добрые отношения между небольшой сельской школой, в которой царит просто семейная атмосфера, и  центром «Фавор» завязались чуть более года назад, благодаря настоятелю Свято-Никольского храма села Орловка Киреевского благочиния иерею Евгению Шмакову.

Однако в отличие от всех предыдущих мероприятий, главными участниками которых были ученики разных возрастов ( а их в оленской школе всего 37), это было предназначено для родителей и педагогов.  Несмотря на то что встреча проходила в будний день и в самый пик рабочего времени, на общешкольное собрание пришло достаточно много взрослых.

Первой к собравшимся обратилась Елена Георгиевна Игнашина, преподаватель и руководитель школьного объединения классных руководителей.

— В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» в 2013 голу была разработана концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, программа которой реализуется и в нашей школе. В ее основе лежит курс  «Основы православной культуры». Думаю, что со мной многие согласятся, что в рамках выделенных программой часов детям невозможно  освоить такой мощный пласт знаний, в котором спрессованы религия, история,  культура. Мы можем  только заронить в их души малые зерна духовности, которое, будем надеяться, со временем дадут ростки. Но в наших возможностях объединить усилия школы и семьи в этом направлении. Каждый родитель понимает, что, помимо заботы о здоровье, благополучии и достойном  образовании своего ребенка,  он также несет ответственность и за то, каким  человеком и гражданином он вырастет. И сегодняшняя наша встреча затрагивает тему воспитания на основе православия. Можно сколько угодно говорить о том, что мы сами воспитаны иначе и долгое время были оторваны от духовных корней, но, как известно, незнание не освобождает от ответственности.

Марина Александровна Михалева представила вниманию родителей взгляд на процессы воспитания и образования в рамках православной педагогики.

— Несмотря на то что многие десятилетия Церковь и образование никоим образом не пересекались, да и в настоящее время они отделены друг от друга, обратиться к опыту Церкви имеет смысл. Тем более что в ней все устроено не просто разумно, но и  всегда сопряжено с прекрасным и вдохновляющим, — подчеркнула Марина Александровна. — Господь Бог не учреждал на земле никаких образовательных учреждений, но все же Он создал и учредил два важных для человечества явления: институт семьи и Церковь. И сейчас мы являемся свидетелями того, как за рубежом формируется страшная тенденция  разрушения семьи. По существу, тем самым люди восстают на Господа Бога.

В чем проявляются эти чудовищные разрушения, нам хорошо известно. В некоторых европейских странах, как и в отдельных штатах США,  уже на законодательном уровне запрещено называть родителей папой и мамой, заменив эти понятия на «партнер 1» и «партнер 2».  А вскоре вообще партнеров уравняли в правах, лишив их порядковых номеров. Если такую семью изобразить схематично, то получается, что между двумя величинами, соединенными знаком равенства, просто нет места ребенку. В лучшем случае, он может только расположиться на этом самом  знаке равенства. Но чаще всего партнерские отношения, а по существу  деловые, сводят сам принцип семьи «на нет».

В Священном Писании же, начиная с Ветхого Завета,  и в учении святых отцов православия семья предстает как малая Церковь. Каким образом она устроена? Глава Церкви – это Иисус Христос, а мужчина в семье уподобляется священнику, тому, кто совершает в храме все таинства и несет за них ответственность. Именно муж исполняет самые главные действия в семье – поучительные, поучающие — играет важнейшую роль в свершении таинства зачатия ребенка, является  ее основой и опорой. Жене отводится роль помощника священника, или дьякона, без которого не обойтись во время богослужения. Дети же в семье – это подобие алтарников.

— Согласно православной традиции, в семье, как и в Церкви, все подчинено какому-то одному священнодействию, — обратила внимание Марина Александровна. — Основа прочной семьи, в которой царит любовь, взаимопонимание и взаимоуважение – это способность жертвовать собой во имя близких. Обращаясь к Священному Писанию, мы читаем в Послании  апостола Павла к Ефесянам : «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Пос. к Ефес. 5:25) Любить свою жену до самопожертвования, как Иисус Христос Церковь, основанную им – вот он образец любви супруга.  Обращаясь к супругам, апостол Павел говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Посл. к Ефес. 5:22,23). И самые главные слова, сказанные апостолом Павлом, звучат следующим образом: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа». (Посл. к Ефес. 5:33). И когда приходит это понимание, тогда не возникает вопроса: кто же в семье все-таки главный.

Как и подобает, малая Церковь тоже утроена по вертикали, в основе которой находятся ее младшие члены – дети. И поэтому один из важнейших вопросов, который должны для себя решить родители: как избежать давления авторитетов матери и отца? Ответ может быть только один – действовать легко, а не силой давления, максимально устремляясь вверх – к свету любви.

О том, как в православной культуре со временем менялось понятие о семье и воспитании детей, лучше всего прослеживается на примере двух уникальных изданий, содержащих мудрые советы, поучения и  указания по самым разным направлениям жизни, которые Марина Александровна тут же представила.

Первый – это «Домострой», вышедший из-под пера духовника Ивана Грозного протопопа  Сильверста в XVI веке. Книга, состоящая из нескольких частей, начинается именно с религиозной. И  первая же глава гласит: «Благословляю я, грешный (имярек), и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего (имярек) и его жену (имярек), и детей их, и домочадцев — следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю Божью и заповеди Его, а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии…»

И уже несколько иной подход в сборнике «Юности чистое зерцало», вышедшем в начале XVIII века. В первую очередь в издании, обращенном к «отрокам и девушкам дворянского сословия», речь ведется о манерах  и правилах поведения, принятых в «просвещенных» европейских странах, а именно – владении иностранными языками и основами этикета, умению танцевать бальные танцы, фехтовать, разбираться в искусстве.

А с приходом через 200 лет новой, большевистской власти, христианские взгляды на устройство семьи и подходы к воспитанию детей  вообще стали преподноситься как пережитки темного прошлого. Новая эра коммун, общежитий и детских садов превратила семью в ячейку общества.

Говоря о необходимости возвращения к истокам православной культуры в семье, родители затронули вопросы, связанные с последними веяниями. Например, как относиться к ювенальной юстиции, которая уже становится реальностью для нашей страны, как расценивать распространение среди подростков работниками социальных служб телефонов доверия. Как завоевать доверие собственных детей, каким образом выходить из возникающих конфликтных ситуаций, и, пожалуй, самый непростой вопрос – как вырастить верующих людей, если сами родители все еще не встали на путь воцерковления…

Обсуждение этих и других проблем, с которыми в процессе   воспитания подростков рано или поздно сталкиваются в каждой семье, проявило порой совершенно разные точки зрения самих родителей. В итоге, все сошлись во мнении, что подобные встречи необходимо проводить как можно чаще, привлекать к ним священников, православных психологов и педагогов.

Марина Полянская, фото автора