Более 30 воспитанников Воскресной школы храма преподобного Сергия Радонежского в сопровождении Анны Владимировны Гришаевой, помощника по образованию настоятеля храма, и Владимира Михайловича Закошанского, руководителя кружков рукопашного боя и туризма, посетили фирму «Мастер», занимающуюся художественной обработкой металла.

Тульский край издревле гордился талантливыми мастерами, владевшими всеми секретами металлообработки. Замечательные образцы кузнечного искусства оставили нам вятичи, населявшие некогда тульскую землю. Даже украшения для женщин своего племени – семилопастные височные кольца – выковывали. Богатые залежи бурого угля и железной руды, постоянная потребность в большом количестве оружия способствовали развитию кузнечного промысла, росту числа мастеров по работе с металлом и их квалификации.

Тульская земля – колыбель отечественной металлургии и первого в стране государственного оружейного завода,  мастера которого ковали оружие для защиты родины.

А когда наступали времена перековывать « мечи свои на орала, и копья свои на серпы» (Исайя 2:4), тульские оружейники осваивали иную, ставшую не менее известной, продукцию: самовары, первые в России врезные замки, поражавшие своей красотой изделия, украшенные «тульскими алмазами». Руками туляков выкованы решётка Летнего сада в Санкт-Петербурге и ограда Александровского сада в Москве.

Богатейшее наследие оставили нам наши предки. И сегодня происходит возвращение к старинным, на время забытым промыслам.

Во время экскурсии, организованной  Владимиром Михайловичем Закошанским, ребят познакомили с холодной обработкой металла и горячей ковкой. Ученик кузнеца Иван Кофанов разжёг горн и продемонстрировал теорию на деле, выковав «гусиную лапку» и загнув её в «запятую». Большое впечатление произвела на подростков работа с молотом, когда Иван нанёс на заготовку фактуру дерева.

Под внимательным контролем опытного кузнеца Игоря Никольского дети (наиболее активно проявили себя девочки!) с восторгом попробовали себя в роли сварщиков.

Ребята узнали о том, как разжечь горн, как поддерживать в нём огонь, до какого состояния разогревать металл, чтобы с ним можно было работать, так что поговорка «Куй железо пока горячо», которую напомнил им  Иван Кофанов, родилась не на пустом месте.

Сам молодой ученик кузнеца говорит о том, что в этой профессии его привлекло не только желание вернуться к промыслам, в котором русские мастера блистали столетиями, но прежде всего, возможность заниматься творчеством, чем-то напоминающим магическое действо, так как связано с открытым огнём и раскалённым металлом.

Ребятам надолго запомнится и зрелище пылающего горна, и горячий металл, из которого благодаря таланту кузнеца рождается высокохудожественное изделие.

Общее мнение детей выразили Елизавета Александрова, учащаяся 5 группы Воскресной школы, и Артемий Мухин, ученик 3 группы: «Всё было очень интересно: как работает кузнец, как горн разжигают и разогревают заготовку. Удивительно, как из куска железа появляются такие красивые вещи. И очень здорово было сваривать металл, но только очень трудно сделать это хорошо».

То, с чем ребята познакомились в кузне, поможет им внимательнее всматриваться в изделия художественно-архитектурного металла, украшающего родной город, и правильнее оценивать их. А общение с прекрасным обогатит внутренний мир самих подростков.

Вера Иванова, фото Анны Гришаевой