Незабываемым назвали туляки паломничество по святым местам Беларуси, которое они совершили совсем недавно.

Маршрут был очень интересный: Смоленск – Полоцк – Витебск – Минск  – Жировичи – Вязьма.

Русские города Смоленск и Вязьма находятся по дороге к Беларуси. Путешествие началось с посещения древнего города Смоленска. В Успенском кафедральном соборе паломники приняли участие в богослужении.

Первый собор на этом месте был построен еще при Владимире Мономахе, в Смутное время был взорван вместе с защитниками. Нынешний собор на месте прежнего строили почти 100 лет.

— Нас поразило  великолепие собора, — поделилась паломница Елена Кабанова. —  С благоговением приложились мы к святыням, хранящимся в соборе.

Святыни — это Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия», плащаница «Положение во гроб», вышитая Евфросинией Старицкой, вывезенная из Москвы французами в 1812 году, но возвращенная партизанами.

— Посещение Беларуси открыло для нас новые страницы истории христианства, — рассказала православный экскурсовод Елена Агапова.

Важно помнить, что начало христианства на белорусских землях неразрывно связано с Крещением Руси киевским князем Владимиром, который послал духовенство крестить жителей всех городов, находившихся под его властью.

Беларусь в числе трех восточнославянских народов входила тогда в состав Киевской Руси, и была крещена сразу после Киева.

Полоцк – колыбель белорусской государственности, замок Белой Руси упоминается с 862 года. В IX веке на высоком берегу Западной Двины был сооружен детинец. В 1044 — 1066 годах здесь вырос Софийский собор.

Князь Вячеслав Брячеславович, по прозвищу Чародей (получил его за дар предвидеть будущие события), решил уравнять Полоцк с Константинополем, Киевом и Новгородом. И заявил так: «И у меня София будет!»

Особое место у истоков Православия в Беларуси заняла полоцкая княжна Евфросиния. Правнучка Крестителя Руси в миру звалась Предиславой. Многие  хотели взять в жены удивительной красоты девушку, к тому же богатую княжну. Но, отказавшись от земного брака, Предислава стала Христовой невестой и приняла постриг с именем Евфросинии. Прожив какое-то время в келье у стен Софийского собора, она основала новый монастырь, построив там храм Преображения Господня.

Под мудрым окормлением игумении Евфросинии монастырь процветал, прославился не только великолепием построек, но также был известен строгим благочестием сестер.

По прошествии многих лет игумения покинула свою обитель, совершила путешествие в Константинополь, побывала на Святой земле, где проходила земная жизнь Спасителя, где и почила.

Ее мощи были перенесены в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910 году – в Полоцк. Знакомство с Полоцком наши паломники начали с посещения Спасо-Евфросиниевского монастыря, были на вечернем богослужении, литургии и молебне.

Туляки приложились к мощам преподобной Евфросинии Полоцкой, поклонились святыне – копии знаменитого  Креста, содержащего, как и первоначальный, частицу крови Господа нашего Иисуса Христа.

— К смирению приучает поклонение веригам святой Евфросинии, к которым можно прикоснуться только через священный лаз, — поделился впечатлением паломник Юрий Маслов.

Во время экскурсии по монастырю паломники увидели фрески XII века в храме Преображения Господня, который является жемчужиной полоцкой школы зодчества.

Полоцк открыл гостям из Тулы изумительную панораму Западной Двины. Центр притяжения всех посетителей города – Софийский собор – привлек внимание и наших паломников.

Туляки прошли по улицам города, познакомились с его древней историей, с делами известных людей – Симеона Полоцкого, Франциска Скорины, стоявшего у истоков белорусского книгопечатания, увидели памятник букве, которая есть только в белорусском алфавите. Удивительная буква «Ў» присутствует только в белорусском алфавите, и ни в каком другом, поэтому здесь никак не смогли обойтись без этого памятника.

На пути в Полоцк находится еще один старинный город – Витебск. Он был основан славянами еще в Х веке. Тулякам он показался самым благоустроенным и нарядным. Они посетили площадь Тысячелетия, церковь Благовещения XII века, где князь Александр Невский обручился с полоцкой княжной, кафедральный Успенский собор, а также горбатые витебские улочки старого города.

В XI  веке состоялись серьезные перемены в историческом процессе: начался период феодальной раздробленности, и произошло разделение церквей на Восточную (православную) и Западную (католическую).

Это стало великой трагедией для христианского сознания. Русь преодолела раскол в борьбе с монголо-татарским игом. Беларусь оказалась под властью Литвы.

Запад в то время предпринимал попытки возвращения к единству без учета церковной традиции. Сначала Лионская уния, затем Флорентийский собор выдвинули идею подчинения православных Папе Римскому.

Брестский собор XVI века торжественно провозгласил унию Западной части Русской церкви с Римом и отлучил от Церкви всех несогласных.

С помощью властей униаты присвоили себе большинство храмов и монастырей. Полоцкий униатский епископ Кунцевич занял особенно жестокую позицию в борьбе с православием: православных не только убивали без числа, но даже тела умерших христиан, не отпетых униатами, выбрасывались из могил.

Исповедание православной веры становилось подвигом. Такой подвиг совершила юная княжна города Слуцка София. Она не только сама устояла в вере, но и все свое княжество сохранила в чистоте Православия.

Земля Слуцка всю историю Беларуси оставалась православной. Мощи княгини Софии Слуцкой почивают ныне в кафедральном соборе Святого Духа города Минска – столицы Беларуси. Этот собор является резиденцией митрополита Минского и Слуцкого Павла. Здесь же находится почитаемая икона Божьей Матери «Минская», пришедшая из Киева по водам реки Свислочи, на берегах которой расположен город.

Наши паломники посетили Духовский и Покровский храмы. В храме Покрова поклонились еще одной чудотворной святыне – иконе Божией Матери «Крупецкой», названной так по местечку Крупец, где она была обретена.

В Минске наши паломники познакомились с уникальным явлением в  православной жизни Беларуси – созданием особого духовного центра Дома Милосердия и открытием Свято-Елисаветинского монастыря на основе созданной общины сестер милосердия.

Паломников удивил подвиг белорусского народа, претерпевшего национальное и идеологическое давление. После вхождения Литвы в состав Речи Посполитой, официальные власти Польши вообще не признавали национальности белорусов, а к XVIII веку 80 процентов населения стали униатами.

Включение Беларуси в состав России в XIX веке привело к национальному возрождению. Оно было вполне естественным, поскольку большинство сельского населения сохраняло сокровища исторического прошлого, веру своих отцов. Традиционные ценности не были утрачены и в советское время. Поэтому, когда в период перестройки была дана полная свобода вероисповедания, возрождение унии не произошло, и  начался новый этап возрождения и расцвета Православия.

Наши паломники увидели много восстановленных или восстанавливаемых храмов, открытие новых монастырей и духовно-просветительских центров. Среди них, как уже упоминалось,  Дом Милосердия и Елисаветинский монастырь занимают особое место.

В основе существования Дома Милосердия воедино сплетены христианские добродетели веры, любви и надежды, здоровья тела через здоровье души.

В основании здания – крест Евфросинии Полоцкой.

Здесь созданы медицинский реабилитационный центр, гимназия, библиотека. Забота о каждом коснулась и наших паломников. Нам провели экскурсию по Дому Милосердия и по храму-памятнику, создающемуся как место памяти обо всех трагедиях христианского мира: войнах, техногенных катастрофах, репрессиях.

— Поразила масштабность духовной энергии, вложенной в создание Дома Милосердия, храма-памятника, Елисаветинского монастыря, — сказала Александра Верховцева.

В завершении поездки наши паломники прибыли в Жировичский мужской монастырь. Эта обитель с древних времен является оплотом Православия в Беларуси.

Возникший в давние времена — через несколько лет после явления чудотворной иконы Божией Матери —  монастырь никогда не закрывал свои врата перед богомольцами, которые приезжали со всех концов земли поклониться Жировичскому образу Царицы Небесной.

Сам факт непрерывности монастырской жизни в условиях лихолетий – одно из величайших чудес заступничества Небесной Покровительницы. Жировичская икона явилась на ветвях дикой груши в XV веке и никогда не покидала стен обители.

Святыня – это овальный кусочек яшмы с рельефным изображением Богородицы и Младенца размером 5,6 на 4,4 сантиметра. Это самая маленькая из почитаемых Богородичных икон.

После участия в праздничной Литургии паломники посетили Казанский источник недалеко от монастыря.

А на обратной дороге, уже в России, паломники посетили  Иоанно-Предтеченский монастырь Вязьмы, основанный преподобным Герасимом Болдинским, и здесь полюбовались уникальным трехшатровым храмом «Одигитрии».

Трехшатровый каменный храм Божией Матери «Одигитрии»  является уникальным памятником архитектуры, в России осталось единицы таких храмов

Так «Одигитрия» встретила  паломников в Смоленске и проводила в Вязьме.

Погода во все дни была ясная и солнечная, и лишь по возвращении домой закапал дождь. «Это природа Беларуси прощается с нами», — сказали паломники.

За время пребывания здесь тульские паломники  успели полюбить Белую Русь. Во время общего паломничества, переживания чувства поклонения и радости от того, что прикоснулись к благодати, они стали ближе друг к другу.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра