Паломники из города Обнинска совершили паломничество по маршруту «Тула православная»

 Сначала паломников встретила святая блаженная Матрона

Рано утром они приехали в село Себино Кимовского благочиния, чтобы поклониться памяти святой блаженной Матроны, чье тезоименитство отмечалось в этот день. Паломники приняли участие в Божественной литургии, которую  совершил в Свято-Успенском храме на родине св. блж. Матроны митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.

— Мы со вниманием слушали проповедь владыки Алексия, а затем  стали участниками освящения места, где будет возведен памятник святой блаженной Матроне Московской, — сказал руководитель группы священник Максим.

Свято-Успенский храм, возведенный в селе Себино, прост — согласно преданию, он построен на месте последнего совета князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Около двухсот лет назад построили этот каменный храм на деньги местных помещиков и крестьян, людей небогатых. Но все иконы здесь старинные, поскольку церковь не была осквернена в лихие годы – здесь не устраивали ни зернохранилище, ни склад. «Матронушка сберегла», – говорят верующие. Так же говорили и в 1986 году, когда после Чернобыльской катастрофы сюда не дошло ядовитое облако. Святая блаженная Матрона словно встречает всех, кто входит в Свято-Успенскую церковь: напротив входа висит ее образ с частицей мощей – подарок Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. А рядом купель, в которой когда-то крестили слепорожденную девочку, когда поднялось вверх облако ароматного пара, и тогдашний настоятель храма отец Василий предрек, что непростой будет судьба ребенка. В это село, в скромную церковь едут и едут верующие. Молятся они перед теми же иконами, перед которыми молилась святая блаженная Матрона.

Люди едут в Себино из разных уголков России с просьбами о помощи, прикладываются к иконе с частицей мощей. У многих в руках цветы.

— Матрона завещала приносить ей цветы, потому что мы идем к ней как к живой, — сказала паломница Татьяна.

Большой интерес паломников вызвало посещение дома-музея святой Матроны, который располагается перед храмом. Паломники внимательно рассматривали экспонаты музея, которые были собраны буквально всем миром. Это старинные предметы, например, рогожный куль, бадья, рушники, половики, кувшины.  Здесь есть «красный угол», где находятся образа и прижизненное фото Матрены Дмитриевны Никоновой.

Село Себино находится на окраине легендарного Куликова поля в Тульской области.

«Маленькая святая» — так иногда называли Матронушку на селе. Маленькая потому, что ростом она была очень мала, а святая потому, что с детства умела исцелять людей, предсказывать события, видеть грехи человека духовным зрением. Обычного зрения у Матроны не было, с самого рождения она была слепой.

У Матроны был дар от Господа – непрестанной молитвы, очистила она душу постом и молитвой. Любовь к людям была у нее беспредельная. Вот и доверил ей Господь дары исцеления и прозрения, чтобы помогать людям.

В возрасте семнадцати лет Матрона перестала ходить — отказали ноги. Всю оставшуюся жизнь Матрона провела сидя, но никогда ни на что не жаловалась. Вот уж где истинное умерщвление плоти, как у старцев, слуг Божиих.

Родившись в 1881 году в большой крестьянской семье, в 1925 году Матрона навсегда переехала в Москву, чтобы не быть обузой для престарелых родителей, ведь прокормиться в те годы в деревне было очень сложно. В Москве она кочевала от одних «добрых людей» к другим. И так всю жизнь, до самой смерти в 1952 году.

Праведница до конца дней утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она была терпима к человеческим немощам, сострадательна, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания. Матушка не проповедовала, не учительствовала, а давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла. Была немногословна, кратко отвечала приходящим на вопросы, учила не осуждать ближних.

Несмотря на тяжелые недуги, Матрона имела необыкновенную внутреннюю силу, которой она делилась с окружающими людьми. Общаясь с ней, они нередко забывали, что перед ними незрячий обездвиженный человек. Будучи уже очень тяжело больной, она продолжала принимать посетителей.

Кончину свою блаженная Матрона предсказала за три дня. Перед смертью говорила: «Все, все приходите ко мне, рассказывайте как живой о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать, и помогать вам».

В Новомосковске паломники поклонились святыням, перед которыми когда-то молилась святая Матрона

Паломники из Обнинска поклонились перед образом св. блж. Матроны в селе Себино и поехали далее. Их маршрут пролегал по святым местам Тульской митрополии, одним из пунктов его был Свято-Успенский мужской монастырь г. Новомосковска.

Главной святыней Свято-Успенского монастыря является чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», написанная по благословению блаженной старицы Матроны Московской для Свято-Успенского храма села Себино, уроженкой которого она являлась.

До 1993 года икона находилась в том храме, откуда по благословению владыки Серапиона была перенесена в тогда еще приходской храм Рождества Богородицы Новомосковска – будущий Свято-Успенский монастырь. Сегодня эта святыня привлекает верующих со всей России.

В год празднования 200-летия Тульской епархии, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в дар обители был торжественно передан ковчежец с частицей мощей новопрославленной Матроны Московской.

— Мы рады, что имели возможность поклониться мощам блаженной, — сказала паломница Валентина, —  знаем, что перед этой святыней молились паломники разных городов нашей страны, что во время поклонения происходили чудесные исцеления верующих. Теперь и мы приобщились к этой радости и к этой частичке благодати.

Поклонились святому преподобному Варсонофию Щегловскому и Тульскому

Побывали паломники из Обнинска и в Туле с ее храмами и монастырями, посетили Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской епархиальный монастырь. Время перевалило за вторую половину дня, потому паломники уже проголодались. Приехав в монастырь, они отправились в трапезную, где согрелись горячим чаем. Подкрепившись, отправились в центральный монастырский собор, чтобы узнать историю обители и святынь.

— Мы действительно никогда еще не бывали ни в храме, ни в монастыре, посвященном иконе Божией Матери «Млекопитательница», — сказал руководитель группы священник Максим своим паломникам. – Поэтому сначала совершим молебен перед этим святым образом.

После молебна перед чудотворным образом Божией Матери «Млекопитательница» паломники  поклонились всем святыням, осмотрели храмы.

Поклонились перед ракой святого преподобного Варсонофия Щегловского и Тульского. В нижнем храме собора паломники побывали в алтарной части северного придела, где установлено надгробие над местом захоронения основателя монастыря святого преподобного Варсонофия. Это деревянная резная рака с сенью, внутри которой на стене помещена икона Пресвятой Троицы, а на надгробие положена икона св. преп. Варсонофия.

— Недавно мы нашли материалы о Богородичном Щегловском монастыре, которые нас очень заинтересовали, — сказала паломница Нина. — Сегодня мы специально приехали в Щегловскую обитель, чтобы увидеть все на месте. И узнали столько поучительного!

Особенно заинтересовал паломников рассказ о жизни и деятельности основателя монастыря, святого преп. Варсонофия, в миру Василия Макарухина, о его осознании главного дела своей жизни – создания на Тульской земле мужского монастыря в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». И о подвижничестве в Щегловской обители старца Дометиана, в молодости ученика глинского старца, в старшем возрасте – схимонаха Серафима Щегловского и Тульского.

Удивительно место, где жила когда-то святая Евфросиния

Затем паломники вернулись в автобус и поехали в село Колюпаново Алексинского района, в Свято-Казанский женский монастырь.

Дорогой слушали рассказ  о святой  блаженной старице Евфросинии. Святая Евфросиния была фрейлиной ее императорского Величества  княгиней Евдокией Григорьевной Вяземской, затем, оставив высший свет, подвизалась вначале в Серпухове,  в женском Владычном монастыре, затем переехала  в Колюпаново. Жила святая блаженная очень скромно: в келье, с двумя собаками, котом и вороном, который приносил в своем клюве еду для блаженной.

Быстро и благополучно водитель доставил группу  в Колюпаново, к воротам  Свято-Казанского женского монастыря. И наши паломники зашли в храм, где им пришлось писать записочки для треб в весьма необычном состоянии. Завидев нашу группу, матушка побеседовала со священником Максимом и подвела нас к находящимся под спудом мощам святой Евфросинии.

Паломники подходят к игуменье за благословением. Подхожу и я. Благословляет и бежит куда-то. Дела неотложные зовут. Спрашиваю вслед:

— Как ваше имя святое, матушка?

Остановилась матушка, с удивлением ответила:

— Евфросиния!

Конечно, а как же иначе. Могла я и сама бы догадаться!

…Ранее старица любила гулять по оврагам, где часто проводила дни ночи в молитве. Там же она собственноручно выкопала святой чудотворный источник. Блаженная часто повторяла: «Берите воду из моего колодезя – и будете здоровы!»

До источника св. Евфросинии мы добрались по дорожке и по лестнице среди молодых дубов, уже облетевших этой осенней порой.  Набрали воды из святого источника. Многие окунались в купели.

— Вот уже и мне пора. Внезапно нападает страх, — рассказывает паломница Светлана. —  Может, лучше уйти? Развернуться и не лезть в холодную воду? После секунды размышления делаю шаг вниз. Вода обжигает ноги. С молитвой, с усилием окунаюсь трижды. Окунается тело, но хлам и мусор вымываются из души целебной водичкой.  Устремляюсь наверх, к лавочкам, в тепло. В душе испытываю блаженство.

Надолго запомнится эта ледяная вода! Что-то произошло с нами: чувство счастья, словно в детстве, переполнило, льется через край, улыбаемся…

В Свято-Казанском монастыре красуется и второй храм, во имя Живоначальной Троицы, здесь построены колокольня, гостиный домик, архиерейский дом, трапезная, просфорная. Почти пустынная прежде местность вокруг монастыря «обросла» домами. По меткому выражению одного из местных жителей, «люди бегут». Из города бегут? Из города. Раньше человек 20 жило по эту сторону реки, сейчас — 120!
Не изменилась, кажется, только игуменья Евфросиния: все такая же неутомимая и строгая. Ее помощницы — женщины немолодые. Удобств здесь особенных нет. Быт самый простой, деревенский. А людей приезжает много. Но не все заходят, собственно, в сам монастырь. Спускаются дальше, по дороге вниз, к источнику. К сожалению, люди зачастую приезжают лишь на источник за здоровьем, не удосужившись даже зайти в храм. Хотя бывает и наоборот: иные задумываются здесь о жизни, обращаются к Богу, принимают крещение. Взрослых крестят прямо в источнике. А источник — удивительный! Дорога к нему круто спускается в овраг, пока не упирается в купальни, утопающие в лесной листве.

— Тут все очень мирно, удивительней всего после города тишина, – рассказывает Зинаида. – Значительны мирность, неспешность движений и мыслей, ясность.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра