Гости Тульской Духовной семинарии — третьеклассники тульского лицея №3 (искусств) — стали участниками интерактивного занятия, посвященного одной из интереснейших сторон жизни старой Тулы: сладостям и их создателям.

Встреча состоялась, как и положено, в гостиной, обстановка которой соответствует позапрошлому веку. В роли гостеприимной хозяйки, приготовившей для гостей помимо угощений интересный и увлекательный рассказ, выступила методист Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии Наталья Фундаева.

Людей, которые не любят сладкое в различных его проявлениях, не так уж и много, что только подтвердил блиц-опрос ребят об их кондитерских увлечениях: торты, пончики, халва, шоколад, рахат-лукум, мороженое…

— А как вы думаете, чем же баловали себя дети и взрослые 100-150 лет назад, и кто же занимался производством сладостей?- озадачила детей вопросом Наталья Павловна.

И, как выяснилось из интересного повествования, лакомств, как исконно русских, так и заграничных, в те времена было предостаточно. Но для начала Наталья Павловна затронула весьма интересный аспект темы: как на Руси обходились без сахара до начала 18 века, когда в стране проявился первый сахарный завод. А самое интересное ребят ждало впереди: они узнали, откуда произошло слово «кондитер», и когда оно пришло на смену традиционно русскому «сладники»; что означало на Руси итальянское слово «конфета»;  почему один из самых любимых тортов называется «безе», или «поцелуй» по-французски.

Рассказала своим гостям Наталья Павловна о создателе карамели с начинкой, позволяющей сохранить и передать вкус свежих ягод и фруктов, бывшем крестьянине из Пензенской губернии Алексее Абрикосове, который со временем стал «конфетным королем». При этом «экспертная группа» из нескольких человек блестяще справилась с поставленной задачей и практически безошибочно определила на вкус начинки в предложенных карамельках.

Помимо этого, были раскрыты секреты создания мороженого крем-брюле и жидкого шоколада. И, конечно, темой для особого разговора стали  тульские пряники, которые прославили наш край на весь мир. Ребята продемонстрировали отличные знания об этом  известном лакомстве, ответив на вопросы о происхождении его названия и способе изготовления с помощью специальных деревянных форм. А вот, чтобы правильно определить состав современного тульского пряника, его с энтузиазмом продегустировала вторая «группа экспертов».

— Конечно, в Туле было много замечательных  династий пряничников, — отметила Наталья Павловна, — Но наиболее известными среди них, пожалуй, были Гречихины и Сериковы. Достаточно только сказать, что пряники от Гречихиных по стоимости приравнивались к элитному шоколаду. Продавались они в  красивых жестяных коробках, защелкивающихся на изящный замочек, и каждый пряник был обернут в специальную бумагу. Не уступали по качеству и разнообразию начинок пряники, выпускаемые Василием Евлампиевичем Сериковым, которые продавались под торговой маркой Сериков и Ко. Ассортимент пряников был разнообразным: ореховые, апельсиновые, абрикосовые, миндальные, шоколадные, дынные. Кроме того, Сериков в Туле еще был хорошо известен как меценат. В 1903 году на его деньги был построен храм во имя Двенадцати святых апостолов, несколько позже  на пожертвования кондитера возвели богадельню и приходскую школу.

Школьники совершили воображаемую экскурсию по известным кондитерским старой Тулы, а самое главное, узнали имена известных фабрикантов-кондитеров, вошедших в историю города и всего Тульского края как щедрые благотворители, заботившиеся о своих земляках.

Большой интерес вызвало повествование о  семье успешных купцов Ермолаевых-Зверевых, жертвовавших значительные суммы на строительство школ, детских приютов и больниц. Так, на средства Степана Александровича Ермолаева-Зверева была построена хорошо известная многим церковь во имя преподобного Серафима Саровского, при которой действовали церковно-приходская школа и богадельня. И, как оказалось, в гостиной Тульской духовной семинарии в память об этом человеке хранится маленький фарфоровый самоварчик, когда-то подаренный им на Пасху своей помощнице. Самоварчик этот предназначен не для чаепития, а для хранения чая или кофе.

Но, пожалуй, наибольшее впечатление произвела чудом сохранившаяся и оказавшаяся в Тульской духовной семинарии икона апостола Петра, принадлежавшая известному тульскому кондитеру Петру Ивановичу Козлову. Как истинный православный человек, Петр Иванович почитал своего святого, молился ему, старался жить, соблюдая христианские заповеди и всегда помогал нуждающимся.

Как не жаль, но занятие подошло к концу.

По словам Даниила Огибина, который впервые оказался в  стенах Тульской духовной семинарии, было очень интересно окунуться в эпоху позапрошлого века и, конечно же, пополнить свои знания.

— Больше всего меня удивило происхождение названий некоторых сладостей, — говорит мальчик. — Например, я и не знал, что «пастила» в переводе с латыни означает «лепешка», а монпасье – французское слово, переделанное  на русский лад. Еще мне запомнилось, как хранили свои секреты друг от друга тульские пряничники, и как во время Великой Отечественной войны специально для жителей блокадного Ленинграда испекли партию пряников.

На Тимофея Кузьмина большое впечатление произвели предметы, сохранившиеся с дореволюционных времен: красивые чайные чашки и ручная кофемолка.

— Очень хорошо, что нашлись люди, которые их сохранили, сберегли через столько лет, чтобы мы сегодня могли на них полюбоваться, подержать в руках. Тем более что они такие красивые. Спасибо большое всем, кто придумал такие интересные темы для экскурсий. Я надеюсь, что мы сюда еще придем всем классом, потому что занятие понравилось всем.

Марина Полянская, фото автора