В преддверии IX (XVII) Областных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» в издательском отделе Тульской епархии состоялся круглый стол. Общаясь с тульскими библиотекарями, председатель издательского отдела протоиерей Максим Троеглазов и редактор отдела Ирина Червякова задались актуальным сегодня вопросом: как более  тысячи лет назад крещение русского народа святым равноапостольным князем изменило  и продолжает менять мир, а главное, жива ли сегодня Святая Русь  и каковы ее духовные координаты?

Открывая мероприятие, отец Максим особо подчеркнул тот факт, что Святейший  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, определяя темы для Рождественских чтений и Русского Народного Собора в этом году,  выделил одну из главных  – а именно,   всегда актуальную для православных христиан тему миссии святого равноапостольного великого князя  Владимира, Крестителя народов славянских. Венцом  этой боговдохновенной миссии стало  благодатное обретение  народом России веры во Христа.

То, что тема Крещения Руси   по-прежнему актуальна, подтверждено тем, что она продолжает порождать  полемику среди исследователей и историков, мнения которых абсолютно разные. Что касается самого князя Владимира и его судьбоносного для мира решения, то сердце каждого русского человека до сих пор благодарно отзывается ему. Ведь как можно поклоняться куску дерева, который сделал сам? Это еще много веков назад понимал великий князь, отдавая себе отчет, что  Перун   и древние идолы проигрывают не только как символы религиозного чувства людей, но и  как символы государства – политически, тем более неспособны они собрать воедино  весь народ.

А народ Древней Руси по своему менталитету не мог обходиться без веры. Русский народный фольклор, живший еще до литературы, пронизан  духовным поиском, ожиданием. Князь Владимир был космополитом, часто бывал за границей, посещал Византию и видел, что страна, живущая Евангелием, совсем другая. Самое важное  событие для русской истории совершилось в тот момент, когда прибывшие из Византии русские послы рассказали, как, побывав на богослужении в храме, были поражены и не могли понять, где  находились – на небе или земле. С тех пор началась история не только Церкви, но и нашей большой страны. Было еще много испытаний: и княжеские междоусобицы, и нашествие иноплеменников, и столетнее пребывание под игом. Судьба у России  нелегкая, но это осталось в прошлом, а  сегодня мы имеем большое  духовное и культурное наследие, которое дала нам вера.

По словам протоиерея Максима Троеглазова, «вера – это и есть единственный критерий нравственности нашей жизни и духовного самоопределения. Когда человек отрывается от Бога, он теряет образ Божий, а затем утрачивает и человеческий. Обретя веру, российский народ ОБРАЗовался – у него появился образ Божий, который стал стержнем его истории.

Наши миссионеры действовали не копьями и штыками, а кротким евангельским словом, они шли в подрясниках с легкими мешками на плечах и покоряли Сибирь, Дальний Восток. Они плыли по Амуру и Енисею, заплывали  в дальние улусы.  И где появлялось православие, там появлялось и государство наше. Если ты стал православным, значит, не только сам приблизился к России, но и приблизил ее к себе –  так некогда стремились попасть в нашу империю Грузия, Казахстан и другие страны».

Отец Максим акцентировал, что судьбоносное решение определило ход дальнейшей истории Руси и проникло во все сферы народной жизни. Образ святого, преподобного, стал основанием каждой семьи. Как в монастыре, постились и молились в каждой семье, и при этом считалось правильным, полагаясь на Бога, а не на материальное благополучие, иметь много детей. Большая часть населения жила в сельской местности, в простоте и вере.

Евангелие, появившись на Руси, изменило многое.  Именно тогда появились… столы. В древней христианской церкви  слово «стол»  – производное от престола. Трапеза после службы называлась «агапа». Первые христианские богослужения были связаны с принятием пищи – священной трапезой в воспоминание о Христе, позже всеобщая братская трапеза была отделена от службы, стала переходить в дома, и там тоже появились столы. Полностью изменились  уклад и строй жизни. В любом селе на самом лучшем месте был возведен храм, и в этом проявилась любовь нашего народа к Богу.

Самой высокой точкой православия  на Руси  стали периоды, когда и царь, и патриарх были причислены к лику святых. Так, святыми признаны митрополиты Петр и Алексий, князь Владимир и Александр Невский. Подумать только, святые во главе Церкви и государства – большей симфонии  в истории и быть не могло!

Князь Владимир воистину был пророк, которому открылась воля Божия. Он бросил все прежнее, и вслед за ним, слыша голос Божий, народ пошел в сторону православия, и идет  к вере и сегодня. Увы, стремлением к вере  не отличается сегодняшняя, некогда величавая христианская Европа с ее могучими соборами: храмы пустые, холодные, в них нет жизни.

Российские «западники» издавна  укоряли Россию за ретроградность, «продавливали» западные идеи, устраивали травлю славянофилам и спровоцировали негативные настроения в стране. А после революции и русский народ перестал ходить в храм и многое утратил, забыв, что храмовое благочестие делало человека совершенно другим.

Но и за годы безбожия  русский народ не утратил своей генетической духовности, не сравнялся с сегодняшней Европой, которая перестала сопротивляться духу нашего времени: там, например, не принять однополые браки значит обречь себя на уголовное преследование и тюрьму. Сегодня экономике Запада нужно новое разнузданное поколение, не имеющее внутренней связи с христианством. Основа же христианства – не стремление главенствовать, это жертва, и на Руси испокон века друг другу жертвовали.

С высоты сегодняшнего времени мы можем видеть, какую роль сыграло в жизни нашего народа крещение: в каждой избе жил  Господь, и в сердце людей  всегда оставались пространства, где  пребывал Бог. «Помянух дни древние и поучахся», пел псалмопевец и пророк Давид.  В далеком прошлом  коренятся истоки глубокого и дальнего взгляда князя Владимира, переданные нам  как некое пророчество в его устах, его действиях. Он повел страну, как пастырь стадо – совершенно в другую сторону, и этим спас ее от вымирания.

Близость России к Азии не обещало ей высокую культуру: известно, что трагедия неписьменных народов – их примитивность. Но князь Владимир Святой сделал свой выбор, и появился великий народ – народ одной книги, народ Евангелия.  Он шел тернистым путем, похожим на путь на Голгофу, многого лишался, но  оставался с Богом. Недаром святые отцы говорили, что народ, который утром и вечером молится и полагается на волю Божью, непобедим. Нищета духовная  и есть та сила, которой благословил Господь через крещение.

Поступок, совершенный Владимиром  тысячу лет тому назад, переменил все.  На Русь пришла культура письменности и иконографии, византийский политес и этикет, был выстроен роскошный кремль, большие храмы, лицо Русской земли изменилось. Народ стал более просвещенным,  и суеверия начали постепенно исчезать.

Доступная печатная книга появилась благодаря руководству страны и церкви, чтобы Евангелие и  Ветхий Завет  стали доступны для каждой семьи, а ведь  поначалу не всякий храм имел напрестольные богослужебные книги. Долгое время народ не хотел ничего читать, кроме церковных книг, но как быстро наша письменность  выросла в великую русскую литературу! Книги Достоевского, Лескова, Куприна  и многих других авторов несут  в себе печать христианства, благодаря ним многие пришли  и до сих пор приходят к вере.

Твердое шествие путем князя Владимира в восточной традиции православия направляло Русь  вплоть до Петра Первого. Об этом золотом веке веры рассказывает изданная в наши дни старинная книга «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине 17 века, описанное его сыном архидьяконом Павлом Алеппским» – живое описание фундаментального православия в тот период, обрисовывающее нравы того времени. Странник мог заходить в любую дверь, нищих и нуждающихся не было, но вот табакокурение  и винопитие в пост каралось тоталитарно.  Царь Алексей Михайлович был духовным и человечным, сам кормил прокаженных, посещал тяжелобольных.

Интересная деталь – Украина в книге не упоминается  как отдельное государство, она лишь называется страной казаков. Потоиерей Максим Троеглазов выразил глубокую скорбь по поводу происходящего сейчас на Украине, когда два народа одной веры столкнулись и стали кровными врагами. Он констатировал,  что просто и быстро не получится исправить  такую ошибку, и не одно поколение будет помнить обоюдные обиды, а это память народа.  А братоубийство вместо сопротивления  вражде и отсутствие иммунитета против внешних сил неминуемо ведут к  отпадению от Бога и историческим ошибкам. «И поэтому сегодня мы должны особенно много рассказывать новому поколению об этом великом человеке  и созидателе – святом равноапостольном  великом князе Владимире», – подытожил он.

Ирина Червякова в своем выступлении  отметила, что значение князя Владимира для истории – это аксиома, которая не подвергается сомнению. Она назвала классиков и современных писателей, посвятивших ему свои произведения – это Карташов, Костомаров, Вернадский, болгарские авторы, наши современники Васильев и Крупин.

Все выпады против святого правителя Руси у грамотных людей сегодня вызывают улыбку, потому что невозможно отрицать  очевидное: искра Божья снизошла на Русь, которая расцвела и преобразилась. Да, историческая личность князя противоречива, и многие псевдоисторики играют на этом: многоженство, войны, распри, борьба за власть имели место в его жизни. Но житие четко проводит границу – с принятием крещения  жизнь Владимира кардинально переменилась: он примирился с врагами, стал первым благотворителем, образовал школы, содействовал строительству храмов.

Масштаб его личности велик – недаром князя Владимира прославляют в молитвах и песнопениях, а после смерти он сразу почитался людьми. На многих изображениях  его венчает царский венец –  и именно он первый русский царь, а не Иван Грозный, как принято считать. Владимир сидел на престоле со скипетром в руках, имел свой герб и  именовал себя преемником византийских императоров – подобно им он именовался василевсом, и уже в 10 веке был упомянут как царь, а жена его Анна именовалась царицей. Тогда же Владимир приступил к чеканке своих монет, золотника и серебряника с царскими регалиями.

В житиях  Владимира Святого прямо называют царем. Канонизация без письменных актов началась через 35-40 лет после его смерти при митрополите Иларионе, ему была составлена служба – тогда еще как преподобному. Многие авторы того времени называли его новым Константином, подобным первому  христианскому царю. Почитанию святого царя-крестителя придавалось государственное значение. Особое почитание установилось в Новгороде и Пскове, а также в Москве, где в начале 14  века появляются в храмах его изображения с сыновьями Борисом и Глебом. Есть они и в составе годовых ковчегов в Софийском соборе в Киеве. При крещении князь получил имя Василий, и на Руси было много церквей в честь его патрона – святого Василия Кесарийского.

Ирина Александровна показала слайды со старинными  артефактами, связанными с почитанием великого равноапостольного князя. Это походный иконостас 14 века «Небесный свод», внизу которого изображены святые – в центре князь Владимир, княгиня Ольга, Борис и Глеб. Это совмещенные иконы Богородицы и Владимира Святого.  Это чудом дошедший до нас древний церковный воздух 15 века, на котором вытканы  Нерукотворный Спас, Божия Матерь, Иоанн Креститель и русские святые, в том числе Владимир.

Благодаря  представленным фото собравшиеся познакомились с Владимирским собором в Херсонесе, во время Великой Отечественной войны разрушенным до основания и восстановленным недавно, а также с памятником святому князю. Кстати, когда строился собор в 80-90 годы 19 века, деньги собирались по всей России, в том числе и в Тульской епархии. Известно воинское знамя  с изображением князя, украинские марки.

Ирина Червякова показала и более современные картины и фрески кисти художников-передвижников, в том числе васнецовские росписи Владимирского храма в Киеве, отметив, что их можно увидеть во Всехсвятском соборе Тулы – когда в 60-70 годы  20 века шло подновление собора, художники брали за образец его эскизы. Кстати, в нашем городе  есть храм Крестителя Руси на Туламашзаводе – на территории предприятия в 2013-м году был установлен памятник святому. Монумент Тысячелетия Крещения Руси есть и в Новгороде.

Все мы, туляки, тоже являемся преемниками Святой Руси. Преемство шло через Коломенскую епархию, Новый Рим, Киевскую митрополию, Чернигов, Московский патриархат, а затем  – через образованную в 1799 году Тульскую епархию.

В завершение вечера  участники мероприятия обсудили волнующие их современные проблемы. Тульские библиотекари посетовали, что министерства образования и культуры  нацеливают все учреждения на воспитание не просто гражданина своей страны, но хорошо информированного потребителя – школа  приравнивается к сфере услуг, а читателей отныне называют пользователями информации. Живую книгу все чаще отправляют на списание, а посетителей библиотек становится в разы меньше. Положительных тенденций немного, радует одно – с возвращением школьных программ  к итоговым сочинениям учащиеся старших классов снова посещают библиотечные филиалы и берут русскую классику.

Также было высказано желание проводить подобные встречи систематически, на что председатель издательского отдела и настоятель храма святого Димитрия Солунского протоиерей Максим Троеглазов ответил, что не первый год каждое воскресенье прихожане храма и все желающие  собираются  в трапезной храма для духовных бесед, и пригласил библиотекарей в них поучаствовать.

Библиотекарь читального зала БИК МУК «ТБС» Галина Чеканова поделилась впечатлениями от встречи: «Мы давно сотрудничаем с Тульской епархией и планируем и дальше развивать наши отношения. Недавно у нас были семинаристы-первокурсники, мы плодотворно пообщались, и вот теперь – интересный круглый стол в Издательском отделе. Рассказывая о князе Владимире, отец Максим  привел много новых фактов, которых нет в популярной литературе. Рассказ Ирины Червяковой с ярким визуальным рядом тоже был полезным и познавательным. Конечно, мы беспокоимся о молодежи, ее восприятии истории, ее нравственности, и готовы  рассказывать всеми доступными средствами обо всем духовном и культурном наследии,  которое принесло нам Крещение Руси».

Заведующая библиотекой тульской школы №8 Марина Митяева  сказала: «Благодарим издательский отдел епархии за гостеприимство, радушие и доставленную нам радость. От вас не хочется уходить! Мы побывали в храме святого Димитрия Солунского, где для нас провели замечательную экскурсию. Мы познакомились с местными святынями, приложились  к  иконам, отвлеклись от суеты, отдохнули душой. Важно и то,  что мы получили много насыщенной и полезной  исторической и даже методической информации, которая послужит ориентиром в нашей работе с детьми. Грамотно подобранный  вами культурологический материал  мы с благодарностью будем использовать при тематических встречах со школьниками».

Валентина Киденко, фото автора