В Тульском епархиальном паломническом центре, который базируется в  Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре города Тулы, по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, работала конференция, посвященная 150-летию Богородичной Щегловской обители.

 Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» состоялись 16 декабря в Тульском епархиальном паломническом центре, который базируется в  Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре города Тулы. По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия в этот день здесь работала церковно-историческая конференция, посвященная 150-летию Богородичной Щегловской обители.

Открывая конференцию, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Щегловского монастыря, председатель Тульского епархиального паломнического центра, передал собравшимся благословение митрополита Тульского и Ефремовского Алексия:

— Дорогие братья и сестры, наши прихожане и паломники, позвольте передать вам поклон и благословение владыки Алексия, митрополита Тульского и Ефремовского, на проведение нашей конференции. Всем желаю укрепления сил духовных и телесных, чтобы было плодотворным сегодняшнее обсуждение важной темы.

Архимандрит Клавдиан напомнил, что в 2015 году будет отмечаться тысячелетие преставления святого князя Владимира:

— Спустя тысячу лет его личность собирает вокруг себя сотни неравнодушных людей, в том числе и специалистов в области образования и культуры. Действительно, события конца Х века заложили фундамент культурного и политического развития государства. Владыка Алексий считает очень важным обсуждение темы преемственности святоотеческих традиций в русском монашестве со времен князя Владимира и до наших дней, а практически именно эта тема будет раскрываться докладчиками во время сегодняшней конференции.

Выбор святым князем Владимиром христианства

Главной темой доклада Е.И. Королевой, старшего преподавателя кафедры истории и археологии Тульского государственного педагогического университета, заместителя декана факультета русской филологии ТГПУ, стал  выбор князем Владимиром христианства восточного обряда, повлиявший на дальнейшее развитие России и мира.

— Нет ни одной стороны в жизни нашей Родины, которую бы не обогащало бы и не развивало христианство: и отечественная культура, и духовность, и нравственность, и государственность теснейшим образом связаны с цивилизационным выбором, сделанным князем Владимиром в десятом веке с принятием христианства, — сказала Елена Ивановна Королева. – В докладе митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, сделанного на IX Рождественских региональных чтениях, прозвучала мысль о том, что русская государственность с самого своего основания преемственно строилась на фундаменте, освященном православной христианской верой. Единство славянских народов, крещеных в Днепровской купели, было основой становления и развития могучего российского государства. Крещение в 988 году ввело российский народ во всемирный исторический процесс.

Выбор этот был не случаен. Его предопределили факторы географические, исторические, экономические, политические. Елена Ивановна последовательно раскрыла значение всех этих факторов при выборе цивилизационного пути для России, сделанном князем Владимиром.

На примере древнего произведения «Слова о законе и благодати» докладчик рассказала об опыте осмысления христианства как вселенской спасительной веры, к которой благодаря святому князю Владимиру стал причастен русский народ. С большим вдохновением и силой его автор Иларион, первый митрополит русского происхождения, избранный и поставленный на Киевскую митрополию Собором русских епископов, говорит о плодах принятия христианства Русью:

«И подобало Благодати и Истине воссиять над новым народом. Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе… Но новое учение — новые мехи, новые народы! И сберегается то и другое. Так и совершилось. Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И озеро закона пресохло. Евангельский же источник, исполнившись воды и покрыв всю землю, разлился и до наших пределов. И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу. И уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами, не без упования еще живущими, но уповающими на Жизнь Вечную. И уже не капища сатанинские воздвигаем, но церкви Христовы созидаем. Все народы помиловал Преблагой Бог наш, и нас не презрел Он: восхотел — и спас нас и привел в познание Истины».

В Крещении Руси князем Владимиром митрополит Иларион видит переломный момент русской истории. Автору «Слова» удалось передать то духовное ликование, которое было характерно для молодого русского христианства как для новой веры, пришедшей на смену обветшавшему язычеству.

Старчество в церковной традиции

Тему преемственности монашеских традиций продолжил иеродиакон Евлогий (Харитонов), кандидат философских наук, доклад которого назывался «Старчество в церковной традиции».

— Один из самых почитаемых старцев Оптиной пустыни, преподобный Варсонофий говорил, что в духовной жизни есть различные пути ко спасению, но самый простой и кратчайший путь – это путь старческого окормления, — сказал отец Евлогий.

На примере духовного опыта старцев отец Евлогий раскрыл многие стороны этого удивительного явления: оно процветало с подъемом жизни Церкви и оскудевало в упадочные периоды. С жизни преподобного Антония Великого (IV век) начинается ряд старцев, упоминаемых составителями достопамятных сказаний «Лавсаика», «Луга Духовного»,  «Истории боголюбцев», Патериков.

Отец Евлогий рассказывал о временах развития старчества и о других временах, когда монашество стало приходить в упадок, и вместе с ним иссякало и старчество. Тем не менее, старчество как дар Бога человечеству, дар, вразумляющий и возвращающий людей к Богу, никогда не покидал Церкви полностью.

Монастырь особой духовной судьбы и значения

«Глинская пустынь как центр духовного просвещения. Духовная связь Рождества Богородицы Глинской пустыни и Богородичного Щегловского мужского монастыря. Заветы Глинских старцев». Такова тема сообщения, которое сделала Е.О. Крылова, доктор экономики и финансов, ректор Московской педагогической академии, представитель «Глинских чтений», которые каждое лето проходят в Троице-Сергиевой лавре. Чтения называются Глинскими по своему источнику — Глинской пустыни, которая сформировала свою педагогическую школу.

Елена Олеговна Крылова посвятила свое выступление монастырю особой духовной судьбы и значения — Глинской Рождество-Богородицкой пустыни, ныне находящейся на территории Украины. Особенностью этой обители было то, что здесь находилась чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская, и происходили многочисленные чудеса исцеления, совершавшиеся от нее. Монастырь отличался строгим общежительным уставом, составленным по «образцу» Афонского. Устав Глинской пустыни служил и служит образцом для православных обителей.

Но более всего прославилась Глинская обитель процветавшим в ней старчеством – особым образом духовного руководства. Это была одна из тех редких обителей, где старческое окормление было утверждено уставом.

Выдающийся подвижник Глинской пустыни, схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932-1991), считал, что старчество – это «особый дар Святого Духа», талант, который апостол Павел называет «даром рассуждения», а «рассуждение, по определению преподобного Иоанна Лествичника, состоит в том, чтобы точно и верно постигать Божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи».

Глинские иноки служили как духовным, так и сугубо земным, материальным нуждам своего народа. Благотворительная деятельность была столь непреложным законом обители, что о ней было написано в уставе монастыря. Обитель содержала несколько гостиниц, богаделен, странноприимниц. Ежегодно пустынь принимала более 60 тысяч богомольцев. В периоды неурожаев Глинские иноки щедро раздавали крестьянам хлеб.

Глинская пустынь была тем домом милосердия, где каждый встречал теплый прием, искреннюю любовь, получал необходимую помощь.

Интересна миссионерская деятельность Глинской пустыни. Глинские миссионеры облагородили не только самые отдаленные уголки русской земли — Якутию, Иссык-Куль, горный Алтай; их узнали и в Америке, во Франции, в Иерусалиме, на Афоне. Удалось прочесть дневник русского миссионера, который в 1862 году приехал в Америку. Это глинский архимандрит Иларион, который здесь научил индейцев хлебопашеству, рыбной ловле, научил разводить пчел, лечиться, потому что у них там было много разных болезней. Это тот человек, который крестил более 4 тысяч индейцев. Но он пришел к индейцам не просто, чтобы научить их хлебопашеству и медицине, а чтобы открыть им истину, открыть цель жизни.

Впервые всестороннее исследование истории этого монастыря было проведено продолжателем иноческих традиций Глинской пустыни, последним (по времени земной жизни) великим Глинским старцем, магистром богословия схиархимандритом Иоанном (Масловым). Схиархимандрит Иоанн не только тщательно проанализировал весь опубликованный о монастыре материал, но главное – своими молитвами и трудами он восстановил утраченный архив Глинской пустыни.

Его фундаментальное исследование «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в ХVI–ХХ веках» допущено Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебно-методического пособия, а замечательный труд «Глинский патерик» переиздан на средства, выделенные в соответствии с распоряжением президента РФ.

Знать деятельность Глинской пустыни важно всем нам. Ведь недаром схиархимандрит Иоанн Маслов говорил, что христианство облагородило мир и дало ему самое правильное направление во всех сферах жизни общества.

Духовная связь Богородичного Щегловского монастыря с великими обителями

Велика духовная связь Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря с великими обителями  — Русским на Афоне Пантелеимоновом монастырем и Рождества Богородицы Глинской пустынью. Основатель мужского монастыря в Щеглове Василий Иванович Макарухин с первого дня строительства обители намеревался приложить все силы к формированию высокой духовной жизни в ней по строгому монашескому уставу. И потому обратился – при поддержке архиепископа Никандра — за помощью в эти известные всему миру своим духовным авторитетом монашеские обители, которые славились не только строгим уставом, но и развитием старчества.

С Афона были посланы святыни, удостоверенные надлежащей дарственной грамотой Афонского Протата — части Животворящего древа Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы св. мощей Великомученика Пантелеимона Целителя (потому позже обитель была именована и Пантелеимоновой) и преподобных мучеников Игнатия, Акакия и Евфимия.

В 1870 году Глинская пустынь прислала в Тулу иноков и иеромонахов, учеников Глинских старцев, из коих некоторые были позже настоятелями. В Щегловском монастыре был принят устав Глинской пустыни. Об этом на конференции рассказал в докладе «Преп. Варсонофий Щегловский и Тульский – основатель, благотворитель и насельник Богородичного, что в Щеглове, монастыря  г. Тулы»  А.Г. Белов, научный сотрудник Музея военной истории Тульского края, кандидат социологических наук.

Постриженики Глинской пустыни служили во многих монастырях духовниками, казначеями, ризничими. Из Глинской пустыни в Щеглов монастырь перевели иеромонахов Иллариона и Дометиана, иеродиакона Азарию, монаха Дорофея и семерых послушников: Якова Кудряшова, Андрея Чалого, Арефу Чекамаза, Евдокима Колупаева, Михаила Старицкого, Никиту Покотаева и Феодора Сотникова. Иеромонах Илларион, ученик глинского старца Мартирия (Кириченко), стал в Тульском монастыре братским духовником.

Высоко ценил и понимал значение старчества Василий Иванович Макарухин, основатель Богородичного Щегловского мужского монастыря в Туле. С годами он все больше задумывался о монашеском житии для себя, о пути духовного возрастания. Василий Макарухин по древнему православному обычаю нашел себе советника в лице своего тайного монашеского духовника иеромонаха Никандра.

А когда созрело в нем решение направить на строительство мужской обители средства, накопленные благочестивым трудом, и собственным, и трудом отца, дедов, прадедов, словом, всех предков, Василий Макарухин пришел к Никандру и со всем простосердечием открылся ему, что, имея большое состояние, желал бы употребить его на одно большое богоугодное дело.

Старец сердечно отнесся к заявлению боголюбивого простеца и повел беседу об основании святой обители там, где она была утрачена, а именно в Туле. Отец Никандр по происхождению был туляком, он знал о желании тульских граждан, их слезных молитвах к Богу о строительстве здесь мужского монастыря  — святой обители, места обитания Святого Духа. Искусным «кормчим», «наставником» в деле спасения души исстари православный народ признает именно мужские монашеские обители. Так Божьим Промыслом совпало стремление храмоздателя Василия Макарухина и тульского православного люда построить и украсить в Туле святую обитель.

Щегловская обитель и ее архитектор

Подробно о создании Богородичного Щегловского мужского монастыря города Тулы и его архитекторе Александре Гавриловиче Бочарникове рассказал на конференции В.В. Куликов,

профессор ТулГУ, заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, академик Российской академии архитектуры и строительных наук.

Александр Гаврилович Бочарников — известный тульский архитектор второй половины XIX века. Успех и известность пришли к нему с завершением строительства основных строений комплекса мужского монастыря близ Тулы в Щегловской засеке.

Александру необходимо было создать образ монашеской обители в современном по тому времени понимании черт древнерусского зодчества, не отходя от канонизированных представлений. Не хватало опыта, приходилось учиться и советоваться. Но молодому архитектору сопутствовали удача и поддержка старших. Тульская строительная комиссия рассмотрела и одобрила планы и фасады всех основных будущих сооружений монастыря.

Обращая на себя все большее внимание своими работами, Александр Бочарников вскоре назначается архитектором Тульской епархии. С этого момента его деятельность сосредотачивается в большей степени на объектах культового назначения.

Владимир Васильевич рассказал и о времени запустения, а затем возрождения Богородичного Щегловского монастыря, когда он с соратниками создавал проект восстановления Щегловской обители.

Собравшиеся с интересом рассматривали эскизы этого проекта, выставленные в большом зале трапезной обители. А в дополнение ко всему Владимир Васильевич передал в подарок монастырю свои статьи о возрождении Богородичной Щегловской обители и эскизы проекта.

Братия Щегловской обители рассказывает о временах, подвижниках и о возрождении

Продолжили тему конференции докладчики из числа братии обители: благочинный игумен Феогност (Авдеев) рассказал о преемниках Глинских старцев – насельниках Богородичного Щегловского мужского монастыря. И о игумене Дометиане, в схиме Серафиме, ученике Глинских старцев – духовнике Щегловского монастыря.

«Духовная связь Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря и Богородичного Пантелеимоновам Щегловского мужского монастыря. История святынь Щегловского монастыря. Гавриил Бочарников – афонский монах, его монашеский путь от Афона до Тулы, иеросхимонах Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря».  Это тема сообщения игумена Филарета (Смирнова).

«Запустение в начале ХХ века и возрождение в наши дни Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы».  Об этом говорил иеродиакон Герасим (Маслич).

Богородичный Щегловский мужской монастырь Тулы был духовным центром тульского края до начала 20-х годов прошлого века — тогда было вынесено постановление о его упразднении.  В 1921 году Щегловский монастырь, как и все другие монастыри в Туле и Тульской губернии, был закрыт. С той далекой поры более чем за 70 лет здесь перебывало множество всевозможных организаций.

18 июля 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Щегловского Богородичного монастыря, возвращенного  Тульской епархии. Решением исполкома областного Совета народных депутатов от 2 ноября 1990 года комплекс зданий Богородичного Щегловского монастыря передан в пользование Тульского епархиального управления.

Постановлением главы областной администрации от 13 февраля 1992 года весь комплекс зданий монастыря с прилегающим к нему старым липовым парком передан Тульскому епархиальному управлению в бессрочное безвозмездное пользование.

В Туле в то время подвизался старец Христофор. Многие прихожане храмов Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря знают, помнят и любят старца схиархимандрита Христофора. Именно отец Христофор начал вести речь о восстановлении Щегловской обители. По его совету, в Священный Синод было подано прошение о канонизации схимонаха Варсонофия.

Митрополит Серапион прислушался к словам старца Христофора о восстановлении Щегловской обители к столетию со дня блаженной кончины преп. Варсонофия Щегловского и Тульского, которое праздновалось в мае 1990 года.

Старец Христофор  был духовником первых насельников Щегловского монастыря, когда его открывали 20 лет тому назад, как женскую обитель. Больше десяти лет тому назад была восстановлена историческая справедливость, и Богородичный Щегловский монастырь вновь стал мужским. Это была давняя мечта митрополита Тульского и Белевского Серапиона, который предполагал жить здесь на покое и заняться делом прославления схимонаха — преп. Варсонофия Щегловского и Тульского и схииеромонаха Серафима, известного под именем старца Дометиана.

Трудно было архимандриту Клавдиану принять решение взять на себя ответственность – стать наместником, взяться за трудное дело восстановления монастыря. Но разговор об этом был продолжен.  Владыка  Кирилл благословил подать документы в Священный Синод о преобразовании женского монастыря в мужской. В октябре 2001 года Святейший Патриарх и Священный Синод утвердили это преобразование.

В феврале 2002 года было подано прошение в Священный Синод об утверждении наместника. 12 марта 2002 года такое утверждение последовало, архимандрит Клавдиан стал первым — со дня восстановления — наместником Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы. И до сих пор продолжает дело восстановления былого благолепия Щегловской обители.

Определением Священного Синода от 7 октября 2002 г. на Тульскую и Белевскую кафедру был переведен митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, тогда он стал священноархимандритом Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря.

Все эти годы, начиная с 2002-го, все дела в монастыре начинались и начинаются нынче с благословения митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, священноархимандрита Пречистенской Пантелеимоновой Щегловской обители. И творятся успешно во славу Божию, трудами Его Высокопреосвященства, по его молитвам подает Господь помощь обители в восстановлении.

Монастырский собор был освящен в день Покрова Божией Матери, тогда здесь был отслужен первый молебен. А затем митрополит Тульский и Ефремовский Алексий освятил алтарь и совершил в монастырском соборе первую Божественную литургию.

Глядя на величественный монастырский собор, трудно поверить, что совсем недавно на этом святом месте была «мерзость запустения». Совершилось явное чудо – вновь над обителью Пресвятой Богородицы сияют золотые кресты, здесь возносятся молитвы, звучит колокольный звон.

Повседневная жизнь братии обители проходит в молитве и труде на послушаниях: в храмах, на трапезе, на просфорне, в мастерских, на ремонте и строительстве. Братия и послушники участвуют в церковных богослужениях, благочинию которых в монастыре придается особое значение.

По молитвам своего небесного покровителя преп. Варсонофия Щегловского и Тульского, основателя мужского монастыря,  обитель расцвела духовно, снова став «светом миру» и «солью земли». Под покровом Пречистой Богородицы, возлюбившей и прославившей место сие, продолжает свое житие древняя святая обитель.

В заключение конференции архимандрит Клавдиан вручил основным докладчикам благодарственные письмаБогородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря. А Елега Олеговна Крылова передала в дар монастырю книги, изданные Московской педагогической академией.

Поклонение святыням

Разговор о возрождении Богородичной Щегловской обители был продолжен во время экскурсии по монастырскому комплексу, которая была проведена для участников конференции. Они услышали подробный рассказ  об истории монастыря и его святынь, поклонились чудотворной иконе Божией Матери «Млекопитательница», помолились возле ковчега со святыми мощами. Конечно, отдали дань поклонения святому преподобному Варсонофию возле его надгробия в левом алтаре нижнего храма собора.

И обменялись мнением о прошедшей конференции.

— Мы благодарны и рады, что Тульский епархиальный паломнический центр и Щегловский монастырь пригласили нас на свою юбилейную конференцию, — сказала Елена Олеговна Крылова, представитель Глинских чтений. – Нам понравился Богородичный Щегловский монастырь своим восстановленным благолепием, это хорошо, что плодотворна и многоценна жизнь в обители, не только возрождающая стены, но и духовная, богослужебная.

Елена Олеговна подчеркнула важность и актуальность нынешней темы конференции и еще раз напомнила слова митрополита Московского Филарета о том, что тем государствам Бог дает силу, могущество и богатство, которые хранят нравственный порядок в своей жизни и исполняют нравственный закон.

А участники из числа прихожан и паломников, давая оценку нынешней конференции, просто порадовались тому, что стали слушателями таких интересных докладов, что конференция открыла для них возможность ближе узнать монашескую жизнь, и что родной монастырь их не забывает, приглашая на обсуждение таких важных тем.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра