При храме преподобного Сергия Радонежского прошла очередная  духовная  беседа  участников православного молодежного движения,  по окончании которой  ребята  собрали и украсили новогодние елки.

Мероприятие, которое  возглавил  иерей Андрей Еринков,  проходило в уютной дружеской  обстановке за чаепитием. Отец Андрей рассказал участникам о традиции украшать ели. В своем рассказе он отметил следующее: «Обычай наряжать на Новый год елку пришел в Россию из Европы при Петре I, он имеет немецкое происхождение. Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI в. В Сочельник елку устанавливали в церкви на хоры и украшали яблоками. При разыгрывании сценок об Адаме и Еве она символизировала Райское дерево и напоминала об искусительном плоде. Со временем добавились и другие украшения,  а верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь.

Со временем, традиция украшать елку к Рождеству распространилась по всей Западной Европе. В России Петр I в 1699 году издал указ, которым повелел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а Новый год праздновать по-европейски — 1 января. После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II. Считается, что первую рождественскую елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Несмотря на все возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. Приверженцы русской старины видели в елке очередное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Серьезным противником елки как иноземного и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала Православная Церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.  С 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена празднования  Рождества Христова.  Позднее рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке елки  заменила пятиконечная — такая же, как на кремлевских башнях».

Ребята приняли активное участие в обсуждении этой темы. По окончании беседы ребята собрали две елки, украсив  их  шарами и гирляндами. Одна елка белая,  словно покрыта инеем, встречает всех в холле на первом этаже  церковного дома,  другая – зеленая красавица – расположена в каминном  зале здания.

Дмитрий Данилов, один из участников православного движения,  рассказал следующее: «Мне понравилась сегодняшняя встреча и наши приятные хлопоты, которые бывают почти в каждом доме накануне новогодних праздников. Я  думаю, мы отлично справились с поставленной задачей. Спасибо отцу Андрею за интересный рассказ».

Юрий  Леонов добавил к словам Дмитрия: «Новый год и Рождество Христово – самые любимые мои праздники, напоминающие о  детстве. Я думаю, что каждый, как взрослый, так и ребенок всегда с нетерпением ждет этих поистине сказочных дней. Дома мы всегда ставим живую елку, хотя сейчас искусственные ели стали весьма искусно имитировать живые, как те, которые мы наряжали сегодня.  Я получил много положительных эмоций,  готовясь к праздникам  вместе со своими друзьями».

По завершении мероприятия отец Андрей сказал: «Следует отметить также, что в Священном Писании ничего не сказано о рождественских елках, но есть традиции, которые укоренились  в среде христиан, и их соблюдают все. Вся суть – в нашем отношении к этим праздничным традициям. Если елка в центре нашего внимания, а Христос забыт, тогда, пожалуй, она может стать символом язычества. Пусть украшенные ели будут  для нас  символом  вечной жизни,  а огоньки на них напоминают  нам о том, что в мир пришел Свет – Христос!».

Татьяна Шитова