При храме преподобного Сергия Радонежского прошла очередная встреча  участников православного молодежного движения.

Беседу, в которой говорилось о Великом посте, провел иерей Андрей Еринков. Обсуждаемая тема была интересна для всех участников: уже давно воцерковленных ребят, и тех, кто делает лишь первые шаги в Церкви или вовсе только интересуется азами православия.  Дружеская атмосфера за общим чаепитием способствовала активному диалогу молодых людей  со священником.

«Великий пост – самый строгий и  важнейший из всех многодневных постов, это время приготовления к главному православному празднику – Светлому Христову Воскресению. Смысл поста не в том, чтобы отказаться от пищи животного происхождения, развлечений и насущных дел, а в том, чтобы лишиться  того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога», – начал разговор  отец Андрей с присутствующими.

«С чего начинать, если постишься впервые?», – задал вопрос отцу Андрею один из участников, который только недавно начал посещать духовные беседы и ходить в храм. Отец Андрей пояснил, что бывают случаи, когда молодежь способна отдать себя без остатка тому, чему верит, и с юношеским максимализмом взяться за любые подвиги.  К посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно. Становясь на поприще поста,  каждому  следует определить свои телесные и духовные возможности, соизмерить их, только после этого можно  возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души. Чрезмерный пост, которые пытаются брать на себя молодые люди,  начинающие  воцерковляться, очень опасен как для физического,  так и для духовного здоровья.  От чрезмерного поста может появиться раздражительность и злоба вместо чувства любви к ближнему, а также гордыня и тщеславие. А смысл поста заключается именно в искоренении греховных качеств и привычек. Пост следует понимать как спасительное средство, как лечение для человеческой души, а  любое лекарство надо принимать, правильно соблюдая дозировку. Без понимания истинного смысла поста он может сделаться вовсе не полезным.  Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, говорил об этом так: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и передает таковых совершенной гордыне».  По словам Василия Великого, надо беречься от того, чтобы «измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, кто воздерживается от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить».

Лариса, одна из участниц беседы, отметила: «Действительно, в большинстве случаев выходит, что во время поста люди думают только о еде, что они употребляют и по правилам ли это?  Часто наряду с этим такие постящиеся еще и превозносятся, начинают думать, что они лучше других,  учить  и осуждать ближних.  А ведь изначально суть поста  была в том, чтоб меньше денег потратить на питание, а на оставшиеся деньги сотворить добрые дела, а сейчас  это мало кто знает и понимает, и только думает, как бы не съесть скоромного. От этого становится очень грустно».

«Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями – для пожилых, больных и детей и тому подобное. Поэтому  в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны стремиться верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Облегчать пост можно по благословению священника. С точки зрения кулинарии посты можно разделить на четыре степени, установленные уставом: сухоядение, варение без елея, разрешение на вино и елей, разрешение на рыбу», – продолжил отец Андрей. – Ко всему прочему, подводя итоги,  давайте вспомним слова Иоанна Златоуста на Пасху, что Господь принимает и того, кто постился с самого начала поста, того, кто начал поститься в середине, и того, кто только хотел попоститься, но ничего не успел. Потому что Господь, как говорит святитель, «и намерение целует». Иногда так бывает, что взгреть это намерение в себе – это тоже подвиг, ведь у  каждого он  свой».

По окончании дискуссии  Сергей Афанасьев, участник беседы, сказал: «Я уяснил, что постясь телесно,  мы должны  поститься  и духовно, то есть, надо стремиться к тому, чтобы пост внешний соединить с постом внутренним, и очищая тело воздержанием, также надо обязательно очищать душу покаянием и молитвой, тогда это будет истинный пост, угодный Богу и спасительный для нас».

Татьяна Шитова