Группа Тульского епархиального паломнического центра поклонилась святыням Свято-Никольского женского Венева-монастыря.

Туляки молились вместе с прихожанами Венева-монастыря, а также с паломниками, прибывшими в монастырь из окрестных сел и даже из других городов.

После службы поклонились святыням Венева-монастыря. Монахиня Елизавета подробно и очень интересно рассказала тульским паломникам об истории обители.

Венев-монастырь является одним из самых древних монастырей. В XI-XII веках здесь уже были поселения, где проповедовал Православие монах Киево-Печерского монастыря Кукша. Он был замучен язычниками и ныне причислен к лику святых земли Тульской.

По легенде, Венев-монастырь был основан в XIII веке на месте, где останавливался греческий священник Евстафий из города Корсуни (Херсонес), где крестился равноапостольный князь Владимир. Три раза являлся во сне священнику Евстафию свт. Николай и поручал доставить свою икону в Рязанскую землю, о существовании которой он не ведал.

В благодатном месте возле Венева священник был встречен с почестями и препровожден далее в нынешний город Зарайск. Там заложили церковь во имя свт. Николая, где и была установлена чудотворная икона, названная позже «Никола Зарайский».

Икона свт. Николая, доставленная из города Корсуни, пронесенная  по нашей тульской земле, освятила ее, и потому здесь была создана обитель, также во имя свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских.

В местах, где жили вятичи, среди лесов, на крутом берегу реки Осетр, возникает Венев-монастырь. Впервые он упоминается в летописи под 1407 годом, а когда был открыт в действительности– неведомо. В XIV веке приходит сюда преподобный Сергий Радонежский. Здесь посетил он пустынника Петра и подарил ему свой посох и власяницу, которые свято хранились в ризнице монастыря до начала нашего столетия. Сохранилась фотография этих святынь.

Проведя остаток жизни в покаянии и слезах

А вот могила праведного Петра, к сожалению, потеряна. Но сохранилась могила князя смоленского Юрия, оказавшегося в монастыре благодаря Петру. В 1406 г., мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и, в конце концов, пришел в Веневский монастырь, пустынник Петр принял его. Здесь оба они в 1407 году окончили дни свои.

Проведя остаток жизни в покаянии и слезах, раскаявшийся убийца скончался 27 сентября 1407 г. на праздник Крестовоздвижения и стал местночтимым святым.

Драматичной историей в XVI веке для Венева-монастыря стала встреча с архиепископом Великоновгородским и Псковским Пименом (Черным), который был талантливым пастырем и умел примирять враждебные стороны. Но царь Иоанн Грозный получил донос на архиепископа, что якобы тот злоумышляет отколоться от Москвы.

При разорении Иоанном IV Новгорода Пимен был заподозрен, в числе прочих новгородцев, в заговоре с целью «Новгород и Псков отдати литовскому королю».

При въезде в 1570 году в Новгород царь отказался принять благословение архиепископа и публично обвинил его в измене. Пимена обвинили в предательстве прилюдно, сняли облачение, одели в ветхую одежду и провезли с позором по городу. Осудили его на вечное заточение в «каменном мешке» Венева-монастыря.

Архиепископа Пимена замуровали в кирпичную кладку под Никольским храмом, оставив воздушного пространства 1,5 куб. метра с маленьким отверстием, через которое подавали воду и просфору раз в сутки.   Пимен Новгородский прожил в таких условиях один год и два месяца и в 1517 году скончался. Но не роптал на Бога, а молился и принимал все как  испытание, ниспосланное Богом. Можно представить, как он молился! Это было поистине молитвенное стояние или даже столпничество. Вскоре после его кончины началось народное, а затем и местное церковное почитание архиепископа Пимена.

Паломникам  разрешили войти в этот «каменный мешок», – так лучше представить положение и состояние мученика, – посидеть на узеньком приступочке, помолиться, попросить святителя о помощи в своих нуждах.

Возрождение Венева-монастыря по молитвам святых

Много испытаний перенес и сам Венев-монастырь, но с 1999 года начал свое возрождение. Сохранился Успенский храм, службы в нем не прекращались даже в советские годы.

На кладбище монастыря находятся рядом две могилы почитаемых в Тульской епархии старцев: священника отца Афанасия Реутова и схиархимандрита Христофора. Прихожане на этих могилах часто зажигают свечи, служат молебны, возлагают цветы, просят помолиться о них.

К отцу Афанасию всегда шли люди из многих городов за духовным советом и по его молитвам получали исцеления. И теперь почитают как молитвенника и заступника. Старец Христофор был известен как мудрый советчик, и не только при жизни. Как поведала нам паломница Валентина из Скуратово, старец Христофор в 1991 году вымолил из комы ее сына. Сын выздоровел, и работу нашел. Семью создал. Внучке Ульяне уже 12 лет. Она вместе с бабушкой приехала на могилу старца Христофора, чтобы поблагодарить его за такую великую помощь их семье.

Духовный подвиг старца Христофора еще  и в участии обретения покровительства  для Тулы великих святых – святого блаженного Иоанна Тульского и святой блаженной Ефросинии  Колюпановской, несшей подвиг юродства и прожившей 120 лет. Старец Христофор предсказал, что Венев-монастырь будет женской обителью.

В верхней Успенской церкви находится местночтимая чудотворная икона  Пресвятой Богородицы «Избавление от бед», дни почитания которой 21 октября и 24 декабря.

В нижней Никольской церкви находится и чудотворная икона Божией Матери «Боголюбская», которой ежедневно читается акафист. Икона большая, намоленная и очень красивая.

— Очень древний, очень благодатный монастырь, – высказала свое впечатление паломница Людмила Деракова. – Когда мы вошли внутрь храма, мне показалось, что я попала в прошлое, в век XVII. Низкие своды, полумрак, большие старинные иконы, и благодать Божия!

— Сестры так тепло нас встретили! Взяли у нас требы и все нам показали и  рассказали, – поделилась экскурсовод Наталья Дроздова. – Нас провели в трапезную, где мы ели пирожки и хлеб, все очень вкусно! Обстановка очень уютная, добрая, все дружелюбные, такая тишина стояла в храме, только слышны были батюшкины молитвы.

Здесь вновь возрождена монашеская жизнь. С 1 ноября прошлого года определением Митрополита Тульского и Белевского Серапиона здесь утверждено монашеское сестричество. Особый день здесь – 9 декабря. Это день кончины почитаемого всей епархией старца Христофора, похороненного возле алтаря монастырского храма. И еще это день первого пострига во вновь созданной обители. Возрождается обитель.

— Заранее я про Венев-монастырь ничего не читала, а потом оказалось, что это один из древнейших православных монастырей на Руси! Да это и видно, иконы в Храме старинные-старинные! – рассказывает паломница Людмила Кирик. – Очень поразила меня история про святителя Пимена Новгородского!

Легенды о святом источнике Двенадцать ключей

Паломники попрощались с Веневом-монастырем и поехали на святой источник 12 ключей. С этим местом связаны красивые легенды.

По легенде, путь Дмитрия Донского на Куликово поле проходил по веневской земле. Бытующая легенда также гласит о двенадцати сыновьях деда Свирида, сложивших свои головы на Куликовом поле, и святых источниках, забивших в честь их бессмертного подвига в деревне Свиридово. По преданию, в деревне, что стояла неподалеку от берега Веневки, жил дед Свирид, и было у него 12 сыновей. С детства любили они бегать на высокий косогор у впадения в Веневку речки Осетреца. Когда пошел на Русь Мамай, попали все 12 сыновей в ополчение. Ни один из них не вернулся с этой страшной битвы. Пошел дед Свирид на поле и нашел их всех, лежащих рядом. Погоревал отец, собрал тела и привез домой, где и похоронил под заветным дубом у пересохшего с горя Осетреца. А наутро забил из-под горы чудесный родник на двенадцать струй. И с тех пор идут к нему люди за силой богатырской, а благодарные потомки назвали село Свиридовым.

Это удивительный природный феномен и уникальная православная святыня всей России – знаменитый источник целебной святой воды Двенадцать ключей. Великие чудеса исцеления даруют воды источника по вере и молитве. Известны даже случаи исцеления от онкологических заболеваний! Сегодня уникальные ключи – место паломничества сотен верующих. И тульские паломники смогли попить благодатной святой воды и набрать ее с собой.

— Мы рады и даже счастливы, что побывали в такой древнейшей обители, – продолжала делиться впечатлениями Людмила Кирик. – Ездим в дальние края, забираемся в самые дальние уголки России, а рядом с Тулой такие великие святыни, такие великие молитвенники! Надо чаще ездить по Тульской земле, напитываться благодати, которой все здесь освящено!

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра