Представители Тульского епархиального паломнического центра приняли участие в работе Международной выставки Интурмаркет-2015, которая работала в Крокус Экспо с 14 по 17 марта.

Примечательно, что на фоне общего кризиса российской туротрасли пессимистические прогнозы по «Интурмаркету» не оправдались: уже в первый день работы выставки залы были полны – настолько много пришло посетителей. Причем переориентация спроса с выездного туризма на внутренний отчетливо прослеживалась и на выставке: зал с иностранными стендами явно проигрывал по количеству посетителей залу с российскими регионами (напомним, что два главных зала «Интурмаркета» традиционно поделены на внутренний и выездной туризм).

Всего «Интурмаркет» собрал на своей площадке более 140 государств и регионов, из которых Россию представляли 76 регионов нашей страны. Здесь многообразные красочные стенды, яркие шоу-программы. Гости с  любопытством переходили от одного стенда региона к другому и с большим вниманием слушали информацию о новинках туристских продуктов и экскурсионных программах, а также дегустировали местные вкусности.

Экспозиция Тульской области

На объединенном региональном стенде, организованном министерством культуры и туризма Тульской области, были представлены Тульский государственный музей оружия, Тульский епархиальный паломнический центр, музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Центра развития туризма Тульской области, музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново», Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей», ряд объектов отдыха и оздоровления, туристические компании, занимающиеся приемом туристов в Тульской области.

На экспозиции можно было ознакомиться с новыми туристическими и паломническими маршрутами и интерактивными программами в преддверии нового весенне-летнего сезона, узнать, например, о новой современной экспозиции Тульского государственного музея оружия, получить информацию о новых маршрутах в рамках глобального федерального проекта «Межрегиональный маршрут «Русские усадьбы». Посетители выставки имели возможность продегустировать гастрономические бренды Тульской области – белевскую пастилу и чай здоровья и долголетия по рецепту А.Т. Болотова.

Менеджеры туризма ведут речь о создании паломнических центров

На развитие паломничества все больше обращают внимание  организаторы туристского бизнеса. Это показала недавняя Международная выставка Интурмаркет – 2015.

На выставке работала экспозиция  Музея истории Алтайской духовной миссии, который создан в городе Бийске. Основатель Алтайской миссии – архимандрит Макарий (Глухарев). «По указу Святейшего Синода архимандрит Макарий назначается миссионером в «…Бийский округ, населенный язычниками телеутами». Магистр богословия архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) родился в 1792 году в городе Вязьме, в семье священника. Был одним из просвещенных людей своего времени. Получив образование, тонкое знание светских правил приличия, а также фундаментальные знания иностранных языков (французский, немецкий, латынь, древнееврейский и др.), он едет в далекий и неведомый для него край, где становится основателем, проводником православной духовной миссии, «вдохновителем ее огромной и напряженной работы на долгие годы вперед».

Было очень интересно встретить на выставке почти настоящий храм, в котором размещалась экспозиция музея Алтайской духовной миссии – небольшой, деревянный, с голубыми куполами.

Обсуждение проблем православного паломничества состоялось на  конференции «Туризм как главный фактор развития малых исторических городов России», организованной Ассоциацией «Настоящая Россия». Во второй день работы конференции шла речь об организации работы паломнического центра в малом историческом городе, роли народных промыслов в развитии туризма, современных технологиях продвижения, использовании особенностей федерального законодательства для развития туристического потенциала территорий и др.

Тема одного  из круглых столов во второй день работы выставки звучала напрямую: «Организация работы паломнического центра в малом историческом городе».

Малые города – это особая социальная и культурная среда, особый жизненный уклад, влияющий на менталитет их жителей. Сама атмосфера этих городов способствует формированию исторической памяти и сознания, побуждает человека как к изучению своих исторических истоков, так и к знакомству с другими малыми городами, ведь в них, как правило, происходили важные исторические события, жили люди, прославившие свое Отечество, и сегодня там в основном сосредоточено историко-культурное наследие региона.

Ранее на паломнических конференциях, которые проводил Паломнический центр Московского Патриархата, участники говорили о том, что святыни принадлежат Церкви, и потому поездки по святым местам должна организовывать Церковь.

Но светские туристские организации давно сделали свой вывод – для гарантированного успеха в бизнесе необходимо следовать универсальной формуле: «Найди потребность и удовлетвори ее».

В настоящее время у людей большая потребность совершать паломнические поездки. Опытные паломники находят возможность уйти от суеты жизни ради молитвенного труда. Другие ищут духовной помощи, возможности поведать духовнику тяготы жизни и найти ответ, указание на личный путь спасения души. Чаще всего стремятся в святые места страждущие душой люди, они ищут заступников, тех, кто предстоит пред Богом и может помолиться за самих паломников, за родных и близких им.

Но чтобы прикоснуться к благодати святого места, сначала надо доехать до него. Вот эта практическая необходимость и позволяет туристскому бизнесу заниматься организацией паломнических поездок. Для них главным является то, что у людей есть потребность в поездках. И они по-своему стараются удовлетворить ее.

Но самое большее, что могут сделать менеджеры туризма, – стараться развивать просветительно-познавательный религиозный туризм (раскрытие церковной жизни через соприкосновение с историческими памятниками, церковной архитектурой и культурой, местами подвигов подвижников благочестия и т.п.). Саму суть паломнического движения им понять трудно, а порой и невозможно, так как чаще всего  в числе менеджеров неверующие люди, а если и верующие, то невоцерковленные, не понимающие сути поклонничества и высоты духовной жизни.

Но тем не менее, как это ни парадоксально  звучит, но тема круглого стола показывала, что хотя бы в малых исторических городах, но паломнические центры начинают открывать. Но кто эти смелые люди?

«Настоящая Россия» развивает малые города

В России 1097 городов, подавляющее большинство из них (781) относится к категории малых, а проживает в них почти пятая часть населения. Многие видят сейчас в развитии туризма одну из возможностей своего возрождения. Тем более что положительный опыт уже есть – Суздаль, Мышкин, Углич, Торжок.

Одновременно растет интерес россиян к поездкам по таким провинциальным городкам, где можно прикоснуться к истории, традициям и тишине, давно забытой жителями мегаполисов. Помочь малым городам призван проект «Настоящая Россия».

Дебютировал этот проект в январе 2014 года в 11 российских регионах и 44 малых исторических городах. Его цель – продвижение туристических ресурсов, проведение серии маркетинговых исследований и анализа состояния туризма. Проект реализуется в два этапа.

На первом этапе экспертная группа «инкогнито» исследует состояние туризма и инфраструктуры муниципального образования – участника проекта. На втором – обсуждает результаты в формате круглого стола с участием экспертов проекта, специалистов местной администрации, краеведов, журналистов, представителей бизнеса, а также проводит обучающие семинары с привлечением зарубежных экспертов.

По словам автора и организатора проекта, советника Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Юрия Щеголькова, «Настоящая Россия» объединяет около тридцати российских и иностранных тревел-журналистов и экспертов в сфере территориального маркетинга и индустрии гостеприимства.

Как рассказал Юрий Щегольков, суть предприятия в том, что команда журналистов, фотографов и экспертов посещает провинциальный город в качестве обычных туристов. «Полевым работам» предшествует полный сбор информации об этом месте, просмотр видеофильмов, обсуждение на форумах и т.д. Команда профессионально осматривает город и природные ландшафты, оценивает, насколько он интересен с точки зрения туризма, осмотра достопримечательностей и памятников архитектуры. Наблюдает, насколько люди готовы к приему туристов, оценивает качество общественного питания, транспортную доступность. По их возвращении выпускается серия туристических очерков о городе, а также готовятся аналитические исследования о том, что, с точки зрения экспертов, надо изменить для привлечения туристов.

В 2015 году участники проекта планируют от исследований и рекомендаций перейти к их практической реализации. Завершена работа над порталом, который будет аккумулировать новости и события разных малых городов, обобщать их опыт. Одновременно запланированы тематические исследования и опросы населения, чтобы реально оценить туристические изменения, которые происходят у участников проекта.

Первыми в «Настоящую Россию» вошли Тульская, Рязанская, Самарская, Вологодская, Тверская области и Татарстан.

Команда «Настоящей России» выполняет роль свежего взгляда. Она помогает малым городам увидеть себя со стороны, превратить привычное в конкурентное преимущество. Пилотным регионом «Настоящей России» выступила Тульская область. Свой выбор начальник департамента развития туризма областного министерства культуры и туризма Лариса Дудкина объяснила так: «Проект выгодно отличается от похожих инициатив своим комплексным подходом к развитию территории».

Первым городом, куда направилась команда «Настоящей России», стал Венев. Журналисты приехали инкогнито, не предупреждая муниципальные власти, чтобы те не успели «подготовиться». Это позволяет «Настоящей России» увидеть город в его естественном состоянии и сделать объективные выводы. По итогам поездки состоялся семинар с участием всех, кто так или иначе может иметь отношение к развитию туризма.

Вторым городом стал Белев, уже известный многим благодаря своим монастырям, а также вкуснейшей пастиле. Тем не менее, городу до последнего времени сильно не хватало нормальной инфраструктуры, гостиниц туркласса. Но, по мнению представителей отрасли туризма, после посещения экспертами «Настоящей России» внимание к городу заметно выросло.

В течение года была запланирована работа в Богородицке, Одоеве и Черни. Также завершено исследование в Касимове Рязанской области, недавно эксперты побывали в Старицах Тверской области. Всего проект охватывает порядка тридцати малых городов страны в разных регионах, сейчас переговоры ведутся еще с несколькими областями.

Программа комплексного развития туризма

Для многих малых городов России туризм стал важной отраслью экономики, тем самым спасательным кругом, который позволяет им держаться на плаву. Организовано  маркетинговое исследование рынка внутреннего туризма, который ведут  специалисты Института комплексного развития территорий. Они побывали в Суздале, Угличе, Костроме, Дмитровском районе Московской области, Ивановском районе Ивановской области и обсудили эти проблемы с руководителями туристических отделов местной администрации.

Выводы, которые делают специалисты этого института, не касаются духовных потребностей, тем не менее, они ратуют за включение в Программу комплексного развития туризма именно святые места – монастыри, храмы.

Суздаль стал лидером именно в туристском рейтинге малых городов, потому что использовал созданную в советское время базу, ориентированную на развитие культурно-познавательного туризма. Результаты налицо: в условиях отсутствия в городе крупных промышленных предприятий в туристическом бизнесе занято почти половина взрослого населения Суздаля. Устойчивый рост объема туристского потока позволяет увеличить количество рабочих мест, а это фактор, определяющий благосостояние местных жителей. Суздаль научился жить за счет предоставления разнообразных услуг.

С помощью Академии туризма Российской Федерации была разработана развернутая программа комплексного развития туризма в Угличском муниципальном районе. Расчет делался на привлечение крупных (внешних) и мелких (внутренних) инвесторов. Крупный бизнес создал современную туристскую инфраструктуру, угличские предприниматели вдохнули в нее жизнь. Несмотря на то, что туризм не является единственным направлением городской экономики, в нем прямо и косвенно занято до четверти трудоспособного населения.

Каждое муниципальное образование ищет собственные пути туристического бизнеса, но все малые города сталкиваются с одинаковыми проблемами. Признано, что нужно создавать федеральные программы, направленные на поддержку туристского бизнеса малых городов. Только в этом случае деньги российских туристов перестанут обогащать бюджеты Турции, Египта, Болгарии и множества других стран. Оставаясь в России, они будут работать на создание в провинции рабочих мест и на повышение уровня жизни малых городов России.

На конференции было признано, что Россия по-прежнему может привлечь иностранных гостей и наших соотечественников своей древней историей, природно-архитектурными памятниками, турами по Золотому Кольцу и другими маршрутами. Туризм представляет собой важнейшую отрасль, которая может активно помочь процветанию России.

Вот так… О духовной стороне менеджеры туризма не говорят. Так паломничество ли они развивают в малых городах?

Примеры развития паломничества

В лучшие годы нашей церковной истории настоящее паломничество воспринималось как духовный подвиг, как некоторое самоограничение. Перед таким путешествием верующие налагали на себя пост, чтобы прийти и причаститься у святынь. Иногда паломничество даже налагалось как епитимья за некоторые прегрешения. Все это справедливо. И сейчас паломники поступают также. И тогда, и сейчас строгость требований была делом личного благочестия, но не частью туристической программы. Паломнические службы могут предоставить людям возможность молиться или поститься, объяснить, что такое настоящее паломничество. А туристские организации в силах только привести паломников в святое место и, может быть, рассказать о церковной истории, архитектуре.

В малых исторических городах  архитектурная среда, с точки зрения туризма, стала своего рода товаром. В городах с достаточным количеством архитектурных и исторических памятников федерального значения, таких как Суздаль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Каргополь, Кириллов, Великий Устюг и т. п. за счет развития туризма, включая международный, осуществляется реставрация памятников, появляются объекты сервисного обслуживания (гостиничный фонд, предприятия общественного питания), развивается сеть дорог, система автотранспорта.

Вывод понятен. Менеджеры стараются создать современный многофункциональный туристский комплекс – сочетание услуг традиционного типа (связанного с осмотром достопримечательностей) и сопутствующего типа (связанного с релаксацией, отдыхом) для реализации всех функций туризма. И если они говорят о развитии паломничества – то в светских рамках, просто желают дать человеку что-то и для души. Желают, но дать не могут. Домостроительство души – это личное благочестие каждого человека, но помочь в его достижении может только Церковь.

Например, имеется проект по созданию в Тотьме Вологодской области единого центра познавательного туризма и паломничества на базе Спасо-Суморина монастыря с выделением двух зон – туристической (с гостиничными номерами, кафе, конференц-залом, мастерскими, с музейными помещениями, магазинами) и паломнической (два храма, места размещения паломников).

Однако в представленном варианте имеется существенный недостаток. Сочетание церковно-паломнических функций с туристско-гражданскими в едином комплексе потребует специальных объемно-планировочных решений, направленных на необходимую изоляцию потоков, что приведет к искажению первоначального духовного и архитектурного облика монастыря.

Ансамбль Спасо-Суморина монастыря (основанного в 1554 г.) является памятником истории и архитектуры, в нем сохранились главный храм Преображения Господня (памятник зрелого классицизма), корпуса настоятельных, братских келий, конюшня, въездные ворота, одна из четырех башен монастырских стен. Скорее всего, монастырь должен оставаться культурно-духовным центром федерального значения, постепенно воссоздаваясь как по своей духовной, так и архитектурной сути подобно монастырям в Соловках, на Валааме, в других обителях русского Севера.

А вот еще один пример решения проблемы. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий на одной из региональных  туристских выставок,  обращаясь к собравшимся, сказал:

— Туризм помогает лучше узнать историю нашей страны. Совершая паломничество к святым местам, а их и в нашей Самарской области немало, паломники получают возможность ощутить Божественную благодать, врачующую, освящающую душу человека, приложиться к чудотворным иконам и мощам святых угодников Божиих, искупаться в целебных источниках, познакомиться с необыкновенной архитектурой старинных церквей – памятников истории и культуры регионального и федерального значения».

Руководитель департамента туризма правительства Самарской области Михаил Викторович Мальцев отметил:

— Мы готовы к самому широкому сотрудничеству и взаимодействию с Самарской епархией. Мы заинтересованы в том, чтобы туризм получил духовное наполнение, служил духовному образованию и просвещению наших граждан. В нашей области много историко-культурных достопримечательностей и православных святынь. Например, Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в Винновке – самый уникальный объект в акватории Волги. Туризм помогает укреплять мир, строить добрососедские взаимоотношения с другими народами.

Подписано  Соглашение о сотрудничестве между Самарской и Сызранской епархией и департаментом туризма Самарской области.

И началось обсуждение и  решение проблем паломничества:

создание благоприятных условий и механизмов для развития в Самарском регионе православного и паломнического туризма; Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь, как уникальный объект развития православного и паломнического туризма на территории Самарской области;  паломнические туры Самарской и Сызранской Епархии и деятельность Самарского епархиального церковного исторического музея; опыт реализации и развития паломнических железнодорожных и автобусных туров на территории России и Самарской области, в рамках проекта «Моя Великая Россия»; посещение объектов православного туризма в рамках круизных туров по Волге (опыт, проблемы, перспективы развития); продвижение объектов православного туризма на региональном, межрегиональном и российском туристском рынке; перспективы сотрудничества и взаимодействия департамента туризма Самарской области, Самарской и Сызранской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и тур-операторов.

Важно отметить, что это направление миссионерской, просветительской деятельности Самарской епархии, ее благочиний, приходов – православные туры, поездки к православным святыням – существует не один год. Накопленный в Самарской епархии опыт позволяет туроператорам всех направлений расширить возможности участия православных паломников в автобусных экскурсионных турах, морских и речных круизах.

Возможно ли создание Ассоциации паломнического туризма?

В этом году второй раз на «Интурмаркете» был представлен паломнический «туризм»:  проблемы и развитие этого вида путешествий обсуждали представители Паломнического центра Московской Патриархии, Троице-Сергиевой Лавры, Православного института святого Иоанна Богослова, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, ведущих паломнических служб Москвы. Обсуждались актуальные вопросы, касающиеся путешествий с религиозными целями, а также возможность создания Ассоциации паломнического туризма.

Был поднят вопрос о том, кто должен курировать паломнические службы: РПЦ или частные лица. Зачастую частные паломнические компании курируют светские лица. Вместе с тем светские люди ведут программы с людьми, которые отправляются поклониться святыням. Такая практика, по словам руководителя паломнической службы Валаамского мужского монастыря, небезопасна, так как нередко такие гиды выходят из канонических рамок в изложении материала. Кроме того, паломник всегда рад видеть в лице гида священнослужителя.

Еще одну опасность представляют светские туристические компании, которые в программу туристических поездок все чаще включают посещение святынь Православной церкви. Увы, практика показывает, что такие маршруты не всегда удовлетворяют запросы паломников. С другой стороны, туристические компании осознают, что нуждаются в сотрудничестве с РПЦ.

По мнению светских организаторов туризма, в настоящее время у населения растет потребность в духовных ценностях, усиливается интерес к памятникам религиозной культуры, жизни Церкви, в частности монастырей, ставших важными центрами духовного возрождения. Религия, все глубже проникая в общественные отношения, открывает новые горизонты для туристских обменов.

Религиозный туризм вызывает огромный интерес у населения, а, следовательно, с каждым днем получает все большее распространение в мировой туристской практике.

Но проблем с организацией паломнических поездок много. Все они в стадии обсуждения и поиска путей. Будет ли найдено общее решение духовных и организационных вопросов – покажет время. Но такой поиск идет, и с каждым годом все настойчивее.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра