Весной этого года состоится очередной выпуск на двухгодичных богословских миссионерских курсах, которые несколько лет назад были организованы при миссионерском отделе Тульской епархии, что располагается при храме Вознесения Господня города Тулы.

В сентябре 2015 года будет новый набор желающих, образование здесь бесплатное, возраст неограничен, занятия проходят по субботам, с 10-00.

На вопрос, зачем вам это нужно, ответы у учащихся курсов похожие: чтобы лучше знать родное православие, историю Церкви, повысить свою религиозную грамотность. Здесь изучают катехизис, Ветхий и Новый Заветы, историю Церкви, православную педагогику, миссиологию, сравнительное богословие и сектоведение, знать которое современному человеку просто необходимо.

В Евангелии от Матфея сказано: «Тогда, если кто скажет вам: «Вот, здесь Христос», или «там», — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных…» (Мф. 24, 23-24)

В начале 90-х годов прошлого столетия, когда с падением «железного занавеса» в нашу страну хлынули различные представители различных религиозных и псевдорелигиозных идеологий, с оккультизмом эффективно конкурировали псевдохристианские секты. Их организаторы проводили массовые мероприятия, собирая стадионы: интернета тогда не было, а зрелищ народу всегда хотелось.

В настоящее же время оккультизм по степени влияния на людей, по количеству вовлеченных, ­причем, порой неосознанно, лидирует.

К оккультным направлениям относятся алхимия, астрология, каббала, спиритуализм, теософия, теургия. С этим связаны гадания, спиритизм, колдовство, магия, шаманизм, парапсихология, паранормальные явления, экстросенсорика, верования в связь с потусторонним миром.

Так что оккультизм – общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и в космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвященным».

Современная наука классифицирует большинство оккультных учений как псевдонауку.

Религиовед, доктор философских наук Л.В. Денисова считает, что в оккультизме отсутствует учение о нравственном пути и этических ценностях, из-за чего он иногда используется как инструмент выживания одних за счет других. «Для того, чтобы выжить, кто-то должен установить духовное господство над остальным человечеством, – пишет она в своей книге «Догматическое основание метафизических систем». – Оккультизм становится потому метафизической основой идеологии тоталитарных режимов и сект современности. В конечном итоге, оккультизм опирается на идею господства неразумной природы в человеческой активности и способствует претворению этой идеи в жизнь».

Современный человек, живущий в эпоху развитых информационных технологий и прогрессивной науки, постоянно совершенствующий свои познания в различных сферах жизни, неминуемо сталкивается с чем-то таким, что не может объяснить ни наука, ни он сам. Это различные проявления духовной стороны нашего бытия, труднообъяснимые и порой даже непостижимые. Пытаясь объяснить их, человек прочитывает массу различной литературы, просматривает множество тематических фильмов, ищет ответ в виртуальном интернет-пространстве. Находя ответ, человек, как губка, впитывает в себя предлагаемую информацию, порой даже не задумываясь о том, кем она предоставлена. Это приводит к тому, что о Боге люди узнают не из Священного Писания, а из оккультного наследия Рерихов и Блаватской. О бытии бесплотных духов – ангелов и демонов, узнают не из учения Православной Церкви и творений святых отцов, а из книг и публикаций деятелей оккультных «наук» или сектантских учений. Поэтому и возникает у них целый ряд вопросов к Церкви, которая, как им кажется, застряла где-то в средневековье и проповедует идеологическое мракобесие, пытаясь сдерживать не только научно-технический прогресс, но и попросту открещиваясь от всего того, что может внести «правильные» изменения в ее догматические установки и вероучение.

Как считают православные священнослужители, вести полемику с такими людьми достаточно тяжело, ведь учение Церкви о Боге, о человеке и его взаимоотношениях со своим Создателем, о сотворении Вселенной часто идут вразрез с «прогрессивными» идеями оккультистов и сектантов. Проглотив оккультную наживку, они плотно сидят на крючке пагубных учений. Еще хуже, когда люди не просто становятся поклонниками этих учений, но и сами становятся практикующими оккультистами.

Заместитель руководителя Миссионерского отдела Алексей Викторович Ярасов отмечает:
– Самый свежий пример практикующего оккультизма – это «академик» Маслов, создавший организацию под названием Союз Сотворцов Святой Руси, сокращенно – СССР. О нем сообщается, что он физик по образованию, но сейчас активно занимается оккультной деятельностью, рассказывает, что получает «свыше» указания, записывает их, а затем издает книги. У него уже появились последователи, в том числе у нас в Туле, в городе имеется группа «масловцев», которые ведут довольно-таки активную деятельность. В частности, они обклеивают столбы и заборы на улицах города листовками с призывом посетить свой сайт и начать изучать «идеи Маслова». При этом СССРовцы не позиционируют себя как религиозную организацию, скорее – как общественное движение под девизом «За святую Русь, за ее духовное возрождение».

Что и говорить, лозунги красивые и правильные, и на них можно «купить» людей, особенно, если они не очень разбираются, кто скрывается под этими вывесками. А в группу «масловцев» входят все те же почитатели оккультизма, которые еще раньше начали изучать это направление, читать книги по эзотерике, а теперь нашелся лидер, объединивший их в секту. И ряд книг, изданных этой организацией, признан экстремистским и запрещен в России.

Оккультизм сегодня проникает и в науку, как видно в случае с Масловым, в искусство, когда те или иные деятели начинают в своем творчестве применять какие-то оккультные идеологии и действуют в соответствии с ними: медитируют перед выступлением, бегают по театру со струнным инструментом, объясняя, что такая музыка чистит «энергетику» в здании. А то и начинают трактовать со сцены, с эстрады – на свой лад, разумеется, – христианское учение.

А если открыть современную газету (за некоторым исключением), то можно наткнуться на гороскоп. Спрос рождает предложение: если публикуют, значит, есть читательская аудитория. Спросите сегодня кого угодно, даже самого образованного человека, кто он по знаку зодиака, и каждый ответит без запинки. А много ли людей могут рассказать о жизни того святого, в честь которого названы? Увы.

А в «желтой» прессе, в том числе и в Тульском регионе, – десятки объявлений: парапсихологи, маги, колдуны готовы помочь в личной жизни. Все-то они могут: приворожить, «снять венец безбрачия», привлечь деньги в ваш карман (точнее – переложить из вашего в свой), выправить ауру, перекрасить биополе (или – наоборот?). И опять понятно, что здесь спрос и предложение идут рядом: раз столько развелось шарлатанов от «черной, белой и серой» магии, значит, их услуги нужны клиентам.

Оккультизм подстерегает и на бытовом уровне. То вам мебель предлагают расставить по фэн-шуй, то в магазинах, торгующих изделиями из натуральных камней покупателям, в первую очередь, рассказывают не о том, где добыт минерал и какой мастер создал из него ювелирное украшение, а какую «магическую» помощь в быту и работе принесет, если носить его постоянно.

Различные секции йоги, которые растут, как грибы после дождя – тоже путь к оккультизму. Лукавят их руководители, когда говорят, что это – лишь гимнастика. Йога, прежде всего, религиозное направление, и человек, начинающий ею заниматься, волей-неволей, но будет изучать основы медитации, наследие «духовных» лидеров, которые достигли желаемого, лишь «соединившись с высшими силами». Понятно, куда ведет этот путь – не к духовным высотам.

К сожалению, оккультная белиберда кажется привлекательной, потому что облечена в сказочный «наряд»: разные чудеса, колдуны, русалки, домовые составляют волшебный мир, что знаком с детства. Этим пользуются досужие «гуру», создающие тут и там неоязыческие секты с призывом «вернуться к корням», к «истокам», в «берендеевское царство». Звучит красиво. Вот только истоки этих организаций часто находятся за океаном.

А еще оккультизм всех видов привлекателен потому, что человеку для достижения желаемого результата и работать не надо. Только сходить к ворожее, по ее совету закопать при луне на перекрестке черную ворону, или что там еще будет «рекомендовано», и, лежа на печи, ждать итогов. Или купить камушек, волшебный амулет, подороже: он и удачу принесет, и здоровье обеспечит. Или какой-нибудь «белый маг» работу и зарплату наколдует – надо только сначала заплатить ему. И получается, что вся эта толпа шарлатанов наживается на доверчивых и ленивых. Но вспомним стихи Николая Заболоцкого: «Душа обязана трудиться, и день, и ночь, и день, и ночь, не позволяй душе лениться…» В этих строчках заложен поистине христианский смысл. Только постоянная молитва, самосовершенствование, как в духовном, так и в профессиональном плане, забота о ближних, точно принесут удачу и в делах, и в личной жизни. Но только надо трудиться, а не уподобляться сказочному Емеле.

У лукавого много тонких, порой незаметных уловок: от «инопланетян», «летающих тарелок», «полтергейста» до «аномальных явлений», а еще – изысканно-интеллектуальные «блюда» – «Роза мира» и «Агни-йога». Православная Церковь учит: аномальным является все, что искажает богоустановленные нормы жизни. Все, что уводит от Бога, все, что противоречит заповедям. Но не стоит впадать в уныние. Как ни силен сатана, Господь Бог гораздо сильнее. Не бывает, чтобы человек, выбравший свет, а не тьму, не получал помощи Божией.

Пресс-служба Миссионерского отдела