В непреложной правоте этой народной мудрости убедились воспитанники Дома детского творчества города Тулы, что на улице Замочной 124, после интерактивных занятий, которые провели для них руководитель епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева и методист-экскурсовод Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии Наталья Фундаева.

Летние каникулы – время для отдыха и развлечений. Однако мальчишки и девчонки из самых разных школ Пролетарского района Тулы, посещающие оздоровительный лагерь дневного пребывания «Радуга» при Детском доме творчества города Тулы, знают, что настоящий отдых совсем не означает праздное безделье и многочасовое сидение перед телевизором или компьютером. Каждый день у этих ребят насыщен множеством разнообразных событий и наполнен яркими впечатлениями, и, конечно, в нем находится время и для  развлечений – интересных и необычных. Как, например, интерактивные занятия, состоявшиеся во вторник.

Темой встречи, которую провела с одной из групп воспитанников руководитель епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева, стали игры старой Тулы.

— Пожалуй, единственным доступным сегодня источником информации о старинных городских играх остается монография тульского этнографа Ивана Петровича Сахарова, – говорит Марина Александровна. – По этим записям середины XIX века мы пытаемся воспроизвести традиционные и забытые игры.

В первую очередь дети узнали от Марины Александровны, что прежние времена жизнь и взрослых и детей – труд, быт и даже игры – определялась православным календарем. А это означает, что в различное время года были разрешены только определенные игры:  на масленицу – одни, на Красную горку – другие, а по окончании Петрова поста – третьи. Например, качаться  на качелях во время Великого Поста возбранялось, не разрешались и другие шумные и веселые забавы, вроде чехарды. В это время детвора занимала себя спокойными, интеллектуальными играми: отгадывали загадки и головоломки.

А уж когда запреты снимались,  в минуты отдыха (в те далекие времена дети с ранних лет выполняли посильную работу вместе со взрослыми) малышня с радостью прыгала и бегала.

И, как оказалось,  детям века XXI весьма интересны игры их сверстников, живших в Тульской губернии на рубеже XVIII-XIXвеков! Ведь они такие увлекательные! Чего только стоит любимая игра пастушков  «Ветчинка», которой они развлекались во  время ночного. Вызвавшиеся поиграть в нее добровольцы, прежде всего, узнали, что же это такое – «ночное», а потому уже взялись проявлять дар убеждения, а заодно – быстроту реакции и сноровку. По условия игры,  если с тобой не желают делиться лакомством, то нужно переходить к более решительным действиям: успеть его ухватить, пока никто не видит.

Однако смысл игры как раз заключается в том, чтобы научить проявлять милосердие и делиться с товарищами, пусть даже последним кусочком, просто так, даже если он не сумел проявить себя в красноречии и аргументации.

С не меньшим восторгом ребята отнеслись к подвижным играм «Кошкин уголок» и «Коршун и цыплята». Если ты не хочешь оказаться  в ловушке или остаться без крыши над головой, то нужно быть быстрым, ловким и сообразительным.

А сколько эмоций вызвала игра на память «Блины на масленицу»! Незаметно в нее были вовлечены абсолютно все. Оказывается, не так-то легко запомнить по именам несколько красавиц-матрешек, а тем более начинки, выбранные ими для блинов.

Кстати, о начинках, которые тоже нужно было придумать. Ребята сами  поправляли друг друга, если возникали предложения вроде кокосовой стружки, варенья или шоколада. Ведь полтора-два века назад о такой экзотике если слыхивали, то совсем немногие.  Традиционными для русской кухни тогда были начинки из творога, грибов, ягод и каш – одного из любимых кушаний крестьян, да и аристократов.

Следующее же задание научило детей наощупь различать разнообразные крупы и сыпучие продукты, зашитые в матерчатые мешочки, в такую игру играли наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Одна из активных участниц занятия Юлия Самохвалова отметила самое важное отличие прежних игр от современных.

— Раньше у детей не было так много игрушек, конструкторов там всяких, настольных игр, мобильников, приставок, поэтому они придумывали игры с самыми простыми вещами. Хотя сами забавы – очень даже непростые. Нужно быть не только быстрым и ловким, но и внимательным и сообразительным, уметь хорошо говорить.

Согласен с Юлией и Антон Савин, выразивший уверенность, что игры старинной Тулы интересны и сегодня.

— Они такие подвижные, веселые, а главное, так захватывают, что выбывать из игры даже немножко обидно.  Особенно мне запомнилась игра «Коршун и цыплята» потому что все время нужно быть «начеку»,  смотреть внимательно по сторонам и бегать быстро. Еще понравилась игра на память про блины, просто самому интересно – запутаешься или нет.

В соседнем же помещении в буквальном смысле царила сказочная атмосфера, а все потому, что занятие  из цикла «Русская живопись в живых картинах» было посвящено любимой  русской народной сказке «Царевна-лягушка». Многих известных русских художников она  привлекала своим сюжетом и характерными образами. Именно со знакомства с картиной Виктора Васнецова, на которой лягушка, превратившись в Василису Прекрасную, танцует на пиру, начала занятие Наталья Павловна Фундаева.

Работа великого русского живописца помогла детям почувствовать национальный колорит. Однако в центре внимания все же был образ Царевны-лягушки. Анализируя каждый поступок главной героини сказки, ее речи, ребята нашли объяснение, почему Иван-царевич, который сначала впал в отчаяние из-за того, что ему попалась такая некрасивая «невеста» из грязного болота, со временем был просто пленен ею.

Рассуждая вместе с Натальей Павловной, ребята пришли к выводу, что Царевна-лягушка – это собирательный образ настоящей русской хозяйки, умелой и трудолюбивой.

С радостью дети отнеслись к предложению инсценировать сказку. Импровизированная постановка понравилась всем без исключения и не в малой степени еще и потому, что каждый ее участник смог подержать в руках настоящую утварь, которой когда-то пользовались в быту на Руси. Тут тебе и горшок, в каком Царевна-лягушка готовила еду для Ивана Царевича,  и ухват,  и коромысло, и деревянный рубель для глажки белья. А  вместо сказочного ковра, чудесным образом сотканного Царевной-лягушкой за ночь –  красивое вышитое полотенце, в которое можно замотаться несколько раз. Все эти предметы привезены из Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии.

Примерив на себя роль настоящей хозяйки, а не волшебницы, дети согласились с тем, что русским женщинам приходилось нелегко. Ведь они должны были уметь не только готовить, нянчить детей,  стирать и ткать, но и ухаживать за скотом, трудиться в поле. Об этом им очень хорошо рассказали репродукции полотен Венецианова, Васнецова, Маковского, Степанова  и других известных художников.

Ученице гимназии №30 и исполнительнице роли невесты среднего царского сына Дарье Вишневец больше всего понравилось «стряпать» и примерять на себя коромысло.

— Я не ожидала, что оно такое тяжелое,  а если на него еще ведра повесить! – говорит с улыбкой девочка. – Представляю, как трудно было женщинам! Вообще мне очень понравился спектакль, который мы разыграли, потому что мы представили, как все было по-настоящему, в жизни, а старинные вещи нам помогли.

Другая участница занятия Ульяна Голубева, ученица гимназии №1, проявила себя как настоящий знаток русской живописи.

— У меня дома есть красивый альбом, там много репродукций картин русских художников, – делится она. – И самые мои любимые – это иллюстрации к сказкам Билибина. Нам сегодня тоже показывали его картину. Я вообще люблю сказки и все, что с ними связано.

Олег Антонов, начальник городского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радуга» при Доме детского творчества города Тулы, уверен, что игра – эффективный способ пробудить в детях интерес к новому.

— Наш Дом детского творчества, помимо обучения ребят изобразительному искусству и декоративно-прикладным видам творчества также специализируется на народных промыслах. И когда мы узнали, что епархиальный культурно-просветительский центр «Фавор» разработал и предлагает для детей целый цикл игровых занятий, посвященный русским традициям, народным играм, тульской  старине, мы были очень рады, – сказал Олег Николаевич. – Дети сегодня тоже получили большое удовольствие, проявили такой неподдельный интерес и активность. Самое главное – что они открыли для себя мир исконно русских народных игр, приобщились к культуре и истории своей Родины. В контексте современной жизни, повседневной культуры, в том числе и игровой, которая по большому счету является заимствованной или искусственно созданной, как, например, герои сегодняшних мультфильмов, детских игр, комиксов, очень важно вызвать у детей интерес именно к живому народному творчеству, к наследию, оставленному нашими предками. А наследие это, как мы сегодня убедились, очень полезное  для детского ума, души и тела.

Марина Полянская, фото автора