Группа Тульского епархиального паломнического центра поклонилась преподобным оптинским старцам в день, когда  Православная Церковь празднует день обретения (1998) мощей преподобного Амвросия (Гренкова).

К молитвенной помощи и заступничеству старца Амвросия прибегаем мы и сегодня. У мощей старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых, болезней. Мощи святого находятся во Введенском храме Оптиной Пустыни близ города  Козельска.

Свято-Введенская Оптина Пустынь. Сюда ехали и едут люди со всей России.  Не доезжая до Козельска, автобус нырнул на лесную дорогу. С обеих сторон могучие ели, высокие березы. Ветви деревьев почти сплетаются зеленым коридором. Наконец, лес расступился, и перед нами предстали золотые и голубые купола Оптиной пустыни в блеске летнего утра.

Молча проходим в боковые ворота, выходим на площадь перед храмом в честь Казанской иконы Божией Матери. Тихо и неспешно идут на богослужение послушники, монахи, паломники. Удивляемся тому, как в храме тесно. Вслушиваемся в слова молитвы: с церковно-славянского хор переходит на греческий язык.

Из алтаря длинной вереницей, бесшумно, чинно выходят монахи, некоторые из них в схиме. Встают торжественно строгой линейкой вдоль северной и южной сторон храма. В руках кресты, иконы, церковные книги. Их более двадцати.

Богослужение продолжалось более четырех часов, но нет усталости, в душе легкость и чувство благодати.

После службы пошли поклониться святым старцам.  В храме в честь Владимирской иконы Божией Матери почивают святые мощи оптинских старцев: Варсонофия, Анатолия, Льва, Макария, Амвросия, Илариона.

Затем – Свято-Введенский собор, здесь покоятся мощи преподобных отцов Моисея, Антония, Исаакия и Иосифа. Оптинские старцы стали для Руси истинными светильниками живой веры. Сила благодати Божией, наполнявшая сердца старцев радостью и любовью, сделала их врачевателями человеческих душ.

Старцы совместили в себе веру и деятельную жизнь, строгость и утешение, собранность духа и общительность, обширные познания святоотеческих писаний, житейскую опытность и всецелую жизнь в Боге.

И так велика их мудрая любовь, так умели они понять каждого человека, что не только простой народ, но интеллигенция, часто слабая в вере, и даже враждебная Церкви, тянулась в Оптину, обретая в келье старцев высокую правду – мир Христов.

О старцах нам рассказала наш экскурсовод Марина Евгеньевна Ефимушкина. От нее мы узнали и о том, что в ноябре 1988 года в Оптинской обители произошло чудесное явление благодатной росы на Казанской иконе Божией Матери (XVIII в). Тогда же начала мироточить недавно написанная икона преподобного Амвросия.

Мы узнали и о новомученниках, насельниках Оптиной Пустыни, принявших мученическую кончину в апреле 1993 года, – иеромонахе Василии, иноках Трофиме и Ферапонте. Святая история Оптиной Пустыни продолжается.

Потом группа отправилась на святые источники. Оптина Пустынь имеет три источника: один из них – колодец преподобного Пафнутия Боровского – находится на монастырском лугу и обладает целебными свойствами. Возле него устроена купель, особо посещаемая паломниками.

Второй источник – колодец святого Амвросия Медиоланского. Он упоминается в житии преподобного Амвросия Оптинского. Наконец, на территории обители, возле пруда, есть еще один целебный источник, считается, что он находится под покровительством самой Божией Матери.

Удивительно пребывание на святой оптинской земле! Конечно, за такое время невозможно всмотреться в строгую, уединенную, скрытую от глаз мирского человека, жизнь монахов. Они тщательно укрывают свои подвиги за высокой сплошной оградой. Там, в кельях Иоанно-Предтечева скита, в церкви, куда нет хода мирянам, свой аскетический уклад жизни, строгий, незаметный глазу обывателя ритм жизни.

Вот так мы побывали в Оптиной, дышали воздухом, которым дышали преподобные старцы, ходили по той же земле.

— Мне запомнилось, как сказал в проповеди в этот день игумен Тихон: «Без Бога, без Его благодати, без покаяния, без любви мы будем как живые в аду», – поделилась паломница Ольга Филиппова. – Поэтому нам так нужна духовная наука старцев «жить не лицемерно», «никого не осуждать, никому не досаждать», «искать во всем великого смысла». Так хочется исполнить завещание преподобного Иосифа: «Не отбивайся от Оптиной», согревайте свои озябшие души у великого костра Оптинской благодати!»

— А еще в проповеди было сказано, что старцы молятся за Россию, молятся за всех! – добавила Лариса Михайлова.  – Так радостно это сознавать и верить, что они молятся и за нас!

В последние годы жизни старца Амвросия в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, по его благословению была устроена женская Казанская Пустынь. Благотворительность была просто его потребностью: старец Амвросий щедро раздавал милостыню и самолично заботился о вдовах, сиротах, больных и страждущих – потому он и заботился о женской обители.

Строй обители, ее порядки — все установил сам старец Амвросий, многих сестер обители он собственноручно постригал в иночество. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигало тысячи. Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины – в октябре 1891 года, на 79-м году жизни.

Здесь в Шамордино есть храм преп. Амвросия Оптинского, потому в день обретения  его мощей здесь также престольный праздник. По окончании поздней Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг храма.

В этот день тульские паломники побывали и в монастыре Спаса Нерукотворного. Пустынь находится в селе Клыково неподалеку от города Козельска Калужской области. Монастырь в Клыково действует с недавних пор, ранее он был просто скитом Оптиной пустыни. Здешние места славятся своей необыкновенно живописной природой – березовые рощи, обширные поля, луга, реки Жиздра и Серена.

— Оптина пустынь и монастырь Спаса Нерукотворного сильно отличаются от других монастырей, в которых мы побывали за несколько последних лет, – поделился Руслан Романов. – Пребывание в обители, в которой расцвело русское старчество, настраивает на духовные размышления.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра