Уличные библиотеки в Туле появились накануне Года литературы: на улицах, в кафе, но больше всего их в ЦПКиО имени А.П. Белоусова – это домики для книг, любой может взять и почитать понравившийся томик – хоть здесь же, на скамейке, хоть у себя дома. А взамен принести свою книгу – какую захочет.

Буккроссинг (Bookcrossing, от ангилийского  book – книга и сross – движение) – это всемирная акция, смысл которой заключается в свободном путешествии книг от одного читателя к другому.

Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её в общественном месте, чтобы кто-то еще мог эту книгу найти и прочитать; тот в свою очередь должен повторить процесс.

Новшество пришлось по душе, особенно пенсионерам, которые с удовольствием стали пользоваться этой услугой.

Но свою выгоду узрели в этом и представители различных религиозных сект, действующих на территории Тульской области.

– С самых первых дней сектанты стали использовать уличные библиотеки для пропаганды своих учений, – рассказал заместитель руководителя миссионерского отдела Тульской епархии Алексей Викторович Ярасов. – «Свидетели Иеговы», адвентисты, баптисты, харизматы, мормоны и другие стали выкладывать там свою литературу. Кстати, часть печатных изданий «Свидетелей Иеговы» и др. сект внесена в особый список и признана экстремистской, то есть действия по распространению этих изданий на территории нашей страны незаконны. Случается, сами читатели звонят нам, сообщают, что опять сектанты вмешиваются в эту светскую акцию и насаждают свои издания среди беллетристики и поэзии. Хотя, сразу и не поймешь, о чем идет речь, к примеру, в журнале мормонов «Лиахона»: все ярко, красочно, вот только каждая публикация неизменно выводит на религиозную тему.

Сотрудники миссионерского отдела, волонтеры также с первых дней появления уличных библиотек стали регулярно совершать рейды и контролировать действия сектантов.

– Мы действуем по правилам: открываем этот уличный «книжный шкаф» и берем ту книгу, что нас заинтересовала, – отметил волонтер Иван Манохин.  – Недавно заполучили книгу адвентистской «пророчицы» Елены Уайт «Великая борьба», на которой стоял штамп одного из проповедников: сразу понятно, откуда она там взялась. Хотя, есть отрадный факт: мы замечали, что почти никто из наших земляков такой литературой не интересуется.

«Секта «Свидетели Иеговы», известная также как «Общество Сторожевой башни» (ОСБ), является одной из самых старых тоталитарных сект, действующих у нас в стране, – пишет известный российский сектовед, профессор Православного Свято-Тихоновского института Александр Леонидович Дворкин. – ОСБ было образовано в США в 1881 году из библейского кружка, который организовал обеспеченный американский галантерейщик Чарльз Рассел. Он не имел специального или религиозного образования, и большинство культовых идей перенёс из богословия Адвентистов.

Секта воспринимается, прежде всего, как религиозная организация. На самом же деле в основе ее, по мнению многих исследователей, лежит чистая коммерция. Когда иеговисты ходят по квартирам, своим объектам для вербовки они предлагают журналы и брошюры, изданные сектой.

Дело в том, что они обязаны распространять эти материалы. Иеговисты выкупают их на свои деньги, а потом раздают или продают. Таким образом, для руководства секты издание журналов и книг – дело не только абсолютно беспроигрышное, но и приносящее баснословную прибыль: каждая книга многомиллионного тиража (один только главный иеговистский журнал «Сторожевая Башня» выходит ежемесячным тиражом 46 млн. экземпляров) раскуплена еще до ее выхода в свет. До недавнего времени сектантам предписывалось покупать каждую новую книгу и журнал на каждого члена их семьи, не говоря уже о копиях для распространения.

В этом смысле «Свидетелей Иеговы» вполне можно рассматривать как коммерческий культ или торгово-финансовую пирамиду с идеологическо-псевдорелигиозной надстройкой, существующую ради распространения письменно-печатной продукции издательского дома. Себестоимость каждого издания приближается к нулю, ибо все делается внутри секты ее членами в обмен на питание и койку в общежитии. Сами сочиняем, сами иллюстрируем, сами публикуем, сами развозим по назначению неконкурентоспособную продукцию, которую без мощной идеологической поддержки продать невозможно: в обычном киоске ее не купит никто. И, соответственно, нужно сделать все для раскупаемости.

Секта «Свидетелей Иеговы» – не более чем искусственно созданный рынок для потребления производимых ею же товаров Начиная с 1943 года, каждый адепт культа был обязан обучаться психологическим методам вербовки. Для этого была введена «Школа теократического служения» и начали издаваться специальные «книги для изучения».

Именно поэтому в подавляющем большинстве стран Европы «Свидетели Иеговы» вообще никогда не считались религиозной организацией. В начале 1999 года секта была лишена религиозного статуса во Франции. Французские власти обязали «Свидетелей» выплатить налоги за последние несколько лет, что составляет более 50 млн. долларов. До тех пор все имущество секты во Франции арестовано.

Мормонизм возник в США в атмосфере духовного брожения первой половины XIX века, в период, отмеченный появлением множества новых, порой весьма экзотических постпротестантских сект. В учении Церкви Иисуса Христа Святых последних дней основное место принадлежит неоязыческим оккультным верованиям и эзотерическим обрядам. Мормоны отрицают или искажают основные положения христианства, и ни одна из исторических христианских деноминаций не считают их христианами.

Мормонские храмовые ритуалы – это строго секретные церемонии. По некоторым оценкам, храмовые ритуалы проходит лишь каждый десятый мормон. Мормоны стандартно оправдываются, что они, дескать, не тайные, а священные («sacred not secret»), и лишь поэтому они не допускают в храм посторонних, а с посвященных берут клятву о неразглашении. Но факт остается фактом – само наличие тайных обрядов нарушает право человека на свободу выбора, ибо он не получает полноты информации о той организации, куда его столь настойчиво зазывают.
Именно в храмах проходят самые скандальные ритуалы, в том числе крещение мертвых (немормонов) и брак с мертвыми (немормонами), рассматривающиеся представителями традиционных монотеистических религий как кощунственные оккультно-магические манипуляции с именами умерших людей.
Мормонская «церковь» очень богата (ее основной капитал превышает 30 млрд. долл.), так как все ее члены обязаны платить десятину. Но на этом пожертвования не кончаются: по некоторым сообщениям, средний мормон платит до 27% от суммы своего дохода. Громадные доходы приносит мормонская промышленность, банковская, страховая, гостиничная и другая деятельность. «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» владеет акциями сетей супермаркетов, некоторых газет (в частности, «Лос-Анджелес Таймс»), одиннадцатью радиостанциями, двумя телеканалами и сахарной империей. Ей принадлежит большая часть территории штата Юта (в том числе и обширная недвижимость в этом штате), значительные угодья на Гавайях, хорошо известная москвичам гостиничная сеть «Мариотт» и многое другое. Естественно, мормонам предписывается поддерживать своих производителей и покупать продукцию только у них.
Многие СМИ писали о связях мормонской церкви с американскими спецслужбами, что подтверждается и сообщениями о задержании мормонских миссионеров на территориях закрытых военных объектов. Мормонские миссионеры живут в очень жестких контролируемых условиях (никогда не оставаться одному, никому не сообщать своего имени, а только фамилию, два письма домой в год после цензуры начальства и пр.), отчитываясь о каждом дне и выполняя каждое распоряжение вышестоящего начальства.

Мормонская литература активно переводится на русский, украинский, армянский и грузинский языки. На русском языке издаются два богато иллюстрированных журнала: «Лиахона» и его детское приложение «Росток». Несколько раз по разным городам нашей страны гастролировали с концертами мормонские хоры, пели они и в Московской консерватории. Есть у них свои «семинарии» (на уровне воскресной школы).

Одной из наиболее нацеленных на бизнесменов тоталитарных сект сегодня являются неопятидесятники, принадлежащие к «Движению веры» (другие названия – «Теология процветания» и “Слово жизни”). В это движение входят секты “Живая вода”, “Новая жизнь”, “Живой родник”, “Слово истины”, “Церковь нового поколения”, “Церковь живого Бога”, “Церковь Завета”, “Церковь прославления”, “Дело веры”, “Роса”, “Благодать”, “Церковь любви Христа”, “Церковь Иисуса Христа”, “Живая вера”, различные “Церкви Полного Евангелия”, “N-ский Христианский центр” и т. д. Неопятидесятники верят, что обращение к вере и духовные дары, которые человек получает при крещении, дают ему возможность приобрести силу и власть в духовном мире. Эти сила и власть нужны христианину, чтобы добиться исполнения самых сокровенных своих желаний в этом мире. А они уже заранее определены руководством секты. Дело в том, что, по вере неопятидесятников, христианин должен не только расти, но и процветать во всех областях жизни. Истинный христианин должен быть – и не может не быть – богатым, здоровым, процветающим и счастливым (отсюда – «теология процветания»). Если человек таковым не является, то это явное доказательство неистинности его христианства. Видный украинский проповедник-неопятидесятник Валерий Иванник формулирует эту мысль проще: «Слава Божия – это когда открываешь холодильник, и он полный! Это когда открываешь кошелек, и он полный!»

Таким понятиям, как «грех» и «самоотречение», в учении неопятидесятников нет места. Зато важная роль отводится пожертвованиям.

Учению о пожертвованиях (официально говорится о десятине, но на самом деле часто сектантов принуждают отдавать гораздо больше) в этой «философии» отводится очень важная роль. Нужно скапливать духовный капитал, нужно вкладывать в духовный банк – и тогда у вас будут накапливаться проценты и в физическом, земном банке. Чем больше вы вложите в секту, тем больше вам вернется от Бога. Получается вполне четко вычерченный принцип пирамиды: «Вы отдаете один доллар ради Евангелия, а вам принадлежат уже 100 долларов. Вы отдаете 10 долларов, а за это получаете в дар 1000 долларов. Вы отдаете 1000 долларов и получаете за это 100 тысяч. Я понимаю, что вы сами умеете умножать, но я хочу только объяснить вам это еще раз четко. Пожертвуйте самолет – получите обратно стократную стоимость этого самолета. Подарите автомобиль – и вы получите столько автомобилей, сколько вам не потребуется за всю вашу жизнь. Короче говоря, то, что сказано в Евангелии от Марка (10:30), – это хороший бизнес».

На самом же деле самым хорошим бизнесом для неопятидесяников является их «церковь». Вот буквальная распечатка слов самого известного на постсоветском пространстве неопятидесятнического пастора Алексея Ледяева, сказанных во время проповеди в переполненном новосибирском дворце культуры: “Один журналист запарил меня просто: “А почему вы ездите на машине?” А я его спрашиваю: “А почему ты на трамвае ездишь? Трамвай дороже стоит, чем моя машина”. Не правда ли странно, а? Ну и вот, такие вопросы.… Какое ваше дело?! “Вот он в церкви, вот собирает, вот такой-сякой!” Ну, кто тебе мешает? Иди, открой свою церковь и стриги своих овец! Собери, проповедуй, втирай, грузи их, а потом стриги: три шкуры снимай, пять шкур…”.

Эти слова можно поставить эпиграфом к рассказу практически о любой тоталитарной секте.

Пресс-служба миссионерского отдела