В миссионерском отделе Тульской епархии состоялся круглый стол по теме «Неоязычество в современной России», приуроченный к 1000-летию кончины святого равноапостольного князя Владимира.

На нем присутствовали прихожане Свято-Вознесенского храма, при котором располагается отдел, представители общественности и православной молодежи.

Председатель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин в своем докладе «Проблемы неоязычества сегодня» привел слова Климента Александрийского, обращенные к язычникам античной эпохи на заре христианства: «Мне кажется, что жизнь стала полной безумия – с такой готовностью она посвящается материи…  Никогда нельзя доверять бездушному надежды души». Современные богословы по-прежнему исходят из следующей раннехристианской констатации: «Языческие религии до Христа – это частичный свет, в котором уловим отблеск Логоса. После того, как Слово само пришло к людям – язычество стало уже беспримесным мраком».

Далее отец Павел рассмотрел самый существенный вопрос: так кто же пропагандирует неоязычество?

В западных странах с организациями, носителями деструктивного потенциала, борются, в том числе на законодательном уровне. Иная политика в отношении стран, где нестабильность по тем или иным причинам является желательной. Здесь любые организации, обладающие деструктивным потенциалом, прямо или косвенно поддерживаются. Пример тому – «оранжевые революции» в Грузии, Украине, в результате которых к власти пришли враждебные России режимы. Кстати, в Украине одной из организационных основ и движущих сил «оранжевой революции» стала секта неопятидесятников, сторонником которой является нынешний мэр Киева. Технология создания нестабильности всегда опирается на организации, общественные, религиозные и т. д., способствующие деструктивным процессам, создающие почву для негативных направленных изменений. По принципу: чем хуже, тем лучше.

Этой участи, к сожалению, не избежала и Россия, ослабление которой в 90-е годы прошлого века привело к экспансии на ее территорию всех темных сил, мечтающих о том, чтобы от России осталось только название. По словам известного писателя, в нашу страну слетелись все демоны: «Вся Россия была одной сплошной Лысой горой, где они устраивали свои непрерывные пиршества». Прежде всего, это касалось всевозможных сект, деятельность которых, подобно эпидемии, направлена на уничтожение сознания народа, особенно молодого поколения. Большинство этих сект, например «Свидетели Иеговы», западного происхождения, откуда они и управляются. Но одновременно в те же 90-е годы появляются, казалось бы, свои, доморощенные секты неоязычников. Руководители этих сект (среди которых бывшие диссиденты, ученые-неудачники и т. д.) с ходу объявили, что только они являются истинными и единственными носителями национальных традиций, и только они могут спасти Россию… Вопрос: от кого и от чего?

Ответ звучит чудовищно: от православия. В «трудах» идеологов неоязычества христианство объявляется «духовной эпидемией». Вот некоторые цитаты: «Так называемое православие — всего лишь половая тряпка, находящаяся перед входом в синагогу». «Христианство замутило чистый родник первозданной славянской сущности». «Целые племена вымирали, заразившись общечеловеческими «ценностями», христианством, сифилисом, водкой». И так далее. Комментировать это противно, да и не нужно – цитаты говорят сами за себя. Достаточно сказать, что на одном из неоязыческих сборищ звучали призывы сносить христианские кладбища.

Очевидно одно: идеологи неоязычества поистине по-дьявольски перечеркивают более чем тысячелетнюю историю России, основой которой является православие. Собственный народ называют «христианизированным быдлом». По оценке эксперта, агрессивное антихристианство неоязыческой секты дает основания считать ее одним из ответвлений мировой сатанистической традиции, приспособленной к русским условиям. Именно поэтому Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и другими губительными явлениями современности.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл усматривает угрозу в неоязычестве.

«Для того, чтобы граждане России жили в мире и согласии друг с другом, они не должны отказываться от своей национальной памяти. Но на пути сохранения этой памяти возникают достаточно болезненные и опасные явления. К таким относятся попытки конструировать псевдорусское неоязыческое верование», – заявил Предстоятель РПЦ 12 ноября 2014 г. на открытии XVIII Всемирного русского народного собора (ВРНС) в Москве. По его словам, это крайне низкая оценка религиозного выбора русских людей, тысячу лет живущих в лоне Православной церкви, а также исторического пути, пройденного православной Русью.

Он отметил, что есть и те, кто, считая себя носителем русской национальной идеи, отказались от святых и героев отечественной истории, от подвига своих предков и сделали своими героями нацистов и их приспешников.

Предыдущий патриарх Алексий Второй сравнивал неоязычество с терроризмом

«Век нынешний, XXI, заставляет нас выносить на повестку дня такие вопросы, как необратимое искажение духовного сознания, ведущее к всеобщему падению нравственности, распространение неоязычества, терроризма», – сказал Патриарх на открытии в храме Христа Спасителя заседания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Сами неоязычники остро реагируют на любую критику. Мол, мы ничем плохим не занимаемся, возрождаем дохристианские национальные традиции, обряды и т.д. Но как можно возрождать то, о чем практически ничего неизвестно, – экспертное сообщество утверждает, что достоверных сведений о дохристианской Руси просто нет. Главным источником религиозно-философских взглядов русских неоязычников является так называемая «Велесова книга» – текст неизвестного происхождения, который большинство профессиональных историков и лингвистов считают фальшивкой XIX или ХХ века. Отрицали подлинность «Велесовой книги» академики Дмитрий Лихачев, Борис Рыбаков, Валентин Янин. Таким образом, правильнее говорить не о возрождении, а о произвольной реконструкции языческих представлений и обрядов – что захотим, то и придумаем. Например, поистине дьявольский обряд раскрещивания (какое раскрещивание, если в языческие времена христианства еще и в помине не было на Руси!). Но нет, проводят, вовлекая в это крещеных молодых людей. И белого петуха обезглавливают, и мажут петушиной кровью новообращаемых язычников, а те срывают с себя нательные кресты, швыряют и топчут их, выкрикивая ругательства.

Сама идея объявления язычества национальной идеологией и религией абсурдна. Крупнейший специалист по славянской мифологии академик Н.И. Толстой по этому поводу говорил: «Возврат к язычеству невозможен. Язычество есть результат дохристианского развития, и с появлением Христа было низвергнуто. Возвращение к язычеству – это все равно, что возвращение в каменный век – там так хорошо жилось: если убивали друг друга, то убивали камнем, и вообще люди были близки к природе».

Самое страшное, что неоязычники позиционируют себя как «патриотическое» движение, спекулируя на высоких понятиях, прикрываясь при этом «изучением» родной истории, фольклора и т.д. И многие молодые люди покупаются на это, постепенно превращаясь из «ролевиков» (участников модных ныне исторических ролевых игр) в носителей новой идеологии, вбивающей клин между нациями, народами и представителями различных традиционных для России религий. Если христиане – враги (а в России 80% населения считают себя православными), то кого формируют «фюреры» от неоязычества? Отдельные из них не скрывают своей близости к идеям национал-социализма в редакции Адольфа Гитлера. Статья одного из таких «фюреров» неоязыческого разлива так и называется: «Мои друзья эсэсовцы». При этом звучат и прямые призывы: «Мы обращаемся к цвету нации – русским юношам и девушкам! Сильные и гордые, яростные и веселые, жесткие и неустрашимые! Бросьте вызов режиму и сокрушайте его! Это ваше право и ваш долг». Как говорится, приехали. Если это не экстремизм, то я суданский астронавт.

Кстати, когда подобные тексты известного неоязыческого идеолога А.А. Добровольского (к слову, в 1961 году принявшего христианство; интересно, раскрестился ли он?) были размещены на сайте курганских неоязычников «Пламя Сварги», то правоохранительные органы сделали им законное предупреждение. Тексты данного автора (по языческому имени – Доброслав) были запрещены как экстремистские несколькими районными судами Кировской области, а сам А.А. Добровольский был признан виновным по ч.1 ст. 282 УК РФ: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии». Но законное предупреждение правоохранительных органов представителями организации «Пламя Сварги» было проигнорировано. Экстремистские тексты были удалены только после вмешательства прокуратуры.

Но на этом дело не закончилось. Началась некая политическая игра, когда из курганских неоязычников стали делать жертв нарушения «прав человека». Даже подключились известные так называемые либеральные сайты, которых меньше всего волнует возрождение в России национальных традиций. (По этому поводу вернитесь к началу статьи.) Сами курганские «радари» обратились на своем сайте к единомышленникам: мол, спасайте, защищайте от преследований властей. Прозвучали при этом и слова о русской народной культуре, и о «полицейском» государстве. Ребята, имейте совесть: если бы вы жили в «полицейском» государстве, то ни вашего сайта, ни вас самих… Одним словом, пришлось бы долго искать. А так – все в порядке: и сайт действует, и песни вы свои тянете про «златой коловрат». Только за якобы невинными упражнениями в неоязычестве стоит большая игра, в которую вы, возможно, сами того не сознавая, оказались втянутыми. Нельзя ратовать за Россию и одновременно способствовать ее разъединению.

А игра действительно идет большая. Россия набирает темпы, вновь становится мировой державой. Многих и многих это не только не радует, но и толкает на конкретные действия, направленные на дестабилизацию российского общества и государства. И здесь пригодятся все деструктивные силы, даже неоязычники с их нападками на православие. Еще известный американский политолог, большой «поклонник» России Збигнев Бжезинский сказал: «После распада СССР у Запада остался единственный враг – православие». Вот и получается, что неоязычники, столь пекущиеся на словах о России, вовсе не свои, а чужие.

Священник Всеволод Чаплин призвал не забывать, что язычество никогда не помогало создать единую нацию, а «всегда только раскалывало людей». Один из примеров – балтийские славяне, которые остались языческими после крещения Руси, были быстро порабощены западными народами и исчезли с исторической сцены.

Помощник руководителя миссионерского отдела по работе с молодежью иерей Павел Джерики в докладе «Переход Руси от язычества к православию» отметил, что Древняя Русь до Х века была глубоко языческим государством, об этом свидетельствуют ее памятники культуры. Поэтому принять христианство в качестве новой веры для народов-язычников было весьма непросто.

Восточные славяне еще до того, как официально приняли христианство, уже имели о нем представление. Считается, что прославленные христианские просветители Кирилл и Мефодий примерно в 858 году крестили русов, а в 955 году крещение приняла княгиня Ольга – вдова киевского князя Игоря. Однако сын Ольги Святослав отказался принять новую веру, а продолжил путь к православию ее внук – князь Владимир.

Святой Владимир княжил с 980 года по 1015 год. Год его рождения неизвестен. Предполагают, что он скончался в 55-56 лет, но не позже 15 июля 1015 года. Княжил 35 лет. Голубинский называет Св. Владимира первым Петром Великим, который ввёл русский народ в семью народов, призванных к исторической жизни. Вот что даёт христианство. Христианство вводит в орбиту цивилизации, в орбиту культуры, в орбиту истории!

Далее отец Павел рассказал, как совершался переход к новой религии – с точки зрения христианского вероучения и реальной политической картины того времени, когда «князь Владимир думал не столько о принятии новой религии, сколько о сплочении Руси. На сегодняшний день мы пребываем в христианстве столько же времени, сколько пребывали в язычестве, но зная приоритеты христианства, отметим, что язычество направлено на развал государственного строя, беспорядки…»

Иерей Александр Соколов в своем докладе коснулся истории возникновения неоязычества в России. Разные определения неоязычества схожи в одном: это нечто искусственно созданное из обрывков, осколков – оккультизма, кришнаитства, черной магии и прочих новодельных верований, которое преподносится как некое старое, даже древнее знание, способное нас спасти. При условии, разумеется, уничтожения всех инакомыслящих, прежде всего – православных.

Автор привел в пример недавние события, когда в Южно-Сахалинской епархии фанат-неоязычник убил монахиню Людмилу.

Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Викторович Ярасов рассказал о неоязычестве в Тульской области.

В Тульской области известно о существовании нескольких неоязыческих групп.

В жизни цивилизованные люди, они берут себе новые имена, вроде Доброслав или Яромудр, шьют какие-то нелепые костюмы, в которых «справляют обряды».

Но это – самое безобидное.

В Туле отметилась еще одна группа неоязычников, по преимуществу справляющих на досуге в лесах Тульской области разного рода языческие религиозные обряды, в том числе обряд «перекрещивания» людей или, как они его именуют, «изгнание из человека Христа», изготавливают деревянных божков, одеваются в старорусские одежды, купаются нагишом. Кроме того, одно время увлекались расписыванием каббалистическими знаками заброшенной колокольни разрушенного православного храма близь деревушки Дорогонька под Одоевым.

У ряда неоязычников идеология националистическая, расистская. По сути, слова «славянин» и «родновер» оказываются синонимами. А славянское язычество представляется единственным источником национальной славянской идентификации. Христианство же, напротив, видится как религия, навязанная извне иудеями, не способная противостоять глобализму.

К числу неоязыческих организованных групп можно отнести секции славяно-горицкой борьбы (СГБ). В Туле такие секции в прошлые годы организовывались довольно часто. Секции СГБ действовали в школе №1 (Заречье), школе №4 (Советский район) и др. Детям, обучавшимся в этих группах, помимо обучения самому искусству борьбы предлагалась и неоязыческая философия.

Помимо перечисленных групп неоязычников в Туле и области имеются отдельные лица, считающие себя «язычниками». Один даже в 2008 году совершил акт самосожжения.

При этом сами они заявляют, что в России сегодня уже 40 процентов населения составляют неоязычники, на деле же их всего 1,5 процента, причем сюда входят народы Севера с их языческой верой.

В завершение встречи был показан фильм о новомучениках «Русская Голгофа».

Пресс-служба миссионерского отдела