Группа прихожан храма Вознесения Воскресенского благочиния Московской епархии совершила паломническую поездку по святым местам Тульской митрополии: побывала в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре города Тулы, в женском монастыре Рождества Богородицы в поселке Горелки, а также в Казанском монастыре села Колюпаново.

Здесь великая чудотворная святыня

До Богородичной Щегловской обители паломники добрались почти сразу, хотя он расположен на окраине Тулы, и сразу найти его может только опытный водитель.

— Вошли в монастырские ворота и застыли в изумлении и восхищении, – делились впечатлением паломники.

Им все понравилось: белоснежные стены храмов, синие купола с золотыми звездами, аккуратные монастырские постройки, братские келии, возносящаяся к небу колокольня, с любовью ухоженная территория, усаженная цветами, небольшой прудик с греческими амфорами. Все говорит о Божией благодати, почивающей на этом месте, где находится святыня обители: чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница». Приложившись к иконе, помолились, попросили помощи.

— Особые слова хочется сказать об этом образе Божией Матери, – сказала паломница Галина. – Лики Богоматери и Богомладенца источают любовь и сострадание. От иконы не хочется отходить.

Для группы паломников провели интересную экскурсию, рассказали историю чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница», а также об истории создания сначала собора, потом всего монастыря.

Божьим Промыслом совпало стремление храмоздателя Василия Макарухина и тульского православного люда построить и украсить в Туле святую обитель.

После строительства храмов и учреждения монастыря его основатель Василий Иванович Макарухин обратился за помощью в известные всему миру своим духовным авторитетом монашеские обители — в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь и Глинскую пустынь. Эти святые обители славились не только строгим уставом, но и развитием старчества. С Афона в Щегловский монастырь были посланы святыни.

В 1870 году Глинская пустынь прислала в Тулу иноков и иеромонахов, учеников Глинских старцев, некоторые были позже настоятелями, духовниками. В Щегловском монастыре был принят устав Глинской пустыни. Так  было положено начало тульской линии старчества. Присутствие в Богородичном Щегловском мужском монастыре иеромонахов и иноков Глинской пустыни было благоприятным для формирования в нем духовной жизни, ведь все они прошли большой путь под старческим руководством в Глинской пустыни. Так созидалась здесь тульская линия старчества – учениками глинских старцев, делателей умной молитвы, соратников оптинских старцев, продолжателей дела преп. Паисия Величковского. Иеромонахи, монахи и иноки Глинской обители принесли на тульскую землю дух старчества, они духовно окормляли страждущих, и Богородичный Щегловский мужской монастырь в Туле по праву считался духовным центром.

Шли сюда и ехали из соседних областей Центральной России. Особенно был известен силой молитвы духовник обители, старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский и Тульский.

Паломники Воскресенского благочиния вошли в алтарную часть нижнего храма, где создано место поклонения святому  преподобному Варсонофию – в год Тысячелетия Крещения Руси схимонах Варсонофий прославлен по решению Священного Синода в Соборе Тульских святых. Надгробие над его могилой – в виде резной раки с большой ростовой иконой св. Варсонофия.

XV век – вот такая здесь старина

Затем паломники отправились в Богородице-Рождественский женский монастырь, что расположен на севере Тулы в пос. Горелки. Здесь их радушно встретила игумения женского монастыря матушка Амвросия. Провела по монастырю, рассказала о святынях. Ее рассказ продолжила благочинная монастыря матушка Пиама.

Поселок Горелки находится в северной части Зареченского района. По писцовой книге 1587 года в этих местах располагалось село Окиншинское, где стояла церковь Рождества Богородицы и находилась деревня Горская, называемая в начале 17 века «селом Горельским». Деревянный храм в поселке Горелки, освященный в честь свт. Николая, существовал предположительно с XV века. Вот такая здесь старина.

В 1939 году церковь закрыли и тут же разорили. А потом  из иконостаса, вынесенного из Богородице-Рождественской церкви, кощунственно в близлежащем овраге был сделан мост через ручей. Многие люди этот мост обходили стороной, переходя ручей вброд.

Известная святыня монастыря – чтимая икона Божией Матери «Тихвинская». Этот образ прихожане сохранили с дореволюционных времен. Икона прославилась чудесами избавления от воров и голода. В 2003 году образ отреставрирован, иконе вернули ее первоначальный облик. Из церковной утвари в Богородице-Рождественском храме сохранился напрестольный крест изящной работы, серебряный с позолотой.

Внутри храм расписан священными изображениями. Хороши росписи в восьмигранном куполе. В одной грани изображен Иисус Христос на троне, держащий раскрытое Евангелие, в остальных – «Силы небесные».

Иконостас пятиярусный. В пятом ряду расположена икона «Троица Ветхозаветная». Ниже – изображения ветхозаветных пророков с развернутыми свитками в руках, на которых написаны тексты из их пророчеств о Боговоплощении.

Очень красивы резные царские врата с традиционными для них сценой Благовещения и четырьмя евангелистами, а также северные и южные, выполненные из дерева. На царских вратах вырезаны виноградные лозы как символ Евхаристии, а на боковых – колосья. Непосредственно над царскими вратами – образ Спаса Нерукотворного.

— Как красиво у матушек в монастыре, – высказала мнение паломница Нина. – Кругом обилие цветов! Хороши резные беседки. Отрадное место!

Великий подвиг юродства Христа ради

Поклонились паломники Воскресенского благочиния святой блаженной старице Ефросинии. Ее надгробие установлено в храме Казанского женского монастыря села Колюпаново Алексинского района. Паломники помолились у мраморного надгробия и пошли к целебному колюпановскому источнику, чтобы набрать водички из святого родника и  окунуться в купальне в прохладную воду.

В начале XVI века в Тульской губернии образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Казанской Божией матери. Он просуществовал до 1779 г. и сгорел от удара молнии. Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили спасенную от пожара икону в своем доме. И стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы. Новый храм строился на средства М.А. Бобрищева-Пушкина. В начале 1783 г. постройка была окончена. Казанская икона Божией Матери с большим торжеством было перенесена в новый храм и помещена в иконостасе. Именно в этом храме в июле 1855 г. погребена блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая, княжна Вяземская.

Под вымышленным именем «дуры Евфросинии» старица начала свой великий подвиг юродства Христа ради, который продолжала до самой блаженной кончины своей.

Старица Евфросиния при жизни своей неоднократно предрекала, что в Колюпаново будет воздвигнута иноческая обитель для желающих посвятить себя служению Господу. 16 июля 1995 года при Казанской церкви был учрежден Казанской иконы Божией Матери женский монастырь. А немного раньше в 1988 г. Евфросиния Колюпановская была канонизирована в лике святых Тульской земли.

Паломники попили воды из источника. Умылись, набрали воды, затем окунулись в чистую, прозрачную, ледяную воду купальни и особенно ощутили благодатное влияние святого источника.

— Такой вкусной воды мы никогда не пили, – сказал юный паломник Миша.

Лица у всех паломников сияли.

— Какая же это все-таки благодать, – высказалась Марина, – побывать в святых местах, помолиться, поклониться, приложиться к святым мощам и почувствовать, что ты не один, тебя услышали, тебя любят и тебе помогут.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра