Hа Медовый Спас в Миссионерском Центре Тульской епархии состоялась встреча, на которой присутствовали сотрудники Миссионерского отдела и прихожане Свято-Вознесенского храма

В первый день Успенского поста настоятель храма протоиерей Павел Картушин поведал присутствующим о сущности праздника Успения. А затем рассказал о проекте документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)».

Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.

В данном документе есть определение церковного брака, уточнен порядок подготовки к венчанию и его совершение. Поскольку различие религий жениха и невесты делает канонически невозможным венчание браков, заключенных между православными и нехристианами, в проекте есть раздел, посвященный этой проблеме.

Также в проекте даны обстоятельные разъяснения о прекращении брака, что нередко происходит в наше время: как свидетельствует статистика, на 100 браков в наши дни приходится около 70 разводов. Но Церковь не может давать благословение на расторжение брачного союза по основаниям, признаваемым достаточным для развода государственным законодательством, но не соответствующим каноническим предписаниям.

Присутствующие задавали отцу Павлу много вопросов, в частности, как относится Русская Православная Церковь к гражданскому браку?

— Брак, совершенный согласно государственному законодательству, признается Церковью законным, даже если после него не совершается венчание. Причины тому могут быть разными, в частности – неверие одного из супругов. Но всякое сожительство без заключения брака в установленном государственным законом порядке, которое в наши дни принято называть гражданским браком,  не признается Церковью в качестве брака и, по отношению к православным христианам, квалифицируется как блудное сожительство с вытекающими из этого каноническими последствиями.

Особое внимание вызвал пункт проекта, в котором говорится

«В отношении православных христиан, не совершивших церковного венчания заключенного ими ранее в законном порядке брачного союза, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в «невенчанном» браке и отождествления такового брака с блудом. Однако следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в Венчании для достижения целей брака — совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей».

Недопущение к причастию таких людей имело место в иных монастырях и храмах, о чем говорили собравшиеся в Миссионерском отделе. Такая точка зрения может поставить человека в серьезную ответственность перед церковными правилами, так как по 59 правилу святого Василия Великого: «Блудник седмь лет да не причастится святых таин: два лета да плачет, два да слушает, два да припадает, и едино лето да стоит токмо с верными, в осмое допущен будет до святого причастия».

— Но недаром же сказано, «что неверующая жена спасется верующим мужем и неверующий муж спасется верующей женой», — отметил отец Павел. — Православный подход к решению социально-нравственных вопросов требует учета всех обстоятельств жизни в том обществе где живут христиане. Рассматривая различные ситуации, надо стараться, насколько возможно, оставаться объективным в суждениях, памятуя, что по-настоящему может быть объективным лишь один Бог…

Собравшиеся много говорили о нравственности, об ответственности – понятиях, которые словно стали анахронизмами в современном обществе, задавали вопросы священнику, и получали на них обстоятельные ответы.

В этот же день протоиерей Павел Картушин посетил ГУЗ ТО «Тульский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», который находится рядом со Свято-Вознесенским храмом и совершил там освящение меда.

Пресс-служба Миссионерского отдела