Во вторник четвероклассники МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа №2» стали участниками необычного урока основ православной культуры.

Его провела методист Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Наталья Павловна Фундаева. «Тайна первой буквицы» – такое название имел этот интерактивный урок.

В гости к ученикам пришёл и батюшка – настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» протоиерей Алексий Фролов. Он поздравил ребят с началом нового учебного года и пожелал им усердия и послушания, чтобы во всей полноте овладеть основами наук.

«В этом году в сетке расписания учеников-четвероклассников появился новый для них предмет – основы православной культуры. В нашей школе он преподаётся уже пятый год, и все 100 процентов учеников и родителей выбирают модуль ОПК в рамках изучения курса ОРКСЭ. Хочется, чтобы один час в неделю, отведённый под ОПК, приносил каждому ученику радость от соприкосновения с миром православия. Поэтому мы стараемся разнообразить наши занятия, и ТДС очень помогает в этом», – отметила преподаватель ОПК, специалист в сфере духовного образования и религиозного просвещения Наталья Владимировна Крючкова.

Интерактивный урок был очень насыщенным и информативным. В начале занятия Наталья Павловна показала ребятам старинные издания, в доступной форме рассказала о главных богослужебных книгах – Евангелии и Псалтири.

— А вы научите нас читать такие тексты? – спросил Максим Лабузин.

— Конечно, за один сегодняшний урок мы не сможем научиться чтению церковнославянских книг, но познакомимся с азбукой, – ответила Наталья Павловна и в продолжение занятия раздала всем ребятам листочки с церковнославянским алфавитом.

«Азбуку учат – на всю избу кричат» – такая пословица сложилась на Руси. Наталья Павловна предложила ребятам, как в старину,  попробовать хором произнести буквы славянского алфавита. Она обратила внимание учеников, что каждая буква имела своё название: аз, буки, веди… Азбука помогала человеку узнать о Боге и мире.

Затем Наталья Павловна показала ребятам богослужебные тексты в старинных книгах.

— Как написаны первые буквы зачал (начал)?

— Они особенные, украшенные рисунками. (Леонова Саша)

— Эти буквы намного больше, чем остальные. Они красивые и яркие. (Бессонова Снежана).

Преподаватель рассказала, что первые буквы имели особенное название – буквицы. На доске появились различные буквицы, и Наталья Павловна предложила детям угадать, что это за буквы. Она показала ребятам способы украшения буквиц: растительным орнаментом, геометрическими фигурами, изображением птиц и животных. Чаще всего буквицы писались красным цветом, но бывают и разноцветные.

Во второй части урока ребята вооружились карандашами и фломастерами. Они получили увлекательное задание: создать буквицу – первую букву своего имени. В течение 15 минут четвероклассники с усердием творили свою оригинальную буквицу. Отец Алексий и Наталья Павловна помогали советами, как лучше её создать. И вот к концу занятия четвероклассники показали плоды своей работы. На партах у них появились разноцветные, яркие, весёлые буквицы, а ученики наперебой рассказывали о творческом замысле.

«Моя буква – «С». Она немножко «сонная», поэтому я нарисовала луну и звёзды на ней». (София Хохлова).

«Я «посадил» на свою буквицу «Т» домашнего любимца – полосатого котика. Поэтому и буква у меня черно-белая, полосатая». (Тимофей Шорин).

«А моя буква – современная.  На ней – машина». (Максим Скитилягин).

— Удивляет то, сколько разнообразия и красоты мы увидели в написаниях ваших буквиц, – отметил отец Алексий.

Классный руководитель Ольга Владимировна Рылеева похвалила ребят и даже выставила всем «пятёрки» по технологии. Впрочем, и по основам православной культуры в этот день все ученики получили «отлично».

Ребята поблагодарили Наталью Павловну за удивительный урок и выразили желание провести ещё несколько таких  необычных занятий в течение учебного года.

Наталья Крючкова