В стенах Тульской Духовной семинарии по инициативе Епархиального  культурно-просветительского центра «Фавор» состоялся третий семинар «Музейная педагогика и её роль в духовно-нравственном воспитании школьников» для учителей, работников, учреждений дополнительного образования и культуры.

Основная тема  семинара – «Приобщение к ценностям отечественной культуры»  –  была предложена к обсуждению через призму темы «Цивилизационный  выбор Руси», поскольку нынешний год проходит под знаком 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира.

Как отметил, Юрий Николаевич Кузнецов, директор Государственного образовательного учреждения дополнительного образования Тульской области «Центр краеведения,  туризма  и экскурсий», «педагоги и руководители музеев в свое время тоже сделали цивилизационный выбор. А именно, когда стали обладателями культурных ценностей  в небольшом масштабе — своей малой Родины или Тульской области — и начали приобщать  к ним детей».

Заданный тематический вектор  расширил рамки семинара, и позволил  его участникам не только обменяться опытом, но и обсудить важные вопросы: насколько честно и бережно относится школьное ( в широком смысле этого слова)  музейное сообщество к доверенным им подлинникам истории, с какими проблемами сталкивается в своей деятельности  и многие другие.

Методист краеведческого  отдела ГОУ ДО ТО «Центр краеведения,  туризма  и экскурсий» Людмила Егорова в рамках своего доклада «Возможности музеев образовательных организаций и приобщение подрастающего поколения к ценностям отечественной культуры» отметила,  что «школьный музей является  базой для серьезной испытательной работы, т.е. обладает возможностями для интернационального,  экологического, нравственно-эстетического воспитания. Приход в музей расширяет кругозор детей, укрепляет из знания по истории родного края. Знание истории в свою очередь способствует формированию патриотических чувств.

Школа как социальный институт, призванный обучать и воспитывать, располагает к тому,

чтобы различные формирования музейного типа ( уголки, залы, комнаты и т.д.) по-своему помогали оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины. Главными, возможными и посильными направлениями школы являются 3 поля деятельности: семья, школа, окрестности школы».

Людмила Александровна  проинформировал собравшихся о том, что  на сегодняшний день в Тульской области официально числится 208 музеев образовательных организаций различных профилей: от исторических  широкой тематики до узкоспециальных (литературных и естественнонаучных). И все же  большая часть из них – краеведческие, что не может ни радовать. «Цифра довольно большая, если говорить в целом о России, — уточнила она, — Но по-прежнему актуален вопрос не количества, а качества работы музеев. Важно помнить и понимать, что детские музеи создаются для детей и руками детей. Работу необходимо организовать таким образом, чтобы учащиеся были заинтересованы,  чувствовали свою причастность к дальнейшей судьбе музея ».

Помимо этого, в выступлении были затронуты основные проблемы музейного сообщества. Если говорить о федеральном уровне, то это, в первую очередь, недостаточная финансовая поддержка института музейной педагогики,  отсутствие  единой концепция развития музеев образовательных учреждений.

В Тульской области  в этой сфере деятельности  спектр острых вопросов гораздо шире: низкий уровень работы, отсутствие правовой базы и четкой стратегии государственной политики в  отношении краеведения и музейного дела в информационной пространстве,  а также — примерной модели школьного музея, на которую можно было бы ориентироваться.

Внушительный список дополняют низкий информационный потенциал музеев, снижающийся интерес к этнографии, полевым и археологическим исследованиям.

С интересом участники семинара отнеслись к выступлению Татьяны Алмазовой, педагога дополнительного образования, руководитель музея «Прошлое и настоящее поселка Новоугольный» МБОУ ДОД «Детский (подростковый центр) «Факел». Татьяна Дмитриевна рассказала историю развития музея, которая началась в 2004 году с одной экспозиции, уместившейся в небольшом помещении клуба «Факел».

Важно отметить, что принятие решения о создании музея – это результат осознанного выбора в пользу продолжения лучших традиций отечественной культуры и сохранения исторической памяти, сделанного в непростые для нашей страны 90-е годы. Именно в это время в городе Донском были закрыты два музея: при школе  №16 (обладающий внушительным фондом) и краеведческий.

После многолетней кропотливой работы, проделанной  неравнодушными людьми – педагогами, краеведами, старожилами поселка, ветеранами труда и Великой Отечественной войны, учащимися – музейная комната преобразилась  в настоящий краеведческий музей  при клубе.  Сегодня это не просто систематизированные  фонды живой коллективной памяти  семейных летописей, с которыми могут ознакомиться дети, а  связующее звено между разными эпохами и поколениями, культурный и образовательный центр.

Педагог дополнительного образования ММБОУ ДОД «Центр детского творчества»  Мария Вячеславовна Шишкина представила дополнительную образовательную программу  «Зёрнышки» для детей 6-12 лет. Программа основана на народной культуре, как одном из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей,  ее содержание  включает изучение тем регионального характера. Краеведение, экскурсии, занятия по изготовлению русской народной игрушки, участие в проведении праздников  в соответствии с русской традицией имеют интерактивный характер.

«Современный школьник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. Педагоги бьют тревогу по поводу того, что мы теряем молодежь как поколение культурных людей, — подчеркнула Мария Вячеславовна, — Тенденция к разобщенности, разрыв между ценностями поколений стала реальной угрозой самобытности нашей страны. Изучение истории родного края, особенностей быта и традиций предков становится одним из актуальных направлений деятельности дополнительного образования».

Татьяна Викторовна Нахман, учитель  начальных классов МОУ Самарская СОШ Куркинского района,  поделилась многолетним опытом работы по приобщению  современных детей к непреходящим ценностям родной культуры, практическим результатом которой  является  возглавляемый ею школьный историко-краеведческий музей.

Примечательно, что  нравственное и  духовное  развитие и воспитание личности учащихся в образовательном учреждении ведется в рамках «Школы духовного общения» для учащихся 2-7 классов, которая функционирует с 2010 года. Основной целью работы «Школы духовного общения» является формирование духовного развития личности, нравственного  самосовершенствования и принятия духовных традиций. Занятия проводит настоятель храма во имя Иоанна Златоуста села Куркино иерей Алексий Дудин.

«Человек не может стать настоящим патриотом своей страны, если не знает свои корни, своё прошлое, свою землю, а прежде всего – свою малую Родину, — уверена Татьяна Викторовна, — На базе нашего школьного историко-краеведческого музея традиционно с участием ребят и их родителей проводятся народные календарные праздники, а также празднуются православные – Рождество Христово и Пасха Господня.

Вместе с тем ведется методическая работа: дети учатся составлять родословные, планировать и вести исследовательскую работу, работать с литературными источниками и архивами, брать интервью с целью получения необходимой информации и т.п. Наши активисты организуют и проводят экскурсии по музею, осуществляют научно-исследовательскую и поисковую работу».

Педагог дополнительного образования Муниципального учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского ) творчества » г. Богородицка Вера Евгеньевна Шамаева рассказала о взаимодействии с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания обучающихся в «ДД (Ю)Т». «

Марина Александровна Михалева, руководитель Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» и заведующая музейным фондом Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии, ознакомила собравшихся с докладом «Конкурс юного искусствоведа: воспитание через понимание живописи».

«Возвращаясь к проблеме выбора, хочется обратить внимание на  важный и показательный момент конкурса. Мы представляем старших школьников, как людей революционно настроенных, отторгающих авторитеты, отстаивающих собственное «я»,  свою молодежную субкультуру. Однако, когда по условиям конкурса в первом туре учащиеся 10-11 классов писали эссе на тему «Произведение искусства, которое перевернуло мою жизнь», никто их них не обратился к произведениям актуального искусства,  так активно пропагандируемого.  Движимые стремлением уединиться в своем размышлении о том, какое же произведение  искусства оказало на них влияние, они все-таки обратились к тому, что уже прочувствовано всем человечеством. «Золотая осень» и «Джоконда» справедливо оказались для подростков примером внутренней открытости, неподдельности, цельности и содержательности. И это просто прекрасно!».

В завершение  Марина Александровна Михалева презентовала участникам семинара третий выпуск сборника «Музейная педагогика в учреждениях культуры и образования: из опыта работы»,  вышедший в свет по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия при участии Тульской  епархии, Епархиального  культурно-просветительского центра «Фавор» и Тульской Духовной семинарии.

В издание вошли   рабочие программы и статьи  участников  встречи, посвященные вопросам развития школьных музеев, деятельности учреждений культуры, активно занимающихся музейной педагогикой.

Марина Полянская, фото автора