В Тульском областном художественном музее состоялся финал II ежегодного областного школьного конкурса юного экскурсовода по специальности «Искусствоведение», учреждённого Епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор», филиалом «Художественный музей» Объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» и Управлением образования администрации города Тулы.

Директор Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Александровна Михалева напомнила,  как возникла идея проведения конкурса на звание лучшего юного экскурсовода – искусствоведа. «Общаясь со школьниками, которые посещают выставки  в Тульской духовной семинарии, мы обнаружили, что современные люди не всегда умеют самостоятельно рассмотреть картину,  правильно ее «прочитать» и оценить ее художественные достоинства. И самое печальное  —  за очень редким исключением, ребята не могут  объяснить,  как они понимают ту или иную художественную работу, что именно, на их взгляд,  художник сообщил зрителю своим произведением.

Конкурс юного экскурсовода по специальности «Искусствоведение»  призван развить у школьников интерес к изучению мирового искусства, основанного на христианских ценностях, к чтению духовно-нравственной и искусствоведческой литературы, а также  развить навыки художественного восприятия окружающего мира и умений нравственного осмысления  сюжетов художественных произведений. Немаловажно, что подобные творческие состязания повышает общий культурный уровень подростков и формируют у них навыки общения с большой аудиторией».

Для участия в конкурсе, который охватывал две возрастные группы — 8-9 и 10-11 классы — , было подано 19 заявок. Творческое состязание включало в себя два этапа. Первый предусматривал написание эссе, затрагивающие  актуальные темы: «что формирует художественный вкус человека?» (для младшей группы)  и «соответствует ли искусство своему времени или опережает его?» (для старшей).

К участию во втором этапе были приглашены  шесть человек, которые предварительно было предложено ознакомиться с собранием Тульского областного художественного музея, выбрать один из нескольких предметов изобразительного или церковного искусства – икону, картину, скульптуру – в качестве объекта исследования и составить  повествование  в формате экскурсии.

В выступлении необходимо рассказать о художнике и истории создания выбранного предмета,  раскрыть сюжет выбранного произведения, рассмотреть особенности композиции, стиля, выразительных средств. Но самое главное – сформулировать нравственный урок, который заключен  в том или ином произведении. И всю эту информацию нужно изложить за 10 минут

И вот наступил долгожданный и волнительный день финала, когда четверо из шести претендентов на звание  лучшего знатока изящных искусств и рассказчика предстали перед  членами жюри конкурса, чтобы вместе с ними, а также со своими педагогами, «группой поддержки» и всеми желающими, кто оказался в музее, отправиться по выставочным залам.

Главная интрига заключалась в том, что жюри в составе  Елены Ивановны Оленич, заведующей Тульского областного художественного музея, Людмилы Григорьевны Сушко, ведущего специалиста Тульского областного художественного музея, Михаила Викторовича Левшина, члена Союза художников РФ, руководителя художественно-выставочного отдела Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» и Марины Александровны Михалевой, директора Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» — не было  заранее поставлено в известность, какие именно полотна заинтересовали конкурсантов.

Как оказалось, современных школьников привлекает традиционное искусство: в качестве объекта для исследования были выбраны произведения художников, чье творчество восходит к реалистической школе живописи: Станислава Жуковского,  Евсея Моисеенко.

Более того, впервые в двухлетней истории конкурса участники обратились к иконописи, что потребовало от них определенной смелости. Ведь об иконе невозможно говорить только как о художественном явлении и объекте эстетического любования, созданного с соблюдением выработанных форм и правил написания. Икона, что только лишний раз подтвердили выступления участников,  – это и предмет почитания и, если можно так выразиться, нечто очень близкое и родное для православного человека.

Участники подошли к заданию творчески (хотя другой подход в принципе невозможен, когда речь идет о высоком искусстве),  проявив хорошую подготовку. При этом ребята стремились  интерпретировать художественные работы, созвучные их внутреннему «я», по-своему, трактуя порой самым неожиданным образом их внутренние сюжеты,  открывая новые грани прекрасного и  новые смыслы, в первую очередь — духовно-нравственные.

Жюри предстояло решить непростую задачу – выбрать лучших. Оценивать творческие работы сложно всегда – здесь, так или иначе, сказываются личные вкусы, особенности восприятия, а потому  для максимальной объективности членам жюри были предложены следующие  критерии оценки выступлений: раскрытие содержания заявленной темы, логика выступления, культура речи, контакт с аудиторией и соблюдение регламента выступлений. Каждый критерий оценивался в баллах, путём сложения которых и были определены победители конкурса.

После тщательного подсчета баллов и небольшого совещания члены жюри огласили имена финалистов. Не остались без внимания и слов благодарности  педагоги ребят – идейные вдохновители творческих исследований,  всячески поддерживавшие горячо переживавшие за своих учеников. Всем участникам торжественной церемонии были вручены великолепные художественные альбомы, бесплатные билеты на посещение Художественного музея с друзьями и близкими, а от Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» — красочно иллюстрированное издание – «Храмы России».

От имени жюри конкурса к финалистам обратилась Елена Ивановна Оленич, заведующая Тульского областного художественного музея. «Прежде всего, позвольте поблагодарить вас за участие в этом замечательном конкурсе. Само по себе прекрасно уже то,  что вы прикоснулись во время подготовки к конкурсной программе к миру изобразительного искусства, богатому и необъятному, открывающему и дарящему человеку  столько знаний, чувств и эмоций. Второй плюс заключается в том, что вы пришли в Тульский областной художественный музей, прославленный своей богатой коллекцией, и я надеюсь, что теперь вы войдете в число наших постоянных посетителей и друзей. И последнее –  мы открыли для себя новых творческих людей, способных интересно, проникновенно и сугубо индивидуально интерпретировать художественные произведения,  способных разглядеть  в них нечто, непонятое другими».

Михаил Викторович Левшин, член Союза художников РФ, руководитель художественно-выставочного отдела Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» поддержал ребят в том, что они стремятся познать в первую очередь мир традиционного искусства, а не активно пропагандируемого сегодня актуального. «Это очень хорошо, что вас привлекают полотна реалистической живописи.  Надеюсь, что каждого из вас они заставили задуматься над многими важными вещами.

Я желаю вам и вашим педагогам продолжать это плодотворное общение с художественным музеем, вообще с миром искусства. Ведь каждая картина —  это рассказ художника о себе, это целая история о своем времени и используемых тогда технологиях, и открывать эти истории, также интересно, как совершать путешествия. И еще —  настоящий экскурсовод умеет видеть не только то, что изображено на картине, но и умеет входить «за раму», т.е. погружаться в нее и фантазировать, чего я тоже искренне вам желаю.  А конкурсу «Юный экскурсовод» — дальнейшего развития и процветания!»

Егор Антонов, учащийся 10 «А» класса МБОУ СОШ №71 г. Тулы,  одержавший победу в творческом состязании, убежден, что подобные конкурсы необходимы, поскольку они существенно расширяют кругозор, знакомят с творчеством ранее неизвестных художников и  открывают совершенно новые стороны человеческой жизни.

Свое исследование Антон  посвятил теме  подвига защитников Отечества: Небесного  и земного, обратившись к иконе Архистратига Михаила, написанной в разгар Смуты – в XVII веке, и загадочной картине  советского художника Евсея Евсеевича Моисенко «Из детства». Примечательной особенностью последней работы является то, что человек, которого провожают у деревенской околицы старуха, старик  и мальчишка-сорванец, изображен на ней не полностью,  он словно наполовину вышел за пределы полотна. Мы не видим его лица, не можем определить его возраст, проникнуться его чувствами и эмоциями. Перед нами только –  опущенная голова, согбенная  спина, да полупустой заплечный мешок. Но почему-то у зрителя  возникает твердая  убежденность – он уходит из родной деревни навсегда. «Я  признателен организаторам конкурса и жюри за столь высокую оценку моего выступления. Хотя лично мне было очень интересно послушать выступления других участников. Не буду скрывать, что идею провести такой исторический и культурный «марш бросок» от одной эпохи, когда Россия утопала в  раздорах и крови,  к другой, когда на ее землю ступили немецкие захватчики,  мне подсказала преподаватель русского языка и литературы  Ирина Викторина Варфоломеева, — говорит Антон,- За что я ей очень благодарен.  Моя задача заключалась в том, чтобы  раскрыть во всей полноте духовную красоту и мужество настоящих защитников, которые отражены в работах неизвестного нам иконописца и художника Моисеенко. Архистратига Михаила и простого крестьянина объединяет то, что  они без колебаний и сомнений встали на защиту всего, что им дорого, проявив готовность умереть во имя продолжения жизни. И они были и остаются  примерами для нас».

Серебряный призер конкурса  Валерия Федосова, ученица 8 «Б» класса МОУ СОШ №16 г. Тулы, кстати, самая младшая из финалистов, проявила глубокие познания русской иконографии Пресвятой Богородицы, а именно издревле почитаемых на Руси икон  Богородицы – Владимирской, Феодоровской, «Знамение» и «Всех скорбящих радость». «Живописью я увлекаюсь давно, любовь к изобразительному искусству с детства мне привила мама Анна Константиновна, — рассказывает Валерия, — Но посвятить свою работу русской иконописи мне посоветовала Юлия Викторовна Антонова, учитель истории и  мировой художественной культуры нашей школы.  Она сумела меня увлечь этой интересной темой. Чем больше я читала, узнавала, тем больше понимала, что иконопись – это целая вселенная, наполненная Божественной благодатью, и если ты однажды откроешь ее для себя, то она будет с тобой всегда.  В своем выступлении я старалась не только рассказать историю каждого образа Богородицы и представить искусствоведческий анализ, но и донести мысль о том, что икона – это окно в другой, вышний мир».

«Я рада, что Валерия не отказалась от участия в таком конкурсе, что ее не напугала такая сложная тема, на которую мы замахнулись,  — делится впечатлениями сама Юлия Викторовна Антонова, —  К конкурсу мы готовились с волнением, поскольку говорить об образах Богородицы – это большая ответственность.  Хочется  отметить доброжелательное отношение сотрудников Художественного музея, которые всячески помогали нам в подготовке к состязанию, предоставили все необходимые материалы. Большое спасибо членам жюри, давшим  хорошие советы и наставления, которые обязательно пригодятся всем участникам, чтобы довести до совершенства свои экскурсии».

Марина Николаевна Минаева, преподаватель изобразительного искусства и мировой художественной культуры МБОУ СОШ №62, ученицы которой стали лауреатами конкурса,  отметила, что такие творческие проекты помогают развитию личности школьников. «Уже на стадии выбора работы для исследования ребята оказываются перед выбором, прежде всего – нравственным. Они словно прислушиваются к себе, на что откликнется их душа, сердце, какие мысли у них вызывает та или картина. Другой важный аспект – это работа над собой. Далеко не все подростки способны переступить через свои сомнения, преодолеть стеснение и выступить на публике. А победа над собой – самая трудная. Очень бы хотелось, чтобы в конкурсе принимало как можно больше не только участников, но и слушателей из числа школьников. Такой опыт полезен для всех, как известно, искусство объединяет».

Остается только пожелать, чтобы следующий конкурс «Юный экскурсовод (по специальности искусствоведение)», который состоится через год, прошел также успешно, объединив знатоков и начинающих ценителей искусства.

Победители конкурса «Юный экскурсовод (по специальности искусствоведение)»:

1 место — Егор Антонов,  ученик 10 «А» класса МБОУ СОШ №71 г. Тулы;

2 место —  Екатерина Федосова, ученица 8 «Б» класса МОУ СОШ №16 г. Тулы;

Лауреаты конкурса:

Екатерина Дашанова, ученица 11 «А» класса МБОУ СОШ №62 г. Тулы ;

— Елена Приходько, ученица 9 «Б» класса МБОУ СОШ №62 г. Тулы;

— Полина Зубакова, ученица 9 «В» класса МБОУ СОШ №64 г. Тулы;

— Алина Афтинеску, ученица 9 «В» класса МБОУ СОШ №64 г. Тулы.

Марина Полянская, фото автора