Группа Тульского епархиального паломнического центра побывала в Свято-Введенской Оптиной пустыни на праздновании Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Калужская область встретила тульских паломников пасмурной погодой. Но это не помешало радостному, вдохновенному настроению, так как туляков ожидала встреча со святынями Оптиной обители, которых немало в этом месте.

На автостоянке, что недалеко от стен монастыря, много автобусов и легковушек с номерами не только Калужской области, Москвы, Подмосковья и других соседних областей, но и южных регионов России и Украины. Отсюда продвигалось огромное количество людей, направлявшихся к Святым воротам обители.

Старец – архимандрит Илий принимал исповедь и совершал Таинство Причащения Величественные храмы, благообразные монахи с длинными седыми бородами, толпы людей, приехавших помолиться в это святое место на престольный праздник – все это было радостно видеть тульским паломникам.

Служба в монастыре длинная, около четырех часов, но паломники этого не заметили, так как проникновенное молитвенное пение братии сопровождало богослужение и вдохновляло на молитву.

Запомнилась проповедь, сказанная в этот день с амвона, и главный вывод:

— Днесь в храме Божием ясно Дева является и Христа всем предвозвещает… Молитва, чтение слова Божия, рукоделие, Богомыслие, – одним словом, всецелая жизнь в Боге, Единым Богом, были непрестанным занятием Пресвятой Богородицы. До явления в мир Христа Спасителя оставались считанные годы, и храм Божий призван был вскормить и воспитать в эти годы чуткую, детски чистую душу Богоотроковицы, предуготовляя в Ней Боговоплощение. Всем нам, братья и сестры,  в этот великий день праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу начинается на пороге рукотворенного храма Божия. И наш путь по жизни должен вести в храм, чтобы воспитаться и возрасти в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на Небе, куда восшел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос – Первосвященник будущих благ. Аминь.

Тульские паломники обрадовались, когда увидели, что, выйдя из алтаря, старец Илий (Ноздрин) стал раздавать просфоры. Они устремились туда же и успели получить освященные просфоры. Им рассказали, что на ранней литургии старец – архимандрит Илий – принимал исповедь и совершал Таинство Причащения. В последнее время это стало здесь традицией.

После службы паломники отправились на экскурсию по монастырю. Они услышали удивительные истории о святых оптинских старцах, о знаменитых людях, приезжавших к ним за советом. Паломники из Тулы, как когда-то Киреевский и Гоголь, Достоевский и Соловьев, ходили по святой обители, впитывая в себя ее дух. Особенно явно связь времен ощущалась на монастырском кладбище, где были похоронены старцы и благочестивые миряне.

Архитектурным центром Оптиной пустыни является Введенский собор – главный храм пустыни. Его название определило и современное полное название монастыря. В соборе почивают св. мощи оптинских старцев прпп. Амвросия и Нектария, а также здесь находится особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Во Введенском храме совершаются ежедневно полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. Прежде всего тульские молитвенники поклонились мощам преподобного Амвросия и всем старцам оптинским, которые почивают в других храмах.

Огромная колокольня Оптиной пустыни была построена в 1802-1805гг. В период Великой Отечественной войны колокольня была взорвана немецкими оккупантами и восстановлена лишь в конце 1990-х годов. Во время восстановления неподалеку от нее действовала колокольня временная.

С этой временной колокольней связан трагический случай – во время празднования Пасхи в 1993 году здесь рукою жителя Козельска, сатаниста, были зверски убиты иеромонах Василий и два инока. Страшный нож убийцы пронзал тела монахов, но верится, что души их вознеслись в райские обители.

Сейчас на месте упокоения этих трех оптинских новомучеников возведена часовня. Она находится у стены обители.

Крупные храмы Оптиной пустыни по отношению к Введенскому собору расположены так, что в целом они вместе с колокольней образуют фигуру православного креста.

Строгий скит особого иноческого подвига

После Литургии туляки оглядели монастырские  окрестности. Прошли вдоль монастырской стены, а затем по широкой тропе в сосновом бору направились к Иоанно-Предтеченскому скиту, который находится в трех-четырех сотнях метров от пустыни. Основан скит в 1821 году, деяния его иноков способствовали расцвету и будущей славе Оптиной пустыни. В ските от прежних времен сохранились деревянная церковь Иоанна Предтечи и кельи его обитателей, в том числе и домики-кельи оптинских старцев. Сейчас здесь, как и раньше, действует более строгий, чем в монастыре, устав духовной жизни его насельников, и миряне на его территорию не допускаются. Разрешение побывать здесь получают лишь паломники в дни престольных праздников, посвященных Иоанну Предтече.

Здесь, у стен скита, туляки стараниями гида смогли по возможности полно узнать историю основания пустыни (она насчитывает, по разным данным, от пяти до семи веков) и историю скита, познакомиться с историей старчества как особой ветви духовного подвижничества и особого иноческого подвига, с жизнью и делами оптинских старцев.

По обе стороны от арки ворот, ведущих в скит, располагаются домики, в которых ранее жили старцы. В том, что находится справа от арки (с лесенкой, ведущей в дом) в разное время обитали Амвросий, Иосиф и Нектарий. В домике, что слева от входа, жили настоятели скита, а также старцы Макарий и Варсонофий.

— Здесь как-то особенно остро ощущается бег времени и величие силы и духовной нравственности человека, – сказала паломница Елена Аксенова. – Величие духа – именно оно создало известность и славу Оптиной пустыни.

Исторический опыт насельников Оптиной пустыни очень ценен. Истинную славу и общепризнанный авторитет Оптина Пустынь приобрела в XIX веке, то есть тогда, когда общество уже было сильно заражено неверием и утратило живую связь с православной традицией. Те, кто приезжал к оптинским старцам в позапрошлом веке, имели удивительную возможность прикоснуться к подлинной Православной жизни.

— Так и теперь в возрожденную Оптину Пустынь следует приезжать, – сказала паломница Нина Петрова, – для того, чтобы побывав на монастырском богослужении, приложившись к мощам прославленных оптинских отцов и пройдя лесной тропинкой сквозь высокий лес к ограде Иоанно-Предтеченского Скита, ощутить связь времен и почувствовать тихое дыхание Вечности…

Перед самым отъездом паломники зашли в книжную лавку монастыря, чтобы приобрести издаваемые Оптиной пустынью жития оптинских старцев, чтение которых позволит сохранить испытанное здесь состояние мира и тишины и продлит нашу память о посещении Оптиной пустыни.

Святое место для опеки сирых и убогих

Паломничество продолжилось переездом в Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь поселка Шамордино, основанную по благословению преп. Амвросия Оптинского, пожелавшего, чтобы недалеко от Оптиной Пустыни было место, где бы монахини могли опекать сирых и убогих. Старец Амвросий уделял много внимания первым его насельницам. А первая настоятельница игумения София происхождением была из Тульской губернии, о чем некоторые паломники узнали впервые.

За свою недолгую историю Шамординский монастырь пережил и бурный расцвет, когда в его стенах спасалось около 800 сестер, и закрытие в 1923 году, и годы разорения и поругания, и начало возрождения церковной жизни среди руин. Несмотря на все утраты, сегодня Шамординская пустынь поражает благочестивых путешественников своим величественным видом. Огромный монастырский собор в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный на рубеже веков в русском стиле (постройка из красного кирпича с невероятным количеством декора – башенки, колонны, нарядные наличники и луковичные маковки) возвышается над округой. Паломников удивил своим величием огромный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В Казанском храме многие иконы молитвенно вышиты трудолюбивыми руками сестер обители.

После посещения иконной лавки и храма, спустившись по длинной лестнице вниз от монастыря, паломники посетили святой источник.

Удивительная панорама открылась паломникам при спуске к святому Живоносному источнику. А спуск к источнику ведет по огромной лестнице.

С вершины холма открывается широкая панорама на луга, холмы и извилистую речку Серену. А у подножия монастырского холма из земли бьют несколько ключей, вода которых почитается святой, и потому там устроена купальня.

— Паломничество было очень насыщено событиями и экскурсиями, – сказал паломник Федор Пономарев. – Да мы как будто в другом мире побывали!

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра, фото паломницы Елены Аксеновой