По благословению председателя отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии протоиерея Сергия Резухина воспитанники ГУ ТО «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних №1» в рамках ранее заявленного отделом цикла духовно-познавательных встреч, посвященных различным видам трудовой активности человека, посетили просфорную при Всехсвятском кафедральном соборе и познакомились с особенностями редкой профессии «просфорница».

Гостей приветствовал клирик Всехсвятского кафедрального собора иерей Василий Шаталов: «Дорогие ребята, сейчас — время Рождественского Поста. Каждый христианин старается, по возможности, чаще бывать в эти дни в храме, причащаться Святых Христовых Таин, чтобы подготовить свою душу к встрече светлого праздника — Рождества Христова.

Раньше, приходя на Литургию, люди приносили с собой хлеб и вино. Но каждый ли наш дар угоден Богу? В Библии есть история о двух братьях, сыновьях Адама и Евы — Каине и Авеле. Каин был земледельцем, а Авель — скотоводом. И однажды вознамерились братья принести жертву Господу. Каждый предложил ему то, что имел. Каин принес зерно, а Авель тельца из своего стада. Каково же было изумление обоих, когда с неба снизошел свет и забрал жертву Авеля на небо, в случае же Каина этого не произошло. Бог принял жертву младшего из братьев, что вызвало гнев и ревность старшего. Рассерженный Каин убил своего брата.

Жертва Каина не была принята, потому что шла от нечистого сердца. Авель приносил жертву с верою в обещанного Спасителя и с молитвой о помиловании, а Каин приносил ее без веры и смотрел на нее, как на свою заслугу перед Богом. Поэтому мы должны всегда помнить о том, что приносить что-то в дар нужно лишь от чистого сердца и от полноты любви».

В продолжение духовной беседы ребята узнали о том, что заповедь о принесении хлеба в жертву дошла до нас с ветхозаветных времен: «Пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев. 7:13). При жизни пророка Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей, что означало хлеб земной и хлеб небесный.

В наши дни в каждом храме есть просфоры. Употребляются они на проскомидии: так называется первая часть Божественной Литургии.

Проскомидия — слово греческое и означает «принесение». Поэтому и самый хлеб, употребляемый на ней, называется приношением, или просфорою.

Для проскомидии используют пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Господом пятью хлебами более пяти тысяч человек. Собственно для Причащения необходима одна просфора, по слову апостола Павла: «Один хлеб, и мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17).

Вторая просфора называется Богородичною, из нее вынимается одна частица в честь Божией Матери. Третья просфора — девятичинная, в честь всех святых, лики которых состоят из девяти чинов в образ девяти чинов Ангельских. Из нее вынимается девять частиц в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается Литургия. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых, из пятой — за усопших.

Господь Сам устанавливает Таинство Святого Причащения. Это событие получило название Тайной Вечери. Накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения, Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по обычаю Пасхальную трапезу. Но Господь вкладывает в нее новый смысл. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в Таинстве Евхаристии: «Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28).

Во время Божественной Литургии верующие в храме молятся вместе со священником, и в алтаре совершается великое таинство Претворения. Затем верующие под видом хлеба и вина вкушают (причащаются) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Причастие оживляет душу, освящает её, делает человека твердым в подвигах добра.

Приложившись к издавна особо чтимому на Руси Казанскому образу Пресвятой Богородицы и получив благословение священника, мальчики и девочки отправились в просфорную Всехсвятского кафедрального собора. Поднявшись по узкой лесенке в этот небольшой домик, как будто сразу попадаешь в иной мир. Тихо, тепло и очень чисто. От пекущихся просфор исходит благоухание, которое невозможно сравнить ни с чем! Просфорница Ирина Николаевна рассказала удивленным ребятам, что листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным воском. При этом сладкий, медовый запах воска смешивается с тонким ароматом только что испеченного хлеба! Не так давно в просфорной была настоящая русская печка, топившаяся дровами, привносившими в запах готовых просфор еще одну уникальную ноту. Однако в современных условиях работать с электрической печкой просфорницам стало намного легче.

Тесто для просфор делают из лучшей пшеничной муки, замешанной на чистой воде с добавлением соли, святой воды и закваски из дрожжей.

Иерей Василий Шаталов отметил, что следует различать профессии пекаря и просфорницы. Труд в просфорной — физически тяжелый и вместе с тем благодатный. Приступать к выпечке просфор можно с благоговением и только после молитвы.

Просфора состоит их двух круглых частей, что указывает на то, что в Господе Иисусе Христе соединились две природы: Божественная и человеческая. Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, и в знак того, что человек сотворен для вечной жизни. На верхней части просфоры ставится печать с изображением Креста, начальных букв имени Христа Спасителя: IC. ХС. и греческого слова: NIКА, что означает: «Иисус Христос побеждает». Существуют также печати с изображением иконы Богородицы.

Православные христиане бережно хранят просфору, а также святую воду и другие святыни дома, в чистой посуде, возле икон. Принимают святыни обычно утром, до вкушения остальной пищи.

После соборной молитвы для ребят наступила пора (в буквальном смысле этого выражения — «засучив рукава») — приняться за работу. Дело выпечки просфоры, кажущееся на первый взгляд простым, на практике, оказывается, таит в себе массу деталей и тонкостей, без учета которых должного результата получить невозможно.

Конечно же, весь процесс изготовления просфор происходил под чутким руководством сестер-просфорниц: «после «подхождения» тесто выкладывают на стол, хорошо натирают, раскатывают скалкой листами нужной толщины, режут формами на кружки (для нижней части — форма побольше), поправляют их руками, покрывают влажным полотенцем, затем сухим и выдерживают некоторое время. На меньшую, верхнюю часть поставляют печать. Соединительные поверхности просфоры смачивают теплой водой, верхнюю часть накладывают на нижнюю, прокалывают обе части иглой, чтобы предупредить образования пустот. Затем просфоры ставят на противень и пекут в печи до готовности. Готовые просфоры вынимают на стол, покрывают сухим полотном, затем мокрым, опять сухим и сверху специально для этого приготовленным одеялом. Просфоры «отдыхают» час. Когда они станут мягкими и остынут, их убирают в корзины».

На каждом этапе приготовления возникали определенные трудности. Конечно, не всё и не у всех получалось с первого раза. Но тем ценнее стал приобретенный опыт новой трудовой деятельности. О значимости плодов этого труда свидетельствуют счастливые и одновременно внимательно-сосредоточенные детские лица! Новая профессия вызвала интерес и, конечно же, серьезные вопросы: «Можно ли испечь просфору у себя дома? Где научиться печь просфоры? И т.д.

Ирина Николаевна пояснила, что «раньше просфоры, действительно, выпекались благочестивыми женщинами в домашних условиях. А учиться лучше всего у других, опытных просфорников; работать на просфорне, чтобы они на месте показывали, как надо печь, потому что очень трудно объяснить что-то, если ты не будешь этого видеть, если руками не будешь чувствовать теста».

Отведав просфор, только что вынутых из печи, и сердечно поблагодарив своих наставниц, ребята отправились в реабилитационный центр — делиться «трудовыми» впечатлениями с друзьями.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Труд человека преобразует природу, создает машины, добывает хлеб, создает науку, искусство. Труд — не игра, не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда».

Но в то же время труд нужен для того, чтобы уметь радоваться жизни! Ведь воплотившийся Господь наш Иисус Христос держал в руках и долото, и рубанок. Одна эта мысль способна превратить любую, даже самую трудную работу в праздник.

Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению