Как достойно встретить Рождество Христово, как прожить предшествующий ему пост и на что в первую очередь обратить внимание в своей духовной жизни – об этом наша сегодняшняя беседа с настоятелем Свято-Вознесенского храма, руководителем миссионерского отдела Тульской епархии протоиереем Павлом Картушиным.

— Отец Павел, как установилась традиция поститься перед приходом Спасителя на землю?

— Волхвы пришли к яслям не с пустыми руками, а принесли Младенцу дары. Готовясь к Рождеству Христову, мы должны по-новому осмыслить свою жизнь, делать добро ближним и с этими дарами подойти к празднику.

А ему предшествует строгий сорокадневный Рождественский пост – последний в году. Так как заговенье приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост называют еще Филипповским, и продолжается он до 7 января.

Установление Рождественского поста, как других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Первоначально он длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На Соборе 1166 года, бывшем при константинопольском Патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Не все правильно понимают значение слова «поститься», для многих людей, в основном невоцерковленных, это всего лишь диета.

—  Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Как заповедует Церковь, постясь телесно, в то же время необходимо поститься и духовно. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид. Пост – не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. А без молитвы и покаяния пост действительно становится лишь диетой.

Во время поста мы жертвуем очень немногим, но отказываясь даже от малого, мы учимся преодолевать себя, учимся любви, потому что Бог есть Любовь, и Он действует через Жертву. Конечно, надо понимать, что дело не в отказе от скоромной пищи, а в том, чтобы сделать то, что мы в обычные дни не делаем, например то, что откладываем на потом. Пост – благоприятное время для внутреннего делания, но оно должно сопровождаться и внешними делами, делами любви и милосердия. Каждый новый пост – это возможность измениться сейчас, а не потом или в старости.

— Порой люди сетуют, что в конце года, когда подводятся итоги на работе, готовятся всевозможные отчеты, нет времени прийти в храм.

— Важно помнить, что пост – это средство, помогающее очиститься от страстей и стать ближе к Богу. Тогда и сам праздник Рождества переживается иначе. Если во время поста нет возможности прийти в храм, мы должны просить у Бога прощения. Тем, кто редко причащается, нужно обязательно причаститься в Рождественский пост. Было бы желание – чтобы душа стремилась, а Господь обязательно поможет, пошлет такую возможность.

Часто и у верующих пост становится автоматическим: просто меняется рацион питания, кто-то отказывается от просмотра телевидения – но живой веры нет. У нас не хватает ревности, а ее Господь может дать за стремление к Нему. Нам нужно просить, чтобы Господь даровал крепкую веру, нужно понуждать себя к молитве, а не к вычитке. Нужно понуждать себя к делам веры, постараться жить по духу, а не по букве, потому что Дух животворит. И нам важно быть христианами везде – начиная с кухонь, заканчивая храмами. Сразу это не получится, грехов много, мы немощные, но если будем с Божией помощью меняться, то Господь дарует, как многим святым, исцеление греховной проказы души.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства.

— Как приучить себя к посту?

Основа поста – борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерять со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Ведь пост – аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности.

Во время поста нам особенно видны наши недостатки, например, страсть осуждения, гнева, зависти, гордости. Надо бороться с этими страстями, молиться, исповедоваться и причащаться. У каждого – свое поле борьбы: у кого-то обострена зависть, у кого-то плотские страсти, у кого-то иные. Надо читать святых отцов, понимать, как они побеждали страсти, – мы не первые, кто с этим сталкивается. Например, если человека мучает зависть, нужно съездить в больницу, посмотреть, сколько есть несчастных людей, посочувствовать им и помочь – и через милосердие побороть страсть зависти. А во-вторых, пересилить себя и говорить: «Прости, Господи, помоги мне преодолеть эту зависть», и помолиться за людей, в чем-то нас превосходящих. Это будет по-христиански. Это уже начало духовного роста. «Постящиеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

— А если человек не постится телесно, но при этом помогает кому-то – немощному, попавшему в беду?..

— Как сказано отцами Церкви: посчитай стоимость своего обеда с мясом, посчитай, сколько он стоит без мяса, вычти разницу и отдай бедным – это и есть пост.

— Отец Павел, у православных христиан в России Рождество и Новый год, словно поменявшись местами, наступают не в той последовательности. Сложно думать о духовном, когда за окном – разгуляй до утра, канонады из пиротехники. Елки ставятся в городах чуть не в первых числах ноября, и вся страна – в предвкушении. Как среди всей этой мишуры не растерять приобретенное в пост и в максимальной полноте прочувствовать радость Рождества Христова?

Главный реформатор новогодних гуляний в России – Петр I – ввел традицию пышно отмечать Новый год: с танцами, песнями, запуском шутих и фейерверков, украшением домов и общественных зданий хвойными ветвями.

Но как сказал один из православных священников, стоит обратить внимание, насколько несопоставимы масштабы этих праздников с приготовлениями к ним. Мы отмечаем очередной виток Земли вокруг Солнца, забывая о том, что Бог, Сотворивший наш мир, пришел к людям, чтобы стать Одним из нас, не переставая быть Богом. Чтобы принять на Себя человеческое естество и вывести всех людей из рабства греха. Вот, чему стоит радоваться… А по поводу чего новогоднее веселье? Что прошел год? Что стали ближе к смерти?! Мудрые люди говорят,  что нужно в Новый год вспомнить, что произошло в прошлый год, поблагодарить Бога за то, что еще один год жизни даровал, и попросить с молитвой благословление на следующий год.

Очень важно, чтобы люди в это время чувствовали свою семью, своих детей, чтобы это время проводили не в монастырях, а в своей семье, чтобы наставляли своих детей. Сейчас дети пресыщены многочисленными представлениями, новогодними елками и прочими увеселениями. Лучше наполнять их время более полезными, но не менее интересными занятиями. На Рождество хорошо собираться всей большой семьей: бабушкам, дедушкам, дядям, тетям, братьям и сестрам. Хорошо, если есть такая традиция.

Пресс-служба миссионерского отдела