В рамках доброго сотрудничества с Епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор» в Болоховской школе-интернате состоялся интерактивный урок основ православной культуры. Его для 27 пяти — и шестиклассников провела директор центра Марина Александровна Михалёва.

Гостями урока стали и представители  местного храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных»: настоятель, протоиерей Алексий Фролов и специалист в сфере религиозного образования и духовного просвещения Наталья Владимировна Крючкова.

«Наши ребята – особенные, так как школа коррекционная. Несмотря на то, что они учатся уже в среднем звене, ведущим методом обучения является наглядность. Многим из наших учеников сложны длительные объяснения учителя, так как внимания ребят хватает ненадолго. Поэтому, выбирая тему сегодняшнего урока, мы попросили Марину Александровну максимально полно задействовать учеников в игре», — рассказал о своих воспитанниках преподаватель ОПК Николай Фёдорович Гритченко.

После приветственных слов Марина Александровна предложила ребятам подумать, какие дела они считают важными и значимыми в жизни.

-Учёба!

-Общение с одноклассниками!

-Помощь старшим!

Но, оказывается, и игра – дело нужное и значимое. В подтверждение своих слов Марина Александровна рассказала, как в 1850 году выпускник Тульской Духовной семинарии Иван Петрович Сахаров стал собирать и записывать  игры родного края. Многие из таких игр знали лишь крестьянские дети, а вот дворянам они были незнакомы. Иван Петрович поставил перед собой цель: издать книгу, в которой были бы записаны игры Тульской губернии. Тогда любой образованный человек смог бы найти их и научиться играть.

Преподаватель обратила внимание ребят на то, что все игры были подчинены церковному календарю. Например, Великим Постом нельзя было играть в шумные, весёлые игры. В это время запрещалось даже качаться на качелях!

-Но у нас с вами до Великого Поста ещё более месяца, поэтому мы имеем прекрасную возможность поиграть в самые различные игры! – сказала Марина Александровна, переходя к практической части урока.

27 воспитанников с удовольствием включились в игры. Первая игра была непростая. Из корзинки преподавателя появились шесть пёстреньких мешочков, наполненных различными веществами. Прозвучало задание: на ощупь определить, что в них находится. Муку и гречневую крупу ребята узнали с лёгкостью, а вот мешочки с чаем и крахмалом испытывали многие. Наконец, прозвучали правильные ответы, и Марина Александровна предложила следующую игру «Снимаем кино». Два ученика: Денис и Кирилл – стали «режиссёром» и «актёром». По заданию первого, «актёр» должен был изобразить ходьбу по  «снегу», шагая в такт хрусту из мешочка крахмала.

Немало радостных эмоций вызвала игра «Чёрная редька». Здесь «барин», не сторговавшись с «хозяйкой» овоща, должен был вытащить хотя бы одну из «редек», а затем с лёгкостью даром забрать всю «грядку». Но сделать это было непросто: ведь «редьки» крепко держались друг за друга, не отдавая товарища, и наш «барин» ушёл ни с чем.

-Какая интересная игра! Она учит нас держаться всем вместе, помогать друг другу! – справедливо отметила шестиклассница Мария.

Обратив внимание ребят на то, что скоро наступит Масленичная неделя, Марина Александровна предложила ученикам поиграть с матрёшками. Это была игра на развитие памяти и внимания, ведь каждой из пяти матрёшек придумали имена и сказали, с кем каждая из них печёт блины на Масленицу. Нужно было ничего не перепутать и точно назвать имя и начинку для блинов, «испечённых» веселыми матрёшками:

— Тётя Даша, самая старшая,  испекла блины со сгущёнкой!

-Лизавета – с мёдом!

А младшенькая, Машенька,  – с творогом! – весело отвечали дети, часто путаясь в именах и начинках и  поправляя друг друга.

В завершение урока Марина Александровна развернула старинное вышитое полотенце. В длину оно составляет более метра, что, несомненно, впечатлило современных школьников.

-Полотенце поможет нам разучить некоторые старинные игры, — объявила Марина Александровна. Она при участии ребят  показала две игры: «Радость на печаль» и «Поиграем в цветок лазоревый». Оказалось, что ребята были очень внимательны и запомнили мельчайшие детали на искусной вышивке полотенца.

Как всегда, урок Марины Александровны пролетел очень быстро, на одном дыхании. «Мы только разыгрались, а уже звонок!» — вздохнули дети.

«Я сегодня узнала много новых игр. Мы обязательно будем играть в них вместе с одноклассниками!» — сказала шестиклассница Марина Ершова.

«Мне особенно понравилась игра с полотенцем. Она позволяет внимательно посмотреть в глаза товарища и почувствовать его настроение. Ведь часто мы бываем невнимательны друг к другу», — отметил Иван Кулаков.

Отец Алексий искренне поблагодарил Марину Александровну за интереснейший урок и  сказал, что он получил огромное удовольствие, наблюдая за тем, как включились в игры дети.

«Да и сам я как будто побывал в своём детстве, когда мы с ребятами знали множество различных игр. К сожалению, теперешние школьники чаще играют в компьютерные игры, забывая о том, что главное в нашей жизни – это радость общения, взаимовыручка и любовь к окружающим. Наши благочестивые предки не обучались в общеобразовательных учреждениях, но знания о мире, людях и Боге передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Поэтому и детские игры наших прабабушек и прадедушек проводились с соответствии с церковным календарём и были тем кладезем мудрости, который передавался от старшего поколения к младшему».

Директор интерната Нелли Ивановна Вирц  тепло поблагодарила Марину Александровну за увлекательное игровое путешествие по старой Туле.

Было решено продолжать доброе соработничество с Епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор». Следующее занятие с Мариной Александровной запланировано на апрель, а в мае воспитанники школы-интерната планируют посетить ТДС.

Наталья Крючкова