По благословению председателя отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии протоиерея Сергия Резухина продолжается цикл духовно-познавательных встреч, посвященных различным видам трудовой активности человека.

Этот цикл ориентирован на воспитанников детских социальных учреждений и направлен на формирование реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем, возможно, включит себя.

По приглашению сотрудников благотворительного отдела учащиеся ГОУ «Тульская общеобразовательная школа-интернат» (г. Тула, ул.Некрасова, 8) вместе с преподавателем основ православной культуры Евгенией Алексеевной Мельниковой посетили Всехсвятский кафедральный собор.

По окончании Божественной Литургии школьников приветствовал иерей Антоний Дъячков, щедро окропивший гостей святой водой.

Студент второго курса Тульской Духовной Семинарии Валентин Елисеев познакомил подростков с обязанностями алтарника – мужчины-мирянина, помогающего в алтаре во время богослужения: «Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, знаете, что в семинарии молодые люди получают специальное образование, чтобы стать священником.

Для этого нужно иметь твёрдую веру в Господа Нашего Иисуса Христа, быть благочестивым, закончить семинарию, получить степень, жениться или принять монашеский постриг.

Однако миряне тоже могут выполнять очень ответственное послушание в храме – стать пономарем или алтарником. Среди алтарников можно увидеть совсем молодых ребят, отроков. Господь так управил мою жизнь, что прислуживать в алтаре Свято-Покровского храма города Тулы я начал с восьми лет.

Непосредственное активное участие в службе дает алтарникам возможность узнать и по-настоящему полюбить богослужение. А уборка и наведение чистоты в алтаре приучает к чувству благоговения к святыне.

Алтарь – это священное место, Святая Святых. Входить в алтарь как в обычное помещение нельзя, ведь это место, где, по словам святителя Иоанна Златоуста, священник совершает Литургию в сослужении Небесных Сил, которые в благоговении и великом безмолвии окружают жертвенник и предстоят при совершении великого Таинства.

Перед входом в алтарь следует перекреститься и поцеловать икону на северных или южных вратах. Войдя в святой алтарь, алтарник должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься в сторону Горнего Места и поклониться служащему духовенству и всем присутствующим в алтаре и получить благословение служащего священника.

В обязанности алтарника входит подготовка к службе: наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается.

Кроме того, алтарник должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Кадило используется во время богослужения. Каждение совершается во время молитвы с апостольских времён. Кадило разжигается при помощи раскалённого угля, на который кладется ладан – душистая смола ближневосточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам. Существуют церковные кадила (имеют цепочки, которыми присоединяются к ручке) и келейные (иначе домашние, с жёстко закреплённой ручкой на боку).

Когда каждение совершается перед священными предметами, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающие честь и хвалу. Когда же каждение обращено к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По православной традиции в ответ на каждение принято поклониться.

Совершать каждение алтарник не может. Во время службы он подает священнику или диакону кадило, в нужный момент включает и выключает свет, открывает врата и выходит с зажженными свечами, предшествуя выходу священнослужителей и выносу святынь.

В храме наблюдается то великое единство, когда все сослужащие – и священники, и диаконы, и чтецы, и алтарники – составляют единый организм, когда каждый служит на своём месте, каждый по-своему, на едином дыхании, единым сердцем и устами… Это единство – главное условие церковной службы.

Прежде чем стать алтарником, нужно быть прихожанином храма и воцерковленным человеком. Желающий стать алтарником должен уверовать в Господа всем сердцем и всю свою жизнь стараться посвящать Богу. Когда человек начинает задумываться, для чего он создан, какое место отведено ему в этом мире, он начинает искать ответы на свои вопросы. Постепенно приходит понимание того, что всё окружающее нас – по большому счету суета.

В мире много пороков, с которыми человеку не справиться только своими силами. Без присутствия Бога в нашей жизни мы не можем ничего. Даже доброта без Бога может стать лицемерием.

К сожалению, многие люди нередко стремятся возвыситься над другими, могут даже оскорбить ближнего. Но подлинная правда в ином. Осознавший это человек начинает посещать богослужения, соблюдать пост, участвовать в Таинствах. Это очень важный момент.

Нужно читать Священное Писание. Евангелие – это наследие Господа нашего Иисуса Христа; книга, повествующая о Его жизни и меняющая внутреннее устроение нашей души.

Молодой человек бывает в храме все чаще, общается со священником.

В Церкви существует удивительное единение: священник знает всех своих прихожан, знаком он и с молодыми людьми на приходе. И именно священник решает, кого пригласить в алтарь.

Войти в алтарь могут лишь лица мужского пола. Алтарником, с благословения священника, может стать мужчина, холостой или женатый, в любом возрасте, независимо от уровня образования.

Но девушкам не стоит огорчаться. У каждого из нас свое служение. Мужчина может стать священником, а обязанность женщины – помогать ему. История Церкви сохранила великое множество имен святых жен. Прежде всего, это сама Пресвятая Богородица, не оставляющая нас в бедах и скорбях своим заступлением…»

Гостей, пытливо и серьезно внимавших словам своего еще такого молодого, но рассуждающего о жизненно важных темах собеседника, заинтересовало облачение алтарника. Непривычное для мирского слуха слово «стихарь» оказалось обозначением длинной одежды с широкими рукавами и разрезами, символизирующей спасение. «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством». (Ис. 61:10)

Надевающий подобную одежду должен стремиться изменить и свое внутреннее устроение, всю свою жизнь привести в соответствие с Евангельскими заповедями.

По окончании беседы школьники поднялись на второй этаж Всехсвятского кафедрального собора и полюбовались богатым декоративным убранством одного из величественнейших Тульских храмов, каждый элемент и деталь которого выполнены в стиле перехода от барокко к русскому классицизму.

Беседа о многообразии профессиональной деятельности человека продолжилась за столом, накрытым сестрами милосердия Тульского сестричества во имя святых жен-мироносиц при Всехсвятском кафедральном соборе. Во время чаепития сотрудники благотворительного отдела в игровой форме предложили ребятам заняться изучением профессиограмм, представлявших характеристики отдельных квалификационно-важных качеств.

Истина, известная всем: миссия представителей старшего поколения состоит в том, чтобы помочь подрастающему человеку правильно выбрать свой путь, но путь этот не ограничивается лишь набором (пусть даже самых востребованных современным обществом!) профессиональных категорий.

Порой в бесконечной погоне за званиями и достижениями забывается самое главное: человек создан Творцом для того, чтобы быть добрым, уважать и не задевать ближнего. Жить в мире и любви! А главное, в неизбежных поисках смысла нашего земного существования обретать его в Боге!

Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению