Экскурсией в храм Преподобного Сергия Радонежского г. Тулы началось знакомство учащихся Прилепской средней школы с тульскими храмами, их историей и архитектурой.

На первую экскурсию приехали ученики начальной школы с преподавателями. Как пояснили учителя, многие из этих детей знакомятся с основами православия в детском саду, затем в школе. В школах Ленинского района, в том числе и в Прилепской, основы православной культуры преподаются более 10 лет. При этом дети крайне редко бывают в храмах, за небольшим исключением. В поселке Прилепы храма никогда не было, а церковь Рождества Пресвятой Богородицы в соседней деревне Кишкино только начинает восстанавливаться.

Для городских детей, которые могут дойти до ближайшего храма пешком или доехать на маршрутке за 5-10 минут, стало обыденным посетить богослужение или забежать в храм, чтобы поставить свечку к любимой иконе. Даже если пойдут в первый раз, то им помогут, подскажут друзья, уже знакомые с церковными порядками. Для большинства сельских детей посещение «настоящего», как они это понимают, храма – незаурядное событие. И восприятие этого события зависит от разных причин, в том числе и от возраста человека.

Белова Людмила Никитична, которая приехала вместе с двумя внуками, потом сказала: «Думаю, что такие маленькие способны понять, почувствовать и увидеть то, что уже никогда не поймут, не почувствуют и не увидят те, кого впервые привели в храм в 10-11 классах.
Экскурсии нужны и для опыта пребывания детей в храме, под руководством и присмотром взрослых, в моменты, когда не так много народа и меньше суеты. Сегодня частым препятствием для посещения церкви становится обыкновенное незнание правил поведения в храме Божьем».

Знакомство с храмом началось с фотографий на стендах в притворе, дети увидели, каким был храм 110 лет назад, в каком состоянии его вернули епархии, как постепенно он восстанавливался, приобретал нынешний вид.

Дети вначале стеснялись, но постепенно освоились, заинтересовались настенной росписью, пытались все вместе разбирать надписи на церковно-славянском языке. Они увидели, как над восстановлением орнамента вокруг окна высоко на лесах работает художник.

Когда подошли к храмовой святыне – иконе прп. Сергия Радонежского с частицей святых мощей – одна из девочек, Светлана Смолина, задала вопрос: «Что такое мощи?» На занятиях в школе по основам православной культуры дети слышали о святых мощах, но увидеть воочию мощевик довелось впервые, и не сразу удалось сопоставить имеющееся знание с тем, что видишь перед собой. Что преподобный Сергий помогает детям в учебе, знали все, и по очереди прикладывались к его иконе, прося помощи в занятиях.

Особый интерес проявили дети к росписям, повествующим о событиях из жития прп. Сергия Радонежского; осмотрели в крещальне купель, столики для пеленания. Очень им хотелось всё потрогать, ко всему прикоснуться.

По дороге домой ребята делились впечатлениями.

Саша Тимонин, ученик 3 класса, на вопрос, что ему запомнилось больше всего, ответил: «Мне запомнилось, что храм строили для мальчиков-сирот. Как злодеи разорили храм и потом в нём хранили продукты. А построили храм за два года». Помолчал и добавил, вспомнив работавшего художника: «Как это трудно – вот так много и медленно рисовать. А ещё хорошо увидеть храм с высоты – я ни разу не был в таком большом храме. И ещё понравилось, что нам показали, где крестят детей».

У замдиректора школы по учебно-воспитательной работе Татьяны Васильевны Беловой впечатлений было много: «Для меня экскурсия была чрезвычайно познавательной, я узнала много нового. При входе в храм было ощущение освобождения от суеты мира, охватило чувство радости и единения с Богом, чувство гордости за принадлежность к православной вере. Многие иконы произвели неизгладимое впечатление: иконы святого Сергия Радонежского с частицей мощей, Серафима Саровского, икона Богородицы «Нечаянная Радость». Впечатления настолько сильные, что хотелось побыть одной, чтобы сохранить в душе благодать, которая возникла при входе в храм. Для преподавателей считаю важным итогом экскурсии понимание, на что надо обратить внимание наших детей при беседах о православии».

Итоги посещения Сергиевского храма подвела Людмила Никитична: «Лично я не ожидала, что получу столько удовольствия от экскурсии. Но результат превзошёл все мои ожидания. Я ощутила радость от пребывания в одной церкви рядом с храмоздателем митрополитом Сергием, с самим преподобным Се́ргием Ра́донежским, другими русскими святыми. Они наши заступники и за нас молитвенники. История храма заставляет думать и многому учит. Мы не должны забывать свою историю».

И ещё одним итогом можно посчитать то, что, как у взрослых, так и детей, укрепилась надежда, что их храм, поруганный, оскверненный, будет восстановлен, оживет, как был восстановлен и ожил Свято-Сергиевский храм.

Новоселова Наталья, фото Балякина Виктора