Период Великого поста. Время молитвенное, покаянное. И в это время Господь сподобил тульских паломников посетить удивительные места Славы своей! Группа Тульского епархиального паломнического центра поклонилась святыням Свято-Введенского Оптина мужского монастыря и Свято-Казанской обители в Шамордино.

Великопостные службы в Оптиной

Выехали рано, время в пути прошло незаметно, доехали за два часа с небольшим. Успели на Богослужение. В храме торжественная тишина – впереди время глубокого покаяния, серьезной переоценки своей жизни, приготовление души к Пасхе, встрече с Христом воскресшим – потому это время и называется Великим постом.

Службы великопостные в Оптиной бесконечно длинные. Но отступать некуда! Нужно выдержать, ведь Великий пост – это труд, и труд очень непростой.

– Бывает, гораздо легче пойти на свою привычную работу, весь день до ночи провести в напряженном деле, – говорит Светлана Смирнова. – Но как же трудно вместо этого заставить себя просто выкроить всего несколько часов тишины и покоя – для молитвы!

На Богослужении паломники слушали в проповеди, как учит оптинский иеромонах:

 – Пост, в плавание по волнам которого мы вступили, называется Великим не только потому, что он особенно строгий, продолжительный и напряженный. Великий он потому, что велика его цель! Встреча со Христом Воскресшим! …И Бог ждет от нас самого главного, самого ценного, самого прекрасного и удивительного. Чего же? Изменения нашего сердца!»

«Колыбель старчества», «осколок земного рая», «живая икона Царствия Небесного», — так называли этот монастырь наши предки в XIX веке. В ХХ в. он был разрушен и вновь восстановлен из руин. Сегодня здесь — восемь храмов, чтимые иконы и вновь обретенные святые мощи преподобных старцев.

Потому очень важно  отправиться паломничать в Оптину пустынь, что в монастыре своими мощами пребывают известные всему христианскому миру оптинские старцы, по заступничеству которых Господь скоро утешает и наставляет всех, кто к Нему обращается. Здесь можно сосредоточиться на духовном и, наконец, помолиться Богу. Это святое место сохранено Господом, как земной рай.

Поехать в Оптину пустынь – место сосредоточения старчества, особого служения Богу и людям, наверное, мечта каждого православного человека. Оптинское старчество совмещало окормление, открытие воли Божией, исцеление души и тела не только

монашествующих, но и мирян. Старцы являли пример любви и Божией доброты,

смирения и ангельской простоты. Они были светом всему миру. И тульские паломники по милости Божией побывали в местах их подвига.

– Никогда раньше не была в Оптиной Пустыни, хотя много о ней читала, – делится впечатлением Инна Седова. – Монахи поют на службе по-другому. У них – другой распев… акустика хорошая.   В Оптиной глубокое впечатление произвела ранняя Литургия.

Монастырский скит

Справа от монастыря за монастырской рощей находится Иоанно-Предтеченский скит.

Когда он обустраивался, старцы запретили рубить лес вокруг, «дабы навсегда он был закрытым». Для приема мирян в скиту был построен домик с отдельным входом, который сохранился до сих пор (домик прп. Амвросия находится справа от скитской колокольни, а слева — келья прп. Макария).

В скитском храме богослужения проводятся по особому уставу. Этот храм – ровесник скита и старчества в Оптиной, срублен из того леса, что издревле рос на этом месте.

В обычное время скит для паломников закрыт, но можно погулять вокруг него, подышать воздухом, которым дышали жившие на этом самом месте преподобные старцы. Некоторые паломники отправились в небольшое пешее путешествие километра в два-три к Святому озеру с источником прп. Серафима Саровского. На тропинке, ведущей к озеру, шли несколько монахов с четками, поодаль друг от друга. И для них тишина – редкая радость, даже в пустыни.

 – Оптина пустынь – монастырь особенный. Там есть дух братства, любви. И нигде я не видела такой заботы о человеческой душе, – говорит Ирина Савинова. –  Мне кажется, что монастырь, это, прежде всего,- дух, духовники и умение очистить человеческую

душу от тех грехов, с которыми мы приходим из мира.

Казанская обитель в Шамордино

После Богослужения, молебна и экскурсии по Оптиной пустыни паломники отправились в Шамордино. Здесь как будто бы продолжение Оптиной пустыни – Казанская женская обитель основана самим преподобным Амвросием Оптинским. Здесь находятся св. источники «Живоносный», «Казанской » Божией Матери и прп. Амвросия Оптинского.

– У каждого монастыря – свое лицо, свой характер, – рассказывает паломница Нина Белова. – Больше всего мне понравилось в  Шамордино, в Казанском храме. Храм очень большой, я раньше такого никогда не видела. В храме – иконы, расшитые бисером, и уютная, домашняя атмосфера. Вокруг – поля, луга, места удивительные, чувство простора

необыкновенное. Любуешься лесами, полями со смотровой площадки, когда идешь по высокой лестнице к источникам, красота вокруг благодатная!

– В Шамордино мне понравилось – спокойное место, кругом – природа, поля, просторы, – поддержала Елена Кузнецова. – Когда я окунулась в Шамординском источнике, ощущение было удивительным.

– В такой поездке я впервые, – поделился Сергей Сомов. –  Каждый монастырь прекрасен по-своему. Мне больше всего понравились святые источники. Весной, когда еще холодно, по собственной воле, я окунался впервые.

 – А я в Оптиной Пустыни и в Шамордино был пять лет тому назад, они произвели на меня неизгладимое впечатление, – вступает в беседу Игорь Ткачев. – Меня привлекла возможность искупаться в источниках. Если будет возможность, поеду еще раз обязательно.

Многие в паломничестве делают первые шаги в храм, впервые узнают, что такое исповедь, впервые подходят к Причастию. Сколько судеб проходит перед глазами духовника, слез, историй, идущих от сердца, вопросов, на которые у людей нет ответов, но всех объединяет одно: всем нужна внутренняя опора – Бог, и они готовы к изменениям в своей жизни.

Обычно мы живем в городах-миллионниках, но в каменных джунглях мегаполиса все равно остаемся чужими, одинокими, замкнутыми. И только вырвавшись в Оптину, начинаем оттаивать, раскрываться; становимся настоящими!

–  В эти скорбные, но одновременно светлые и торжественные дни Великого поста в Оптиной пустыни я чувствую облегчение. Постепенно спадает груз забот и грехов, душа очищается, и дышать становится легче. Думаю, что такое происходит не только в Оптиной но и с верующими во всех уголках России и мира. Это  путеводитель к Пасхе, Светлому Христову Воскресению.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра