В воскресной школе Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря Тулы проходят совместные занятия учащихся и их родителей. Тема очередного занятия: подготовка к Святой Пасхе.

Участники занятий занимаются творчеством, а результатом их творческих усилий становятся подарки, которые они изготавливают своими руками и на пасхальном утреннике подарят братии Щегловской обители, а также преподавателям.

Это совместное занятие провела студентка Свято-Тихоновского университета Мария Сорвина, она владеет техникой росписи, которую применяет для раскраски ваз, посуды, деревянных изделий. На своих уроках она продемонстрировала талант не только художника, но и педагога: дети ее очень любят, а родители уважают, как одаренного и знающего свой предмет специалиста.

В таких уроках с удовольствием  принимают участие не только старшие дети с родителями, но и самые маленькие учащиеся. Родители присутствуют на занятиях и для помощи детям, и для самообразования. В наше время нередко бывает, что не родители детей приводят в Церковь, а наоборот: заинтересовавшись детскими занятиями в воскресной школе, папы и мамы становятся воцерковленными людьми.
— Наши родители всегда отзываются, если нужна помощь, – говорит завуч воскресной школы Римма Николаевна Сорвина. – В активе родительского комитета несколько человек, они и организуют на общее дело других родителей.

— Нам понравились наши творческие посиделки для детей и родителей, – улыбается Наталья Вячеславовна Дегтева, мама Миши и Паши. – Сегодня Мария научила  всех желающих декорировать красивые вазы.

Программой мастер-класса было предусмотрено изготовление миниатюры «Цветы на вазе». В начале занятия Мария Игоревна продемонстрировала присутствующим несколько образцов готовых работ. Затем мамы и папы вместе с детьми приступили к поэтапной работе под руководством педагога. За время занятий родители своими руками расписали вазы цветами.   Полученные навыки они смогут применить для обучения этому виду творческой деятельности своих детей. Мамы и папы, а также дедушки и бабушки выразили свою благодарность организаторам мастер-класса и высказали пожелание продолжить творческое обучение.

Великая сила у понимания: «вместе». Сделанное совместно изначально несет успех.

— В воскресной школе нам еще раз напомнили простую, но важную истину – для укрепления семьи нужно любить детей, дружить с ними, понимать их, а главное – все делать вместе с ними, – говорит Елена Гирина, мама Володи, юного алтарника.

— Мы много раз говорили родителям: «Необходимо находить время и силы для совместных занятий с детьми, как бы мы ни были заняты и как бы ни уставали; если дети будут знать, что их интересы – это наши интересы, тогда они не уйдут от нас в себя или в сомнительные компании; будем дружить со своими детьми, и тогда они будут доверять нам». В последние два года эти идеи реализуются при работе с семьей и на занятиях в воскресной школе.

Родители помогают своим детям на занятиях, причем это не только беседы по Закону Божьему, но и игры, сказки, размышления, обсуждения, музыка, рукоделие. Кроме того, как правило, эти занятия задают определенное направление в жизни на следующую неделю. Например, в период поста учащиеся и их родители двигались по ступенькам добродетелей и старались, чтобы обсуждения и размышления по поводу этих добродетелей не ограничивались рамками занятий.

— Мы рекомендуем родителям, чтобы сама жизнь в семье была организована в соответствии с этими рассуждениями, – говорит Римма Николаевна. – Надо заметить, что родители сначала очень осторожно подключались, входили в ритм совместных занятий, а сейчас активно участвуют в них. Родители часто стесняются прийти и сказать, что они могут что-то сделать. А мы хотим, чтобы все было сделано своими руками, чтобы мы нашли одаренных, талантливых людей. Иногда приходится их выискивать, но потом они сами приходят с необыкновенной радостью и готовы во всем помогать.

Задачей современной воскресной школы является, с одной стороны, духовное просвещение детей, а с другой — она призвана компенсировать недостаточность духовного образования современных пап и мам. Привлекая родителей к участию в жизни школы через семейные дежурства, через общие собрания, труд для благоустройства территории храма, паломнические поездки, а самое главное, через совместные церковную молитву и участие в Таинствах,  педагоги прививают и им, и детям любовь к воскресной школе, а в конечном итоге и к Церкви.

— По благословению архимандрита Клавдиана, директора нашей воскресной школы, мы создаем православную среду, где во главу ставится Христос, – объясняет Римма Николаевна. – Видя наше стремление быть совершенными, как нам это заповедано, может быть, и наши детки полюбят эту жизнь, а не мир, живущий по принципу «бери от жизни все», и не будут себя в нем чувствовать «белыми воронами».

Перед большими праздниками в воскресной школе родители могут присоединиться к тематической беседе с духовником школы игуменом Феогностом. Родители здесь обучаются любить и уважать своих и чужих детей, их труд, принимают активное участие в организации учебного процесса. В школе организованы регулярные семейные дежурства, родители активно трудятся в организации паломнических поездок, общаются друг с другом на собраниях и совместных праздниках. Самое же главное то, что в этом воспитании всегда присутствует сам Христос, ведь преподаватели, дети и родители молятся на богослужениях и регулярно участвуют в Таинствах Церкви.

Бывает, родители слишком уповают на то, что независимо от их усилий, в воскресной школе ребенка и так научат быть православным христианином и чуть ли уже не готовым кандидатом на поступление в духовные школы. Но на самом деле воскресная школа – это дополнение к домашнему образованию, и только так. Если ребенок растет и воспитывается в семье верующей, церковной, то, естественно, задача любого отца, любой матери, а желательно обоих родителей, – рассказывать ему о Боге, о вере, обучить молитвам, читать с ним детскую Библию. Когда наступает какой-то праздник, рассказать ему про него. Читать духовные книги, рассказывать о смысле постов, церковных традиций. Тогда воскресная школа будет разумным дополнением к такому воспитанию.

Если же в школе ему будут говорить, что нужно соблюдать пост, а родители в пост смотрят бесконечные ток-шоу и футбольные матчи, закусывая при этом колбаской и ветчинкой, то, скорее всего, такое обучение будет бесполезным. Получится, что чада либо будут осуждать потом родителей, либо будут учиться лицемерию, системе двойных стандартов. То есть, то, что говорят в школе, – это одно, а то, что говорят родители, – другое.

Очень часто люди сами не хотят никаких усилий прикладывать, считают, что им поздно уже учиться. Но идти к Богу ни в каком возрасте не поздно! Задача родителей – самим учиться, если чувствуют недостаток знаний, и передавать эти знания детям.

Родители – это самые главные воспитатели, самые главные авторитеты для ребенка. Никакой учитель, никакой педагог, даже самый замечательный, родителей не заменит. Дети порой задают очень сложные вопросы. У ребенка взгляд детский, чистый, ему подчас открываются такие грани духовного мира, к которым взрослые привыкли и над этим даже и не раздумывают.

Надо всегда стараться идти впереди детей. Не уповать на то, что они там, в школе, получат, а потом нам еще и расскажут. Воскресная школа – это как факультатив. Основная школа – это дом. Там учат молитве, общению с Богом, традициям, постам, правильным христианским взаимоотношениям и так далее.

— В воскресной школе происходит общение родителей между собой, – говорит Юрий Николаевич Костиков, отец Юли. – Наши души и души наших детей, словно в духовном лазарете, излечиваются от мирской грязи в этой школе при монастыре. Эта школа, где дети, мамы, папы, бабушки и дедушки учатся вместе, как большая семья.

Информационная служба Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы