В стенах Государственного образовательного учреждения дополнительного  образования Тульской области «Центр дополнительного образования детей» состоялся областной семинар-практикум, посвященный актуальным проблемам организации духовно-нравственного воспитания обучающихся в системе дополнительного образования. В рабочей встрече в рамках сотрудничества с учреждением приняли участие и представители Тульской епархии.

В мероприятии приняли участие учителя начальных классов, преподаватели модуля «Основы православной культуры», методисты, педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования из Тулы и области.

Открыла работу семинара  Елена  Орденарцева, методист ГОУ ДО ТО «Центр дополнительного образования детей», которая рассказала собравшимся о приоритетных направлениях в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. «Девяностые годы двадцатого  века и первые десятилетия века нынешнего российское общество активно искало свою национальную идею, – отметила в начале своего выступления Елена Владимировна.- Наконец,  в переломном 2015 году она была сформулирована Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным: национальная идея – это патриотизм. Приведу цитату из его выступления: « Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней  культуре и уникальному опыту  сосуществования сотен народов и языков на территории России».

Дальнейшая часть сообщения  заключалась в  анализе основных политико-правовых документов, которые вместе с законодательной базой можно и нужно использовать в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Стоит отметить, что среди нормативных документов существенную роль играют «Основы социальной концепции» и пока находящаяся в стадии обсуждения и редактирования «Образовательная концепция» Русской Православной Церкви.

Затем вниманием аудитории завладела Татьяна Корепанова, психолог, добровольный сотрудник Центра защиты материнства и детства во имя иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» Тульской епархии. Темой ее выступления, запоминающегося, эмоционального, стал один из актуальных вопросов нашего общества, стремительно превращающегося по евро-американскому образцу в общество потребления: «Нравственные потребности и ценности в традициях и инновациях».

Татьяна Владимировна сравнила педагогов, воспитателей и родителей с Сеятелем из евангельской притчи, в которой Земля – это человеческое сердце, а зерно – слово. «Сеять разумно то, что хорошо растет в нашей климатической зоне, что любят жители нашей страны, к чему они привыкли: пшеницу, рожь, морковь и прочие полезные для нас культуры. Это и есть традиции, – пояснила докладчик.- Можно, конечно, посеять семена борщевика и впоследствии принимать государственные программы, чтобы его искоренить. Можно и экзотикой побаловаться, но вряд ли урожай будет богатым, да и пищеварению непривычно. А еще можно поэкспериментировать с генномодифицированными растениями, потом разберемся, что к чему, авось не погибнем – это и есть инновации.

Наши предки опирались на два закона жизни. Первый и главный закон – внутренний. Второй – вешний или подчинение указу, конституции, постановлению. Внешний закон аргументирован, обязателен для всех и есть желание ему следовать,  благодаря чему в обществе отсутствует  социальная  напряженность.  Мерилом его  выступают честность и справедливость. При этом  внешний закон не может запретить осуждать , ненавидеть, лицемерить. Нравственное чувство, совесть гораздо глубже любого морального кодекса, установленного обществом,  – это и есть внутренний закон: сделал доброе –  дело  сердце и душа радуются, сделал злое – тоска гложет. Исторически мы наблюдаем, что одобрение беззакония во имя новых идей ведет к росту  преступности и падению нравственности, потому-то так важно сопротивляться соблазнам нынешнего века.

В нашей традиции присутствует склонность чувствовать свои недостатки и по возможности их искоренять, и чем выше восходишь по лестнице нравственного развития, тем лучше осознаешь  свою греховность. Русские исторически сдерживали нарастание зла, принимая его на себя, и гасили его в себе. Наши предки защищались и защищали, сражались за Веру, Царя и Отечество, уповали на Бога, а не на богатство. Инновации же на место Бога поставили бизнесмена, а стремление избавиться от «опиума для народа» привело к тому, что мы начали обретать опыт самолюбия и свободу от нравственных норм.

Жизнь идет вперед, времена меняются, и инновации – один из признаков перемен. Инновации необходимы, но разумные и целесообразные. Если  пшеница, то устойчивая к заболеваниям, морковь – нежная и лежкая, рожь урожайная, но с привычным вкусом. А мы и наши окружающие –  чистые, добросердечные, ответственные, последовательные и  умные. Нравственность нарабатывается постепенно и долго. Мы заняли место педагога и в ответе за нравственный облик детей, как и их родители. Наше дело – направлять в нужное, традиционное русло детей. От нас не требуется каких-то особых подвигов, просто надо жить по совести, теперь это и есть подвиг».

Следующей к участникам мероприятия обратилась Марина Михалева, директор культурно-просветительского центра «Фавор» Тульской епархии, заведующая Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии, которая представила доклад на тему: «Предмет как средство духовного и нравственного воспитания». Изначально, Марина Александровна выразила мысль, что введенное в сознание и обиход  русского человека английское слово «шопинг», размыло традиционно присущее ему отношение к  осмысленным покупкам и к предмету, как таковому. «Между тем, предмет как явление прекрасен и через него   возможно духовное, нравственное и патриотическое воспитание, – подчеркнула она.- В Толковом словаре русского языка Ожегова дано следующее определение: «предмет – всякое материальное явление, вещь». Но мы знаем, что не существует абсолютных синонимов, а поэтому обращаемся к понятию «вещь» и читаем: «вещь – предмет, опосредованный человеческим трудом».  Подобное понимание у  значительной части наших молодых людей сегодня, к сожалению, отсутствует.  Мы живем в мире потребительства,  и понятие «общество потребления» уже стало нормой.  Каждый сегодня, может, например, зайти в интернет и использовать оттуда все, что ему нужно без какого-либо ответного жеста. Из нашей жизни исчезло хорошее правило  передавания от одного поколения к другому, исчезла традиция. А ведь слово «традиция», имеющее латинское происхождение, хорошо уже тем, что оно означает «передаю» и внутри себя содержит еще один глубокий смысл –  «общение». И в этом контексте каждый предмет существует для того, чтобы его в дальнейшем передали».

Далее присутствующие  ознакомились с программой цикла познавательно-игровых занятий, разработанных епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор», которые так или иначе  выстраиваются  от предмета, исходят из его назначения, смысла  и показывают, как он развивался в истории.  Другое обязательное условие занятий – предметы можно не только рассматривать, но и трогать, держать в руках.

Название цикла говорит само за себя – «Предметы рассказывают о старой Туле», в его рамках разработаны следующие познавательные интерактивные уроки: «В какие храмы ходили в Туле»,  «Какие книги читали в Туле», «Какие сладости любили в Туле» и другие.

«Современные дети  привыкли к презентациям, одному из проявлений инноваций, но при этом отвыкли  от предмета, как от вещи, опосредованной человеческим трудом, поскольку он ушел из жизни, – добавила Марина Александровна.-  Предметов вокруг стало очень много, но большая часть из них – одноразовые, и потому настоящий предмет, как результат труда одного человека или множества людей, их привлекает особенно. И совершенно потрясающе узнать, что после таких занятий ребята приносят в школу или в детский центр дополнительного образования какие-то интересные предметы из собственного дома.  Например, старенькую чашку, которая досталась от бабушки, которою нельзя выбросить на свалку, поскольку это не просто вещь – это семейная реликвия».

В заключение семинара Валентина Ивановна Андрейчикова , педагог дополнительного образования ГОУ ДО Тульской области «Центр дополнительного образования детей», поделилась полезным и интересным опытом, представив к вниманию  слушателей сообщение: «Духовно-нравственный и патриотический аспект в реализации летней профильной программы «Звонкая слобода».

Марина Полянская, фото автора