В минувшую субботу состоялась очередная встреча директора епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марины Михалевой с учениками МКОУ СОШ №4 города Кимовска. В преддверии светлого Христова Воскресения занятие было посвящено истории Пасхальной открытки в России.

Встретили Марину Александровну как всегда тепло и радостно. Надежда Николаевна Трошкина, преподаватель курса «Православное краеведение»,  рассказала о хороших и плодотворных  отношениях, сложившихся между  МКОУ СОШ №4 г. Кимовска и епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».

«Это уже четвертая  встреча в рамках курса  «Мира не узнаешь, не зная края своего», входящего в  целевую программу «Духовно-нравственное воспитание школьников МКОУ СОШ № 4». Каждый урок имеет свое особое значение при  знакомстве с историей Тульского края и духовной культурой старой Тулы, – говорит Надежда Николаевна. – Важно, что  все занятия проводятся в доступной игровой форме. Марина Александровна всегда привозит с собой, сообразно теме урока, старинные книги, исторические предметы,  которые сегодня уже невозможно увидеть в обиходе.

Дети  знакомятся с тульскими благотворителями, с древним укладом и семейными традициями православной Тулы.  Наши ученики уже знают, какую музыку слушали 100 лет назад, видели музыкальную шкатулку XVIII века. Эта шкатулка играет всего 4 мелодии, а мы услышали «Вдоль по улице   метелица метет». Услышали Лидию Русланову «Была бы только  тройка» с патефона, который попробовали бы сами заводить, и узнали, что изобрели это чудо братья Пате – отсюда и название «Патефон».

Поприветствовав школьников, Марина Александровна начала занятие с занимательного факта: оказывается, вплоть до ХIХ века в России не печатали почтовые открытки,  к нам они попадали из-за рубежа. Но еще более интересной  оказалась история возникновения первых российских открыток.

«Для этого нам нужно мысленно перенестись в 1880 год, в теплый и солнечный Крым, где писал свои удивительные по красоте пейзажи художник Гавриил Кондратенко, – продолжила повествование Марина Александровна, одновременно демонстрируя репродукции работ живописца. – Как правило, вокруг художника собирались любители понаблюдать за тем, как он работает, взрослые и дети. Порой они даже давали советы художнику, как лучше написать картину. Кондратенко привык к зевакам и уже не отвлекался на них. Но однажды  к нему  с просьбой о подаянии обратилась женщина. Не глядя, художник подал ей монетку, а потом что-то заставило  его рассмотреть ее. Перед художником стояла уже немолодая, плохо одетая, смиренная женщина, которая оказалась одной из сестёр милосердия, помогавшей русским воинам во время Русско-Турецкой войны 1878 года. Так, возникла идея создать благотворительную организацию, которая могла бы оказывать помощь сестрам милосердия и всем нуждающимся.

В итоге  в 1893 году появилась «Община святой Евгении». Свое название благотворительное общество получило  в честь Небесной покровительницы  принцессы Евгении Ольденбургской, которая опекала   Максимилиановскую больницу, Императорское общество Поощрения художеств, а также Петербургский Комитет попечения о сестрах милосердия Красного Креста и саму Общину. Для того чтобы получать средства, необходимые для строительства и содержания больниц, приютов, богаделен и поддержки  нуждающихся, было решено начать выпуск художественных карточек. Первая партия насчитывала всего десять почтовых открыток, но постепенно тиражи стали увеличиваться, и со временем была создана своя российская традиция праздничных «открытых писем».

Ребята узнали, что сюжеты к Пасхальным почтовым открыткам создавали многие известные российские художники. Знакомя детей с коллекцией художественных  карточек из  Тульской Духовной семинарии, Марина Александровна обратила внимание, что,  как правило, на открытках изображены  забавные сценки из повседневной жизни, дети, радостные моменты поздравления друг друга с праздником, поцелуйный обряд. Символы и знаки на них, в основном, известны и хорошо понятны даже современным людям: пасхальное яйцо, цыплята, голубь, ягненок. Несколько позже на «открытых письмах» появились изображения ангелов-хранителей, но существовал  определенный негласный запрет на изображение образов Спасителя и святых. И в этом проявлялось особое благоговение перед Господом, люди того времени даже в мыслях не могли представить, что можно их лики поместить на карточках, которые проходили через множество рук работников почты, и на них ставились бы штампы.

Отведенное для занятия время пролетело совершенно незаметно, но ребята не спешили расходиться и все рассматривали раритетные «открытые письма», а также делились своими впечатлениями.

Так, Алина Опаленова рассказала, что в ее семье уже давно собирают коллекцию открыток. Девочка даже  познакомила ребят с семейным собранием, в котором есть открытки 1949 и 1953 годов.

Руслану Трегубову, который принимает самое активное участие в каждом занятии, особенно запомнилась открытка 1898 года, напечатанная на простой бумаге, без каких-либо изображений. Но важен ее текст, содержащий просьбу о пожертвовании для «детей слабоумных, припадочных и калек», проживающих в приютах Братства милосердия. «Такие открытки продавали во время Великого поста и на вырученные  деньги делали подарки  больным детям», – поясняет мальчик.

А Олю Федькину заинтересовала судьба  Евгении Максимиллиановны – принцессы Ольденбургской и внучки жены императора Наполеона Жозефины. «Еще мне понравилась икона ее Небесной покровительницы – святой Евгении, которую показала Марина Александровна», –  добавляет она.

Коллекция Пасхальных карточек Святейшего Патриарха Пимена, переданная в дар церковно-археологическому кабинету Тульской семинарии митрополитом Тульским и Ефремовским, понравилась всем ребятам, а Антон Ларин добавил, что собирание открыток  патриарх Пимен называл  хорошим словом – утешение.

Все школьники рады каждой встрече с Мариной Александровной и нетерпением ждут следующей встречи.

Надежда Трошкина, Марина Полянская, фото автора