Паломничество в Светлую седмицу исстари благословляется: верующие посвящают свои дни только молитве ко Господу, поклоняются святыням, стремясь прикоснуться к благодати, которую сохраняют намоленные иконы и святые мощи. На этот раз  путь группы Тульского епархиального паломнического центра лежал  в старинные монастыри Псковщины.

Пушкинское Святогорье: «Чудный сон мне Бог послал…»

Сначала побывали в Святогорском монастыре. В этот день празднуется память великомученика Георгия Победоносца, потому наши паломники с особым чувством принимали участие в Богослужениях. На аналое была возложена икона великомученика Георгия, и все молитвы были направлены к нему с просьбой о заступничестве перед Богом.

Эти места Псковской земли связаны с жизнью и творчеством великого поэта. Во время  экскурсии красной нитью проходила мысль о том, что Пушкин был истинным православным человеком. Неслучайно его похоронили не где-нибудь, а за алтарем Успенского собора Святогорского монастыря.

В Успенском соборе тульские паломники помолились у чудотворных икон «Умиление» и «Одигитрия»; в мощевике  (небольшом помещении храма) поклонились мощам шестидесяти  русских святых.

Пушкинские места – места святые. Недаром здесь находится Святая Гора, на которой возвышается главный монастырский храм, сама природа здесь по-особенному добрая. Желающие возложили цветы на могилу А.С. Пушкина, которая находится у алтарной части храма.

– Пребывание в Святогорском монастыре можно назвать пушкинскими словами: «Чудный сон мне Бог послал…», – поделилась впечатлением паломница Инна Колесникова.

После службы был интересный рассказ монаха об устройстве монастыря в XVI в. по повелению Иоанна IV на месте чудесного явления пастушку Тимофею иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия».

Печоры: соприкосновение с духом древней обители

Впереди Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Приехали уже под вечер в небольшой городок Печоры, расположенный неподалеку от Пскова. По приезде все отправились в монастырский храм архангела Михаила, где только что закончилось вечернее богослужение. Приложившись к святыням, отметили, таким образом, прибытие на святую землю.

По приезду в Печоры тульских паломников разместили в Странноприимном доме. Условия проживания оказались хорошими, а в большой и уютной трапезной паломников  уже ожидал ужин.

К поездке по святым местам многие из паломников готовились заранее. Знакомились с  историей обители, читали о житии святых, рассматривали фотографии, смотрели фильм о старцах, живших в монастыре, и кажется, были готовы к живой встрече, но…

— Увидели и почувствовали то, чего не могли и ожидать, – рассказывает паломник Александр Иванов. – Потому что описать состояние души в момент соприкосновения с духом этой древней обители нельзя, это можно ощутить только от личного общения.

На второй день,  в субботу Светлой седмицы,  в обители были отслужены две Божественные литургии. Наместник архимандрит Тихон служил позднюю Божественную литургию в Михайловском соборе, а затем освятил артос для раздачи молящимся. И тульские паломники тоже получили освященный хлеб, который в течение всей Светлой седмицы носили во главе традиционных Крестных ходов.

Тульские паломники совершили вместе с экскурсоводом обзорную экскурсию по монастырю с посещением Богозданных пещер. Впечатление от экскурсии, в особенности от пещер, у многих осталось очень сильное.

— Ведь это совершенно уникальное явление на земле – явное свидетельство присутствия благодати Божией в этом святом месте, – делились впечатлением паломники.

Долгое время о Богозданных пещерах и их обитателях не знали даже окрестные жители. Годом их открытия считается 1392 год. Войдя в пещеры, паломники оказались в настоящем подземном городе с улицами, каждая из которых имеет свое название, и даже с храмом. Вот только жители этого города уже давно пребывают с Господом. Здесь же покоятся их святые мощи. В этих пещерах захоронены тысячи людей, монахов и мирян.

— Душа ликует и трепещет от того, где ты находишься, и какой сонм русских святых тебя окружает, – сказала паломница Нина Семенова. – Множество захоронений и молитвенных мест мы прошли со свечками в руках и, затаив дыхание, слушали рассказы монаха.

Пошли в келью батюшки Иоанна (Крестьянкина), где  встретил молодой монах Диомид. Сначала он всех по очереди помазал святым маслом, а потом усадил на диван и, подходя к каждому, давал отпить прохладной святой воды из чаши. Каждый ощутил какой-то необъяснимый духовный подъем и радость. На выходе всем дали по конфетке и по книжке.

Любовались паломники знаменитой колокольней Псково-Печерского монастыря. Таких колоколен в России совсем немного. Колокола прикреплены к особым длинным коромыслам, от них отходят канаты, и с их помощью послушники и монахи, стоя на земле, раскачивают тяжелейшие колокола. Это особые северные звоны.

Подвиг равноапостольной Ольги в том был, что узнала она истинного Бога…

Далее тульские паломники отправились в Выбуты, на Родину прославленной русской святой равноапостольной княгини Ольги.

Выбуты – значит, выбоины. Их проделала река Великая, прокладывая себе русло в толще известняка. По преданию, именно здесь, в семье своей тетки, и выросла будущая великая княгиня. И именно здесь, по одной из легенд, она впервые встретилась с будущим мужем, князем Игорем, когда тот, приняв ее за юношу, попросил переправить его на другой берег. Храм Илии Пророка в Выбутах стоит у древнего погоста.

Паломники ехали вдоль берега реки Великой. Ширь, поля, река, кучевые облачка, деревья здесь и лес на той стороне. Лучше не бывает. И вот над дорогой среди деревьев пробивается по курсу темный куполок да белая стеночка прямо на берегу. Это Ильинский храм в Выбутах.

— Что за место такое особенное? – говорит паломница Ирина Володина. – Оно подарило нам святую равноапостольную княгиню Ольгу, ревнительницу византийского Православия, бабку Владимира Крестителя. Трудно объяснить, отчего так тянуло сюда, в место, где родилась и бегала к реке девочка, а потом девушка, которая знать не знала о грядущей участи и собственной грандиозной роли в судьбе огромной Руси.

— Автор Степенной книги потом отметил, – рассказывала православный экскурсовод Марина Ефимушкина, – подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания.

На Светлой Седмице любой православный христианин может подняться на колокольню и позвонить в колокола, прославляя Воскресшего Спасителя. Возле Ильинского храма стояла звонница, с которой спускалась к земле веревка. Тульские паломники с радостью подхватили эту веревку и стали благовестить в колокола. На колокольный звон вышел смотритель храма и, узнав, что приехали тульские паломники, открыл для них храм, где наши паломники приложились к старинным иконам.  В их числе была и икона «Святая Ольга», написанная девятилетним болгарским иконописцем Георгием.  Она была пожертвована в храм  погоста Выбуты болгарскими верующими.

К вечеру вернулись в Печоры. Наместник архимандрит Тихон с собором священноиноков служил Всенощное бдение в Михайловском соборе. В этот же вечер туляки смогли принять участие в вечернем богослужении в Михайловском храме и помазаться освященным елеем.

Погода паломников баловала и после ужина, некоторые пошли на прогулку вокруг монастыря, древние стены которого и  высокие оборонительные башни молча свидетельствовали о том, что, начиная с XVI века, монастырь был не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским  центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.

Затем тульские паломники побывали в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре, который был основан в 1485 году преп. Саввой недалеко от Пскова. Здесь тулякам очень понравилось. В Успенском храме было просторно, под святыми образами иеромонахи совершали Таинство Исповеди. Среди них был и наместник Крыпецкого монастыря  игумен Савва (Комаров). Наши паломники тоже поспешили на исповедь и потом рассказывали, что их порадовало неравнодушие игумена Саввы к покаянию каждого верующего и внимание, с которым он давал духовные советы.

Туляки приложились к мощам  преподобного Саввы Крыпецкого  и святого юродивого монаха Корнилия Крыпецкого, а затем посетили святой источник преподобного Саввы, где совершили омовение, побывали на месте захоронения монаха Корнилия и архимандрита Дамаскина, при котором началось возрождение обители.

Русские солдаты часто получали помощь Божию и Богородицы

На следующий день в воскресенье, в Псково-Печерской обители были отслужены две Божественные литургии. Позднюю Божественную литургию в Михайловском соборе служил наместник архимандрит Тихон с собором священноиноков, а по окончании провел славление. Затем был впервые увиденный некоторыми паломниками  Чин о Панагии, когда монахи во главе с игуменом отправились в трапезную.

Сущность Чина о панагии заключается в том, что из храма по окончании литургии износится всей братией со священными песнями просфора, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы. Смысл Чина, очевидно, живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресвятой Богородицы.

Приняв участие в Литургии, после обеда паломники отправились в Псков. Посещение Псковского кремля, Свято-Троицкого Собора – все помогало тулякам ощутить дыхание истории Древней Руси, ее религиозных святынь, особую православность этой земли. В Изборске замечательные виды древнего города, старая крепость, храмы XIV века, Словенские ключи.

— Как быстро пролетело время, очень жаль было уезжать, хотелось еще полной грудью надышаться чистым изборским воздухом и насладиться уникальной красотой пейзажей, открывающихся со старинных крепостных стен, – делились впечатлением тульские паломники.

А затем были ужин в Псково-Печерском монастыре, час свободного времени для прощания с  ним, благодарение людей, так тепло принявших в Странноприимном доме.

— У любого человека паломничество оставляет след в душе, порой, возможно, незаметный, но обязательно благостный. За дни паломничества туляки смогли окунуться в атмосферу древнего монастыря, где, несмотря на суровые годы гонений, богослужение не прекращалось. Живо прочувствовать дух древнего монашеского делания позволило доброе, по-христиански простое и любвеобильное гостеприимство братии монастыря, – таким было общее мнение.

Путь домой в светлый день Победы

И рано утром 9 мая отправились в обратный путь. Домой  в день Победы ехали по местам, где в начале Великой Отечественной войны проходили ожесточенные бои – по Вяземской земле, по Ржевской. И с особенным чувством молились перед иконой Божией Матери «Одигитрия», старинными иконами  в храмах и монастырях Смоленской области – в Иоанно-Предтеченском женском монастыре и в г. Вязьме.

В автобусе паломники смотрели фильм о чудесах на дорогах войны. И чувствовали радость при мысли, что Бог не оставил Россию даже в те дни, когда многие люди считали себя атеистами. Но повернуться к Богу их заставило горе. В наиболее тяжелые моменты боев русские солдаты часто получали помощь Божию и Богородицы. Помощь Бога, Богоматери и святых угодников укрепляла мужество людей и давали им силы в трудные минуты.

— Небесные силы помогли русским людям прогнать фашистов с русской земли, – сказала паломница Светлана Викторова. – В трудные минуты в жизни людей стали возможны святые чудеса, касавшиеся отдельного человека или семьи, когда удавалось отстоять дом, село, город, получить весточку из родного дома. Тогда самым важным была искренность чувств людей, объединенных одной целью – отстоять родную землю.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра