Ассоциации со Святой Горой Афон тульским паломникам навеял вид православных храмов и монастырей Крыма, расположенных в горах и живописных ущельях. Группа Тульского епархиального паломнического центра побывала в Крыму и словно прочла интересную книгу истории христианства под открытым небом, страницы которой пишутся и в наши дни.

— Короткое слово «Крым» объединяет в себе несколько эпох и культур, подвиг первохристианских мучеников и новомучеников Российских, воинскую доблесть, архитектурные памятники, в том числе храмы от Cредневековья до наших дней, – рассказывала православный экскурсовод Елена Агапова. – На берегах Таврики апостол Андрей Первозванный проповедовал Христа, а в Херсонесе крестился святой князь Владимир. Эта земля помнит исход христиан, их возвращение и новое утверждение православной веры.

Свеча у подножия Престола Божия

Маршрут паломничества не совпадал с последовательностью исторических эпох, потому интересно было не только познание событий, но и сравнение их архитектурных особенностей. Первым паломники увидели  Форосский храм и удивились его красоте и месту расположения – на вершине скалы над морем.

— Это словно свеча, поставленная высоко – у Престола Божия, – рассказывала паломница Ольга Филиппова. – Верится, что звуки молитвы, произнесенные здесь, устремляются прямо ко Господу.

Форосский храм освящен в честь Воскресения Христова, — по праву это одно из чудес Крыма. Построен он в память о крушении царского поезда почти сто тридцать лет тому назад   на станции Борки, где потерпел крушение поезд царской семьи. Александр III и его близкие остались невредимы, и в честь этого события по всей России шли благодарственные молебны и возводились церкви.

Крым занимал особое место в жизни династии Романовых со времен Александра II. Ливадийский дворец в Ялте напрямую связан с судьбоносными событиями императорской семьи, а значит, и всей России. На богослужениях по приглашению царской семьи несколько раз присутствовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

— Крым прекрасен – своей уникальной природой, древней архитектурой, удивительной историей, редким смешением стилей и культур, замечательными людьми, – сказала паломница Елена Кабанова. – Но более всего он прекрасен своей прямой причастностью к Святой Руси. И, кажется, насколько возможно, мы смогли это почувствовать.

Паломники  побывали в пригородах Севастополя – Балаклаве, Инкермане, в Свято-Климентовском монастыре и на мысе Фиолент в Свято-Георгиевском монастыре. Провели экскурсию по городу Севастополю, совершили прогулку на катере по Севастопольской бухте с обозрением военных кораблей и подводных лодок, и побывали на Графской пристани.

Место духовного, исторического и культурного рождения нашего народа

Далее – в древний город Херсонес, во Владимирский Собор, здесь сохранились  каменные стены древнего города, колонны, древняя купель, где, по преданию, в 988 году принял крещение князь Владимир. Свято-Владимирский собор в Херсонесе – легендарное место крещения князя Владимира, с которого начинает свою историю Русь Православная. Херсонес стал местом духовного, исторического и культурного рождения нашего народа.

И вот Свято-Георгиевский мужской монастырь. Мыс Фиолент. Красота благодатная! Монастырь находится высоко на горе. Напротив монастыря в море скала с крестом. Это скала Святого Явления. По преданию, в море греческие моряки терпели бедствие и вдруг на этой скале увидели святого Георгия. Они направили судно к берегу, на месте явления святого Георгия обнаружили его икону. После своего спасения они решили основать здесь монастырь. В 1915 году монастырь посетил Николай II со своим семейством.

Помолившись у чудотворной Фиолентовской иконы Божией Матери на Литургии в храме Свято-Георгиевского монастыря, паломники спустились в пещеру храма, где молился апостол Андрей Первозванный.

После погружения в источник по ступенькам отправились вниз к морю. Видели, как мужчины – хорошие пловцы – доплывали до скалы Святого Явления и поднимались к кресту. Море в этом месте особенно красивое – глаз не отвести.

По дороге в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь – пещерный мужской монастырь на окраине Севастополя – православный экскурсовод Елена Агапова рассказала житие священномученика Климентия, в честь которого монастырь был построен. Судьба святого удивительна.

Апостолом Петром  Климент был рукоположен в епископы. Святой был сослан на окраину Римской империи (Крымское побережье в I-II в.в. н.э. считалось окраиной Римской империи) – на инкерманские каменоломни. Обратил в христианство множество каторжников, прославился как чудотворец. По слову римского  императора Траяна святой был утоплен. Однако чудесным образом мощи Климента, сохраненные в глубине грота, являлись перед людьми из года в год в одно и то же время: море отступало ровно настолько, чтобы мощам можно было поклониться.

— Братья Кирилл и Мефодий во время путешествия в Хазарию были в Херсонесе и, узнав о чуде отступания моря, захотели обрести мощи священномученика, – вот о каком значительном эпизоде рассказала  Елена Агапова. – Братья несколько раз прошли крестным ходом вокруг этого места, долго молились и мощи свщмч. Климентия появились – так и были обретены.

Крестившись в  Херсонесе, князь Владимир перенес часть мощей святого (главу) с собой в Киев. Таким образом, мощи сщмч. Климента  были  первой  христианской  святыней, появившейся на Руси.

— Удивительно, как могут быть связаны судьбы святых людей из разных мест или из разных столетий; и как непостижимым образом эти судьбы и связи влияют на нас, даже если мы об этом не задумываемся, – сказала паломница Валентина Евсеенко. – Знаете, при входе в храм есть костница: под стеклом человеческие черепа с надписью: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы».

Таврида священными событиями не уступит Афону греческому

Пещерные храмы и монастыри расположены преимущественно в горном Крыму, где от окружающего великолепия природы захватывает дух. По данным ученых, они основаны византийскими монахами, бежавшими сюда от преследований иконоборцев в VIII веке. Даже полуразрушенные, а местами с сохранившимися фресками (Эски-Кермен, Мангуп-Кале), они представляют собой уникальную страницу христианской мировой истории.

Природа некоторых из них напоминала подвижникам XIX века Святую гору. Не случайно выдающийся церковный деятель XIX века архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), посвятивший последние десять лет своей жизни восстановлению в Крыму святых обителей и православной жизни, сказал:

«Крым как будто создан для того, чтобы быть нашим русским Афоном. Ежели бы возобновить на горах его разрушенные храмы и монастыри и поселять в них по одному или по два таких монахов, которые желают уединения строже обыкновенного монастырского… Если Афон обилует священными памятниками и воспоминаниями, то и русский Афон, Таврида, не уступит в этом Афону греческому».

Свой проект воссоздания заброшенных духовных центров полуострова святитель так и назвал  – «Русский Афон».

Ассоциации со Святой горой навевает не только природа, но и Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь, расположенный в живописном ущелье Марьям-Дере (ущелье Марии). Тульские паломники поклонились святыням монастыря в Бахчисарае: Свято-Успенский мужской монастырь расположен в горах недалеко от Бахчисарая – древней столицы Крымского ханства.

Паломников встретил монах Антоний, который интересно рассказал о внутренней жизни обители: в 4 часа утра в монастыре подъем – звонит главный колокол,  затем выходит монах с колокольчиком в руках и идет в обход по территории монастыря, призывая всех в храм на богослужение. В 4.30 читается монашеское правило, затем Божественная литургия.

— В  рассказе монаха Антония чувствовалась внутренняя вера и глубочайшее благоговение к святыне, – сказал паломник Юрий Маслов. – Чувство восхищения и желания молиться здесь охватило нас. Мы вместе с монахами молились в пещерном храме в скале. С благоговением приложились к чудотворной Бахчисарайсой иконе Божией Матери.

Особенно тяжело христианам пришлось в ХV веке, когда большая часть южного Крыма перешла под власть турок, и греки-христиане стали жить среди двух народов, исповедовавших ислам – турок и татар. Настало время таких испытаний, что, казалось бы, Православие должно было исчезнуть из Тавриды. Но именно тогда за чад Божиих заступилась Пресвятая Богородица, явив Свой Святой Образ на неприступной Бахчисарайской скале.

Поэтому и устроили церковь в самой скале. Явление святой иконы произошло 15 августа, новый храм посвятили Успению Богородицы.

— Божия Матерь встретила нас еще при подходе к обители — лик Пречистой написан прямо на скале на месте явления чудотворной «Панагии» («Всесвятая» – так еще называют Бахчисарайскую икону), – рассказала паломница Людмила Добренькова.

— Чудесный образ Божией Матери находится в устроенной в правой стене храма комнатке-часовенке – такой маленькой, что в ней едва поместилась наша группа. Образ настолько красив, что от него трудно оторвать глаз. Благородный лик Пречистой Девы умиротворяет, ласкает, радует, любит, но и взыскивает, – делилась впечатлением паломница Ольга Рязанцева. – Необыкновенные минуты молитвы с соборным пением наполнили наши сердца радостью и благодатью. «Царице моя Преблагая… Надеждо моя, Богородице…»

С верой в чудотворную помощь приложились к мощам известного врача и исповедника

Третий день паломничества ознаменован был поездкой к святителю Луке Войно-Ясенецкому. «Наш батюшка, о нашем батюшке», – ласково говорят о нем  служители Свято-Троицкого храма г. Симферополя, где покоятся мощи св. Луки.

— Невольно понимаешь, почему у Бога все живы: действие благодатной силы необыкновенной личности святителя ощущаем буквально физически, – делилась впечатлением Александра Верховцева. – Нам удалось посетить музей святого, увидеть редкие фотографии и картины с его благородным образом, прикоснуться к личным вещам, к истории его яркой подвижнической жизни.

— Мы с верой в чудотворную помощь и молитвой об исцелении приложились к мощам известного врача, исповедника и святого – святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), – рассказала паломница София Мовсесян. – Удивителен его жизненный путь. А сколько чудесных исцелений в наше время совершается по молитвам к святителю Луке. Мы поклонились его святым мощам.

— Эта поездка незабываема, – сказала паломница Людмила Добренькова. – Мы были наполнены впечатлениями и благодатью. Спаси Бог тебя, Крымская земля, сохранившая для нас столько святых мест.

— Когда путешествуешь по Крыму, душа ликует от восторга. Здесь теплый, насыщенный влагой воздух, яркое, но не обжигающее солнце, полоска моря у горизонта, а в некоторых местах поразительное сходство пейзажа с Палестиной, – рассказала паломница Ольга Рязанцева.

— Паломничество – это всегда труд. Поездка, совмещающая в себе посещение святынь и активный отдых, забирает немало сил и энергии, но это несравнимо с тем, что мы получили взамен, понимаешь, что все это не зря, – поделился своими размышлениями паломник Юрий Маслов. – И в этом большая заслуга организаторов поездки – сотрудников Тульского епархиального паломнического центра. Особенно его председателя, архимандрита Клавдиана,  который, несмотря на занятость восстановлением Богородичного Щегловского монастыря Тулы, наместником которого он является, находит возможность для того, чтобы тульские паломники могли помолиться у православных святынь, душами сплотиться за поездку, почувствовав себя единой семьей, о которой заботится любящий отец.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра, фото паломников Ольга Рязанцевой и Елены Кабановой, экскурсовода Елены Агаповой