После короткого перерыва на летний отдых в Тульской Духовной семинарии под эгидой епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» возобновились встречи с воспитанниками организации, объединяющей семьи  с детьми-аутистами «Маленькая страна – мы есть!». Первое интерактивное занятие – урок живописи  с ребятами провел руководитель художественно-выставочного отдела  центра «Фавор», член Тульского отделения Союза художников РФ Михаил Левшин.

Каждое новая встреча с воспитанниками  организации «Маленькая страна – мы есть!» – это, прежде всего, прекрасная возможность познакомиться  с ребятами, пообщаться с ними, дать им возможность открыть для себя что-то новое. Ведь  в семинарских стенах собрано столько необычных вещей, здесь постоянно происходят разнообразные события, и всегда рады предложить что-то интересное. Например, поиграть на старинной  фисгармонии, попробовать себя в качестве кондитера и испечь свой первый в жизни пирог или, вооружившись кистями и красками,  стать  художниками.

По словам Марины Михалевой, руководителя епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», в идее самого занятия нет ничего особенного: «Идет естественная, абсолютно нормальная  жизнь,  одно красивое время года сменилось другим, – говорит она. – Наступила пора изобилия – столько ярких фруктов, овощей, наконец-то появились желанные арбузы! И нам всем захотелось нарисовать арбуз, полюбоваться им сполна и передать свой восторг от удивительного сочетания зеленого, черного и красного на бумагу, а потом его еще и дружно съесть. Мы не ставим перед собой дидактических целей и задач, главное – это возможность творить вместе и получать от этого удовольствие. Наши сегодняшние гости – обычные дети, к которым нужно относиться с любовью, как и к каждому человеку».

Примечательно, что изначально  Виктор Михайлович Левшин, талантливый тульский художник, известный далеко за пределами Росси, предоставил участникам урока полную творческую свободу, возможность идти от своего видения, внутренних ощущений и настроения.

Не теряя времени даром, юные художники вместе со своими педагогами  принялись за дело, выбрав каждый по себе материалы для рисования: акварель, гуашь, восковые мелки. Вскоре процесс творчества захватил всех, и было очень интересно наблюдать, как рисуют дети, замкнутые для внешнего мира, но не ограниченные внутренне, как постепенно в  работах начинает проявляться их восприятие окружающего мира.

Например, для Анзора,  активного и подвижного, как ни странно, очень важно быть точным и аккуратным: мальчик старательно обводит кистью пока разрозненные элементы картины. Внимание Ильи больше привлекла веточка рябины, дополняющая натюрморт, вернее, сочетание ее цветов и оттенков, которые он решил просто перенести на лист, а чтобы не осталось не прокрашенных мест, он интуитивно выбирает технику пуантилизма. Майя же предпочитает фактурную  манеру письма и яркие, насыщенные краски. Закончив натюрморт, девочка откладывает  в сторону кисти и  начинает работать, что называется, голыми руками – сосредоточенно накладывать на  ватман алую гуашь густым слоем. Работы Андрея, созданные карандашами, наполнены воздухом и, вопреки календарю, совершено летним настроением.

Иван Коваль, педагог  общественной организации содействия инвалидам детства с расстройствами аутистического спектра и их семьям «Маленькая страна – мы есть!», отметил, что любой вид творчества воспитывает в каждом человеке, безотносительно его психического и умственного состояния, лучшие качества: «В случае с детьми-аутистами живопись – как арт-терапия, поскольку она оказывает терапевтический эффект и не только помогает реализовать какой-то художественный, творческий замысел, воплотить на холсте образ, но и помогает им успокоиться внутренне, разгрузиться творчески. И, конечно же, как любым детям, сам процесс рисования им очень нравится».

В конце занятия Михаил Викторович поделился своими наблюдениями и впечатлениями: «Это мой первый опыт такого близкого общения с особенными детьми, и признаться честно, они меня просто поразили, – делится художник. – Они  раскованы и свободны в своих творческих проявлениях, им неведомы страх чистого листа, опасения  нарисовать не так, как принято, что иногда бывает у детей, которых с малых лет обучают рисованию и живописи. Поэтому то, что они делают, очень интересно. Вообще весь этот творческий процесс, который мы сейчас наблюдали, и есть экспрессионизм. Эти дети смотрят на мир и на природу вещей под особым ракурсом, воспринимают их скорее абстрактно, в виде цветовых пятен. С ними необходимо  продолжать работать дальше, развивать в них эти способности, только нужно понять, почувствовать, какой способ самовыражения  близок каждому из них».

Любое детское творчество всегда подкупает своей непосредственностью, искренностью, чистотой восприятия. Не стали исключением и яркие, самобытные  работы детей-аутистов, которые было решено подарить  на память епархиальному культурно-просветительскому центру «Фавор». Возможно, они положат начало необычной художественной экспозиции.

Марина Полянская, фото автора