В стенах Тульской центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого состоялась творческая встреча с Михаилом Левшиным, тульским живописцем, членом Союза художников России, руководителем выставочного отдела культурно-просветительского центра «Фавор» Тульской епархии, приуроченная к открытию выставки  известного мастера «Деревня Некрасово. Пленэрная живопись».

На правах гостеприимной хозяйки Оксана Владимировна Амелина, заведующая читальным залом ТЦГБ им Л.Н. Толстого, поприветствовала гостя и от имени собравшихся любителей живописи выразила благодарность и признательность за возможность пообщаться с ним. «Сегодня нам предстоит интересный разговор не только о творчестве Михаила Викторовича, но и о проблемах современного искусства живописи, о вечных ценностях, к которому оно призвано, о миссии художника в этом мире, – обратилась к участникам встречи Оксана Владимировна. – И я очень надеюсь, что каждый из нас сможет найти ответы на волнующие вопросы».

Прежде всего, Михаил Викторович рассказал о себе, как он формировался как человек и художник, о встрече с тульскими талантливыми художниками и педагогами. Первым его учителем стала хорошо известная многим тульским художникам Ирина Петровна Щербакова, руководившая  студией живописи во Дворце пионеров. Через несколько лет жизненные пути привели  талантливого юношу в народную изостудию Дворца Профсоюзов  к Петру Карповичу Овчинникову, с именем которого связаны участие в  выставках самого разного  масштаба и первый опыт  преподавания.

По окончании школы последовали трехлетнее обучение в заочном народном университете искусств, неудачная попытка поступить во ВГИК, годы утверждения себя в бизнесе, поскольку, к сожалению, в стране наступили времена, не очень благоприятные для творчества.

Однако внутренняя потребность писать все же потребовала взять кисти в руки. Решение полностью посвятить себя живописи и примкнуть к коллегам «по цеху» Михаил Викторович принял относительно недавно, в 2007 году, и во многом благодаря Евгению Павловичу Журову,  возглавлявшему в это время Тульское отделение Союза художников России.

Возобновление выставочной деятельности началось именно с цикла этюдов, созданных в деревне Некрасово, и нескольких полотен с изображением цветов – еще одной излюбленной темы художника. Кстати сказать, сегодня работы Михаила Левшина выставляются в известных художественных галереях, залах и музеях.

В это же время Левшин восстановился  в  Московском заочном университете искусств и продолжил обучение у признанных российских мастеров – Елены Степуры и Виталия Ведмеденко, художественный язык, стиль и  манера которых во многом оказались наиболее созвучными его собственным творческим принципам.

«У каждого художника в процессе обучения и работы вырабатывается своя манера, – отметил Михаил Викторович. – Но для того, чтобы утвердиться в жизни в профессии художника, необходимо быть всесторонне развитой личностью, что означает не только преданность  краскам и мольберту, но и высокую культуру. А для этого  постоянно необходимо работать над собой, развиваться: посещать разнообразные выставки, наблюдать, учиться видеть и открывать для себя новое, как в работах признанных классиков, так и современных художников, читать как можно больше литературы – не только искусствоведческой, но и художественной, обязательно – биографии, письма, дневники художников. И тогда художник найдет себя».

Лучшее подтверждение тому – этюды, объединенные в выставку «Деревня Некрасово. Пленэрная живопись», раскрывающие художественный дар Левшина, его умение видеть и чувствовать красоту  родной природы, улавливать малейшие изменения в  ее состоянии и передавать их на полотне.

Вдохновенная кисть  художника творит невозможное: порой начинает казаться, что пейзажам просто тесно в рамах, столько в них жизни, что  натура вырывается из условного пространства. Другая особенность экспозиции, которую подметили любители живописи, – непохожесть работ. Возможно, так сказалось влияние Писсарро, Сезанна и Сислея, творчеством и перепиской которых в этот период был увлечен Михаил Викторович.

«Эта небольшая деревушка всего в 15 домов привлекла меня своим необычным ландшафтом: карьером, глубокими оврагами и пригорками, что позволяет написать любой пейзаж. Работал я там в течение двух лет, практически каждый день в любое время года, в любую погоду. Постепенно  познакомился со всеми жителями, узнал, какова она, жизнь настоящей русской деревни, – говорит художник. – А несходство работ объясняется в первую очередь разностью настроения, выбора техники  и манеры письма, которые тебе диктует сама натура. Например, при температуре минус двадцать краска застывает за считанные секунды, да  еще и руки плохо слушаются, потому и мазки на полотне получаются такие пастозные, рельефные. В жаркие летние дни лаковый разбавитель также высыхает мгновенно, и нужно писать быстро,  во влажную погоду краска ложится на холст совсем иначе.  Но не стоит забывать, что перед нами не картины, созданные в студии, а этюды. На плэнере не ты продумываешь сюжет, композицию, освещение, цвет, за тебя все это делает природа, твоя задача – успеть за ней, успеть воспроизвести на холсте все, что ты увидел за полтора — два часа».

В процессе беседы тема плэнерной живописи не только получила дальнейшее развитие, но и стала поводом для обсуждения, к сожалению, печальных тенденций, сложившихся в последнее время в сфере обучения детей изобразительному искусству.

Михаил Викторович, будучи идейным вдохновителем и организатором мастер-классов и плэнеров для  учащихся школ, художественных студий  при музее П.Н. Крылова, в частности, отметил, что современные начинающие художники не воспринимают занятия живописью как систему, которая начинается с отработки «азов» творческих дисциплин, доведения их до автоматизма.

Другая серьезная проблема – отсутствие всякого интереса к живописи и вообще к искусству. «Печально, но факт: сегодня родители воспитывают детей  в убеждении, что за деньги можно купить дорогие кисти и краски, найти хорошего преподавателя для индивидуальных занятий, а все, что дается даром – художественные музеи, выставки, литература – не имеет значения, – поделился наболевшим мастер. – Как можно стать художником, если ты не воспитываешь в себе умение рассматривать полотна состоявшихся мастеров, сравнивать их? А ведь это немалый  труд! К сожалению, у нас пропадает чувство преемственности между поколениями художников, утрачивается уважение к академической, реалистической школе живописи, но все заметнее в молодых художниках проявляется снобизм, и это очень печально!»

Присутствующая на встрече Марина Александровна Михалева,  директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», рассказала  о большой и серьезной работе, которую проводит Михаил Викторович Левшин как руководитель художественно-выставочного отдела центра:  организации выставок, в том числе и своего любимого Московского заочного университета,  проведение православных пленэров,  занятия с воспитанниками  Тульской региональной организации, объединяющей семьи с детьми-аутистами «Маленькая страна – мы есть!».

Во время встречи, отвечая на вопросы любителей живописи, Михаил Викторович поделился своим взглядом на творчество известных художников и творческий процесс вообще, сформулировал свое определение вдохновения (привычка и потребность работать ежедневно), поделился своими мыслями о том, какое искусство вечно, и что отличает настоящее произведение искусства от  неудачной попытки.

Марина Григорьевна Фирсова знакома с творчеством Михаила Левшина. Однако, по ее словам, после сегодняшней встречи она еще больше прониклась даром художника. «Есть такое расхожее выражение, что художник пишет на холсте не то, что он видит, а то, что он чувствует. Это как раз про Михаила Викторовича. Каждая его работа дышит любовью ко всему, что его окружает, в каждой чувствуется настоящая радость, восторг от увиденного, потому что он, как он сам сказал сейчас, вживается в образ природы, проникает в ее состояние. Хочу сказать, что для современного художника это очень ценное качество».

Своими впечатлениями от встречи и экспозиции поделилась и Инесса Вячеславовна Чижова: «Скажу честно, до сегодняшнего дня я не была знакома с творчеством Михаила Левшина, и мне  очень повезло, что я смогла открыть для себя не только его  работы, но  принять участие в беседе с ним. Мне он показался очень человечным, открытым, нет в нем никакого пафоса, самовлюбленности, это очень располагает. По образованию я технарь, но живопись люблю  с детства, в школьные годы даже занималась в изостудии. Я по возможности стараюсь бывать на различных выставках и в последнее время замечаю, что все больше появляется картин, которые написаны технически правильно, но при этом не трогают зрителя. А вот этюды этого художника не оставляют равнодушным. В каждом из них – целый мир, такой родной и понятный, как мне кажется, любому русскому человеку: поля, небо бескрайнее, косогоры, рощи, покосившиеся деревянные избы… Вот она, настоящая жизнь во всей красоте, которую порой люди привычно не замечают. Я от всей души желаю Михаилу Викторовичу творческого долголетия и вдохновения!»

Остается только добавить, что выставка Михаила Левшина«Деревня Некрасово. Пленэрная живопись» будет работать в читальном зале ТЦГБ им Л.Н. Толстого до конца ноября.

Марина Полянская, фото автора