В МБОУ лицей № 2 прошла встреча учащихся с Олегом Михайловичем Сениным, преподавателем Тульской духовной семинарии. Общение проходило в рамках работы Тульского отделения «Общества русской словесности». Встреча была согласована с благочинным Северного городского округа протоиереем Вячеславом Ковалевским.

Выступление Олега Сенина было посвящено вере в жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Свое общение со школьниками он, по обыкновению, начал с краткой викторины по жизни и творчеству поэта. Оживление юной аудитории говорило об интересе к заявленной теме. Как выяснилось, школьники хорошо знают стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», последовавшую затем ссылку на Кавказ, его любовь к Вареньке Лопухиной и совсем немного – о его сокровенной религиозности, запечатленной в многочисленных стихотворениях. Чего стоит лишь одно из них – «Молитва», слова которого были неоднократно переложены на музыку и читались на одном дыхании:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть…

Олег Михайлович, обращаясь к знаковым событиям в жизни Лермонтова, к проявлениям его мятежной, но благородной натуры, попытался представить и раскрыть внутренний мир поэта через откровения его стихов и свидетельства современников: «Прижизненные и посмертные отзывы о Лермонтове ошеломляют своей противоречивостью. Но сама эта разноголосица говорит о натуре многогранной, затаенно-глубокой, не вмещавшейся в рамки однозначных оценок. И действительно, с одной стороны, поэтический талант Лермонтова – это тончайший и совершеннейший инструмент природы, нервная ткань которого улавливала сокрытые для других блики, звуки, чувствования.  С другой стороны, с Лермонтовым в русскую литературу вошло болезненно-обостренное начало скепсиса и отрицания. Отсюда интонации разочарования, отчужденности, бесцельности жизни.  Лермонтов был первым русским писателем, указавшим на разрушительную пагубу безверия».

Подтверждением этого тезиса стало литературоведческое сравнение вступления к поэме Лермонтова «Демон» и стихотворения Пушкина «Ангел». С одной стороны, в них с глубокой поэтической выразительностью представлена притягательная, побуждающая к добру красота ангельского лика. С другой стороны, при этом демоническое начало гордыни и богоотвержения представляются неким нравственным уродством и бытийной несостоятельностью. Помимо этого, ребятам было интересно узнать о библейском и авторском видении миссии пророка в одноименных стихотворениях обоих поэтов.

Жизнь Лермонтова, равно как и его творчество, были оборваны на взлете, который предполагал очевидную духовную будущность. Вот что провидчески сказал поэт сам о себе словами Печорина: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманкой страстей пустых и неблагодарных…»

Судя по реакции школьников, стихи поэта и драматические события его жизни оставили впечатляющий след в их душах.

Сразу после перемены Олег Михайлович провел урок в следующем классе, но уже по духовной поэзии А.С. Пушкина.

На память о встрече Олег Михайлович вручил ребятам журналы «Наследник», «Фома», «Великие династии России» и другие издания.

Лицеист Иван Бакланов свои впечатления от встречи выразил словами: «Мы только недавно проходили поэму «Мцыри». Мне казалось, что сам Лермонтов очень похож на своего героя. Он такой же независимый, бесстрашный и романтичный. Но после урока, который провел с нами Олег Михайлович, мне открылось в Лермонтове нечто другое. Слушая стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», я почувствовал, как много в его строках того, чего нет в поэме «Мцыри».

Наталья Владимировна Шкловер, преподаватель русского языка и литературы, призналась: «С Олегом Михайловичем я знакома, представьте себе, почти четверть века. В нашем лицее учились его дети, Никон и Настенька. Уже в те годы он был частым гостем в стенах нашей школы. Ребят всегда подкупали его увлеченность литературой и яркое самовыражение личности, причастной к христианской духовности. Всякий раз в своих выступлениях он раскрывал перед учащимися религиозный контекст в творчестве того или иного автора. Сегодня мы это видели на примере анализа стихов из жизни Лермонтова».

Татьяна Шитова