В Свято-Никольском храме (на Ржавце) в рамках областных Рождественских чтений прошла секция «Казачество. Вчера, сегодня, завтра».

Храм Николы на Ржавце уже несколько столетий хранит особую связь  казачества, боевой славы Руси с православной Христовой верой. И потому у образа святителя Николая, называемого «Тульским», встреча духовенства, казачества и простых прихожан на тему истоков казачества, его славного и трагического прошлого, неслучайна.

В непосредственное служение окормляемых священников епархиального отдела по взаимодействию с казачеством входит обучение казачества основам православной веры. Участие и в традиционных казачьих обрядах – верстании, и собраниях – Казачьем Круге, позволяет им проходить молитвенно и благодатно.  И, что не менее важно, – чтобы все принимаемые решения не входили в разрез с испокон веков хранимыми истинами единой святой соборной и апостольской Церкви.

Открыл работу секции настоятель храма, благочинный Западного городского округа и председатель епархиального отдела протоиерей Игорь Корейша: «Личное общение, которое сейчас происходит в нашем храме – важная часть жизни человека. Потому что сейчас этого очень не хватает. Чаще всего теперь жизнь человека связана с сидением у экрана телевизора, идущая из которого информация не всегда правдива. А полуправда гораздо опаснее откровенной лжи, потому что в ней тяжелее разобраться.

Касаясь сегодняшней темы – важно читать первоисточники. И таким подспорьем могут служить воспоминания казачьих полководцев, атаманов. Например, очень интересна судьба генерала Краснова. Это был настоящий боевой генерал, переживавший все тяготы войны вместе со своими солдатами. И, уже находясь в эмиграции, он писал о тех настроениях, о том, как повело себя казачество во время революции. Казаки расстреливали своих же офицеров, с которыми ходили в атаку, унижали генералов, требуя, чтобы они простым казакам отдавали честь и здоровались за руки.

Вы подумайте, горит земля под ногами, рушится государство, и что интересовало простых казаков? Иерархия установлена самим Богом, она есть и на небе, есть церковная иерархия, есть гражданская, это основа порядка.

И если был бы хотя бы один батальон верных казаков, по воспоминаниям Краснова, то большевики Петербург бы не взяли. Они и сами тогда не были уверены, что удержат власть. Вот что значит верность Богу и присяге. Поэтому важно не то, какая форма на нас. И коммунисты бывали прекрасными людьми, бывали и казаки мерзавцами. Важно лишь одно – сколько Христа в нашей душе, сколько Богоподобия уместилось в нашем сердце».

Сегодняшняя работа секции проходила по нескольким направлениям. Докладчики в своих выступлениях охватили многие темы. Историк Михаил Сергеевич Судаченко кратко осветил тему «Предшественники казаков. Первые казаки», в первую очередь ссылаясь на литературу, изданную в дореволюционный период. Некоторые наиболее ценные экземпляры книг он представил слушателям.

Исполняющий обязанности атамана Тульского городского казачьего общества Константин Кондаков рассказал об основных этапах развития казачества на примере казачества на Тульской земле: «За счет присоединения земель Белева, Одоева, Ефремова, других областей территория Московского княжества расширилась далее на юг, до так называемых земель Дикого поля, где проявляли свою активность кочевые племена. Таким образом была создана Тульская засечная черта». Он рассказал о том, что собой представляли тульские засеки; пояснил, с чем был связан выбор применения казачьей конницы вместо обычных конных отрядов русских войск и напомнил об участии казачества в обороне Тулы 1552 года.

Следующий докладчик Игорь Аркадьевич Родинков озвучил серьезный вопрос духовно-нравственного состояния казачества в революционный период, также обратив внимание на их выбор в период критической угрозы целостности государства. Затем он представил свою книгу – исторический православный календарь «2017. Сто лет назад, день за днем», при создании которого активно использовались мемуары, научно-популярная и научная литература XX века.

Затем выступил секретарь епархиального отдела по взаимодействию с казачеством иерей Антоний Фадеев с темой духовно-нравственных аспектов возрождения казачества. Отец Антоний напомнил о важности ориентирования на духовные понятия православия, проводя параллели современного понимания некоторых терминов казачества с таким примером непререкаемого авторитета православного духовного опыта как поучения аввы Дорофея.

Протоиерей Виктор Рябовол, настоятель храма святого Александра Невского, развил в своем выступлении мысль о том, что казачество и сформировало тот пласт общества, когда они стали воинами на службе государства, принявшими христианскую веру.

Завершил выступление докладчиков окружной атаман, казачий полковник Алексей Иванович Альховик: «Частично мою мысль изложил в своем выступлении отец Виктор. И я бы хотел обратить ваше внимание, что именно тогда казаки подошли к служению. Именно так – «Служению Отечеству». Без православия казачества бы не стало, как и без служения Отечеству. Без этих двух условий казаки остались бы разрозненными ватагами, которые занимались бы исключительно своим промыслом, своими интересами.

Казаки любят критиковать, любят спорить, бывает, это действительно обоснованно. Но мы в Западном казачьем обществе выработали основную линию: «Все казаки – наши. Нет плохих казаков. Хочешь быть казаком – значит, соответствуй тем постулатам, которые ты сам отстаиваешь». Ведь, когда мы спрашиваем «Во имя чего ты служишь?», казак отвечает: «Во имя веры Православной, во имя Отечества, во имя казачества». Вот и все. Сегодня казачество вновь становится на службу государству. Плохое оно, хорошее – это другой вопрос. Но это наше государство. И оно определило, что в Центральном федеральном округе находится Центральное казачье войско.

Помимо нашего реестрового общества, существует множество общественных казачьих организаций, и мы, когда ведем свою работу и взаимодействуем с ними, никого не призываем выходить из своих общин. Но если казак хочет действительно служить Отечеству – то мы всех ждем. На сегодняшний день перед казачеством поставлены несколько задач: подготовка граждан к воинской службе, патриотическое воспитание молодежи и подготовка военнообязанных. Вот этим мы, по сути, и занимаемся. И наши ряды открыты для всех, кто хочет активно участвовать в жизни государства и казачества».

Затем началась завершающая часть работы секции – вопросы слушателей на интересующие их темы. Задавались вопросы, непосредственно касающиеся казачества, например, является ли на сегодня казачество духовной элитой войск, и вопросы, касающиеся православного вероучения.

Корнаухова Татьяна, фото автора