В рамках XI (XIX) областных Рождественских образовательных чтений «1917 – 2017: уроки столетия Тульского края» в миссионерском отделе Тульской епархии прошел дискуссионный киноклуб «1917-2017: уроки столетия». Был показан фильм режиссера Марии Гусевой «Гонения на церковь в России ХХ века», снятый по сценарию митрополита Иллариона (Алфеева) на студии «Неофит».

Перед началом настоятель Свято-Вознесенского храма протоиерей Павел Картушин обратился к собравшимся с приветственным словом:

— Мы с вами сегодня увидим, как Русская Православная Церковь хранила веру Христову в период богоборчества, в непростое время, которое порой называют «смутой двадцатого века». Вчера на пленарном заседании областных Рождественских чтений митрополит Тульский и Ефремовский Алексий отметил, что в самой теме, заявленной в этом году, духовным камертоном звучит свидетельство жизненосного единства Церкви нашей с ее новомучениками.

«Гонения…» – это 9-я серия 10-серийного документального фильма «Церковь в истории», который рассказывает об истории христианства со времен основания Церкви Спасителем  и Его апостолами и до наших дней.

Митрополит Илларион участвовал в создании фильма не только как сценарист, но и как ведущий, комментирующий происходящее.

В серии «Гонения на церковь в России ХХ века» действие начинается в 1917 году, на который пришлось начало гонений, потом показаны репрессии сталинского периода, церковь во время Второй мировой войны, при Хрущеве, 1000-летие Крещения Руси и начало церковного возрождения. Съемки проходили в Троице-Сергиевой лавре, в Донском монастыре в Москве, в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии, на Бутовском полигоне, в Елоховском соборе, в храме Христа Спасителя, много архивных кадров и документов.

Правдиво и скорбно ведется рассказ о том, как в октябре 1917-го большевики захватили Московский Кремль – именно в тот момент, когда там заседал Поместный Собор, избиравший Патриарха Московского и всея Руси. Святитель Тихон был избран на Патриарший престол через 10 дней после того, как к власти пришли большевики.

Именно тогда начался самый трагический период в истории РПЦ, борьба с религией стала частью политики большевиков. В первый же день после захвата власти, 26 октября, ими был издан Декрет о земле. И все церковные монастырские земли объявлялись национализированными. Затем последовали Декреты, лишавшие юридической силы церковный брак, отделявшие церковь от государства и школы от церкви: запрещено было религиозное воспитание и преподавание религии в учебных заведениях.

Сразу же после победы революции начались аресты и убийства священнослужителей по всей стране. 31 октября был расстрелян петербургский протоиерей Иоанн Кочуров, его смерть открыла трагический список новомучеников и исповедников российских. Десятки тысяч представителей духовенства и монашества, сотни тысяч мирян стали жертвами жестоких гонений на церковь.

Зачастую казни священнослужителей совершались с изощренной жестокостью. Когда идет перечисление способов уничтожения соотечественников духовного звания, к которому прибегали палачи, у зрителей мороз по коже, это просто невозможно слышать. А в фильме использована кинохроника тех лет, и рассказы о том, что многие священнослужители были казнены вместе с семьями или на глазах у жен и детей.

Церкви и монастыри подвергались разгрому и разграблению, иконы – поруганию и сожжению, в прессе была развернута кампания против религии.

14 февраля 1919 года наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии мощей: были назначены специальные комиссии, которые в присутствии священнослужителей и прихожан оскверняли мощи святых. Целью этой акции была дискредитация церкви и «разоблачение фокусничества и шарлатанства».

Страшным памятником страшной эпохи является Бутовский полигон, на котором в 30-х годах десятки тысяч людей были расстреляны по обвинению в шпионской, антисоветской и контрреволюционной деятельности. Среди них – представители духовенства, служители храмов, клирики, певчие.

В Тульской области таким местом стал полигон Тесницкий лес, где было расстреляно около 3 тысяч «врагов советской власти». Народная молва нарекла это место «Тульской Голгофой», сейчас там сооружена часовня, установлены поклонные кресты и мемориальные доски. К сожалению, установить личности всех захороненных невозможно, но доподлинно известно, что там, в братской могиле, погребены священномученики Никита (Прибытков), епископ Белевский, последний настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Исаакий (Бобраков), ректор Тульской духовной семинарии протоиерей Петр Павлушков.

За все время репрессий были уничтожены тысячи священнослужителей. И у каждого из них был выбор – отречься от веры и остаться в живых или погибнуть с верою в душе. И ни один не отрекся! Если бы хоть один такой факт существовал, о нем бы писали во всех газетах.

В советское время много критиковали Русскую Православную Церковь и ее духовенство, и сатирические цитаты литературных классиков приводили, и знаменитую картину «Чаепитие в Мытищах». Да, возможно какие-то сельские батюшки выглядели неказистыми внешне, но такая была в них крепость духа и веры, что сонм новомучеников воссиял над многострадальной Россией. И могли ли подумать прихожане тогда, в начале ХХ столетия, что стоят на службе или исповедуются у будущего святого – простого на вид русского священника…

Собравшиеся в дискуссионном киноклубе долго беседовали после окончания фильма о том, как сегодня относиться к тем временам: обличать, постараться забыть или начать оправдывать действия власть имущих по отношению к Церкви некими причинами.

— Этот фильм актуален сегодня, потому что дает возможность вникнуть в те исторические события, что происходили в прошлом веке, – отметил заместитель руководителя отдела Алексей Ярасов. – Есть масса архивных документов, подтверждающих правоту тех страшных фактов. И никогда убийство не может быть оправдано политической ситуацией в стране. Амбиции правящих – не повод уничтожать сограждан.

Участники просмотра вспоминали факты разграбления храмов в Туле и области. Вспоминали случаи, происходившие в их семьях и с их родственниками, пострадавшими во времена репрессий. И главный вывод, к которому пришли участники дискуссии: мы не смеем отрекаться от прошлого, ведь те, кто жил и творил ошибки 100 лет назад – наши предки, и мы генетически связаны с ними. И мы не должны забывать прошлого, чтобы оно не повторилось.

Пресс-служба миссионерского отдела