В миссионерском центре Тульской епархии состоялся круглый стол «Духовная смута на тульской земле в постреволюционный период», в работе которого приняли руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин, иерей Захария Сигалев, сотрудники миссионерского отдела, слушатели миссионерских курсов.

Отец Павел в своем докладе рассказал собравшимся о жизни и служении священномученика Илариона (Троицкого) – одного из видных деятелей Русской Церкви 20-х годов. Это выдающийся богослов и талантливейший человек. Вся его жизнь – сплошное горение величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее. Его труды проникнуты неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, проникшим в наше богословие еще при митрополите Петре Могиле. Его идеал – церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание: «Вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств».

Архиепископ Иларион (в миру Владимир Александрович Троицкий) родился в 1886 году в семье священника села Липицы Каширского уезда Тульской губернии, был отдан родителями в духовное училище, а затем в духовную семинарию. По окончании полного курса семинарии он поступил в Московскую духовную академию и блестяще закончил ее в 1910 году со степенью кандидата богословия. Его оставили при академии профессорским стипендиатом. В 1913 году получил ученую степень магистра богословия за свой фундаментальный труд “Очерки из истории догмата о Церкви”. Сердце его горело желанием служить Богу в иноческом чине, и 28 марта в Троице-Сергиевой лавре он принял монашество с именем Иллариона (в честь преп. Илариона Нового, память 28 марта), а через несколько дней – рукоположение во иеромонаха.

30 мая 1913 года иеромонаха Илариона назначили инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита. Летом в том же году его вместе с епископом Вологодским Никоном командировали на Афон для догматического разрешения спора между монахами, часть которых неправильно учила об Иисусовой молитве (имяславцы). 3 декабря 1913 года архимандрита Иллариона утвердили в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета.

Архимандрит Иларион приобрел большой авторитет и как воспитатель учащихся духовной школы, и как профессор-богослов, и как знаменитый церковный проповедник. Один за другим выходили его богословско-догматические труды, обогатившие церковную науку. Его проповеди звучали с амвонов церквей словно колокол, призывая народ Божий к вере и нравственному обновлению. И когда окончательно назрел вопрос о восстановлении патриаршества, он, как член Поместного Собора 1917 – 1918 гг., вдохновенно выступил на Соборе в его защиту.

12 мая 1920 года архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Епископ Иларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратьев епископов, называвших его за ум и твердость в вере Великим. Епископское служение его началось с крестного пути. Не прошло и двух лет со дня хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. Целый год епископ Иларион находился не у дел церковной жизни. Свою деятельность он продолжил по возвращении из ссылки. Святейший Патриарх Тихон приблизил его к себе и вместе с архиепископом Серафимом (Александровым) сделал своим ближайшим советником и единомышленником.

В июне 1923 года Патриарх возвел епископа Илариона в сан архиепископа. Церковная деятельность его возросла: он  вел серьезные переговоры с Тучковым (начальником церковного отделения ГПУ) о необходимости устроить жизнь Русской Православной Церкви в условиях советской власти на основе канонического права. Занимался восстановлением церковной организации, составил ряд патриарших посланий.

Обновленцы видели в нем верного сподвижника патриарха Тихона. В своих посланиях лидер обновленчества митрополит Антонин (Грановский) с невыразимой злобой обрушивал удары и на Патриарха, и на архиепископа Илариона, бесцеремонно обвиняя их в контрреволюции. Архиепископ Иларион ясно понимал преступность обновленцев.

Отец Павел подробно рассказал о разных этапах жизни и деятельности священномученика, собравшиеся на круглый стол со скорбью слушали, как в декабре 1923 года архиепископ Иларион был осужден. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь и затем в Соловки. Когда он увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: “Отсюда живыми мы не выйдем”. Архиепископ Иларион вступил на крестный путь, завершившийся блаженной его кончиной. Крестный путь архиепископа Илариона очень назидателен для нас, ибо в нем проявилось все величие духа мученика за Христа.

Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа (впоследствии Патриарха) Алексия. Его смерть явилась величайшей утратой для Русской Православной Церкви. Канонизация архиепископа Илариона как местночтимого святого была совершена 10 мая (27 апреля ст. ст.) 1999 года в московском Сретенском монастыре Святейшим Патриархом Алексием.

Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов в своем докладе, для лучшего понимания, что происходило в те страшные годы для нашего Отечества и Русской Православной Церкви, привел выдержки из  журнала «Тульские епархиальные ведомости» за 1917-1928 годы. Было названо много интересных фактов, характеризующих эпоху: к примеру, статьи о происходящем на фронтах Первой мировой, о сборе средств и теплых вещей для армии, чем занималась Тульская епархия.

В февральском номере за 1917 год, когда свершился государственный переворот, крупным шрифтом было напечатано воззвание к православным, и там между строк можно прочитать даже некоторую радость, воодушевление по этому поводу. Брожение умов наблюдалось повсеместно, и в том же номере опубликована статья «На пороге новой жизни», подписанная инициалами А.К., можно прочесть: «То, о чем несколько дней назад не могло мечтать самое смелое воображение, свершилось! Старый строй рухнул с удивительной, почти молниеносной быстротой и тем красноречиво доказал, как изжился, обветшал он…»

Постепенно, от одного журнального материала к другому, докладчик прослеживал путь, пройденный нашей страной и ее гражданами в ту страшную пору. Скупые факты бывают весьма красноречивыми, и война, голод, репрессии, гонения на Церковь, священников и мирян, описанные в «Тульских епархиальных ведомостях», показали всю картину происходящего.

Алексей Викторович на основании этого же издания, но уже за 1924-1928 годы, рассказал о действиях обновленцев во главе с митрополитом Виталием на тульской земле: именно они тогда и выпускали «Тульские епархиальные ведомости». Но впоследствии и обновленцев постигла та же участь, что и многих православных священников: ссылки, тюрьмы, расстрелы.

Главный вывод, который сделали собравшиеся на круглый стол: мы не смеем осуждать наших предков, живших в то страшное время. Они заблуждались и каялись, расплачивались за свои ошибки, но не дай Бог кому-либо из нас, сегодняшних, оказаться в том страшном периоде времени. Главное, чему учит жизнь: консолидация общества необходима для развития страны. И, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, не нужно исключать из исторической памяти ни один из периодов, но нужно воспринимать их здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством. И тогда правда будет отделена от лжи, а добро – от зла.

Пресс-служба миссионерского отдела