Рождество Христово – один из двенадцати главных праздников христианской церкви. И мы ждем его с особым трепетом: ведь в мир приходит Спаситель, чтобы преобразить нас и указать путь к обновлению, совершенствованию.

Но не все правильно понимают истинный глубокий смысл этого праздника и его духовное значение. Как правильно подготовиться и в максимальной полноте прочувствовать радость Рождества Христова? Как не растерять в новогодней суете главную духовную основу любимого праздника?

Об этом – наш разговор с настоятелем Свято-Вознесенского храма протоиереем Павлом Картушиным.

– Накануне Рождества Христова наш мысленный взор обращается к событиям, произошедшим в городе Вифлееме более двух тысяч лет назад, когда Бог, Творец мира, вочеловечился через Деву Марию.

Из любви к людям, будучи непостижимым, Он принял образ уничиженного человека, будучи вечным Богом, стал полноценным человеком, не переставая быть Богом. И потому праздник Рождества – это праздник любви Божьей к нам.

Каждый из нас мечтает жить в мире и согласии с окружающими, желает иметь в своем сердце внутреннюю гармонию, но грех лишает нас этой возможности. Рожденный Христос даст нам эту благодать, если мы станем его учениками, примем Его учение как самый главный ориентир в своей жизни.

И недаром этому празднику предшествует пост – особое время осознания собственной немощи и преодоления собственного «я». Ведь посты называют лестницей, которая ведет в небо: мы осознаем в эти периоды нечто важное, встаем на путь борьбы с теми или иными склонностями.

Отец Павел, как православному человеку готовиться к Рождеству среди предновогодней и новогодней суеты? Ведь на работе устраиваются торжества, корпоративы, и дома, если семья не постится, трудно оставаться в стороне от праздника.

– Прежде всего, надо чаще ходить в храм, исповедовать свои согрешения, причащаться Святых Христовых Тайн. И тихая внутренняя радость Рождества Христова наполнит сердца, чувства и мысли, и это поможет преодолеть закоренелые греховные страсти, привычки и пороки.

К встрече светлого праздника Рождества Христова мы готовимся 40 дней, этой подготовке и посвящен весь Рождественский пост.

А к Божественной литургии надо готовиться так, чтобы участие в ней было полным, чтобы мы не просто присутствовали, но участвовали в литургии, Причастии Тела и Крови Христовых, что является её смыслом и центром.

К причастию надо готовиться покаянием, постом и молитвой. Пост перед причастием у нас трехдневный, но если вы соблюдали Рождественский пост, то дополнительного усиления поста перед причастием не требуется.

Конечно, сложно устоять и не нарушить пищевой пост, когда вокруг устраиваются новогодние застолья. Нарушение поста – вопрос верности, а веры без верности практически не бывает.

Возможно, не стоит игнорировать приглашение отметить Новый год в коллективе, но ведь на столе наверняка будут не только скоромные, но и рыбные блюда, овощи, фрукты – можно есть их и не нарушать пост. И не сидеть за столом до конца праздника, а побыть немного, поздравить всех и уйти. То же самое в семье: не нужно портить настроение близким, уклоняясь от семейного застолья, но и шумно праздновать при этом не обязательно.

Большая часть XIV главы Послания к римлянам посвящена наставлениям о неосуждении тех, кто по разным причинам не постится, а не об оставлении поста ради того, чтобы не огорчать не постящихся. Страсть чревоугодия недаром называют матерью всех страстей, поэтому борьба с этой склонностью необходима человеку.

Церковь призывает в течение поста отказаться от развлечений и веселья.

– Это вполне обосновано: трудно совместить покаяние, к которому нас призывает Церковь в дни поста, с развлечениями, которые в современном мире для многих становятся настоящими страстями. Поэтому необходимо помнить, что нас призывают к трезвлению и воздержанию, что должно проявляться во всех аспектах жизни.

Но и крайностей не надо допускать, когда человек, заботясь лишь о посте телесном, очень внимательно вычитывает ингредиенты на упаковках и забывает, что пост духовный намного важнее.

Старцы говорили: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте…» То есть, при всей важности телесного поста, намного важнее так проводить его, чтобы не изнемогать от голода и усталости (а при этом обычно появляется раздражительность), не обострять отношения с близкими, с сотрудниками.

Поэтому, постясь во славу Божию, не надо осуждать тех, кто в силу тех или иных обстоятельств постится не так строго или не постится вовсе. Тут можно вспомнить слова апостола Павла: «Ядый не ядущего да не укоряет: и не ядый ядущего да не осуждает. Ядый, Господеви яст: благодарит бо Бога, и не ядый, Господеви не яст, и благодарит Бога».

Самое же главное, что нужно помнить: пост – это жертва. Если тебе что-то очень нужно, о чем молишь Бога, пожертвуй сам чем-нибудь серьезным! Любая жертва, все, что человек делает, действительно «с кровью» от себя отрывая, мгновенно отзывается.

А пост – это такое время, когда в себе самом можно что-то поменять по-настоящему. Это время, когда просьбы слышатся, когда слезы особенно учитываются. Господь сам нам такое время определил.

Нам с вами остается лишь с благодарным сердцем, при полной ясности сознания, принять этот великий дар – Рождение Бога на земле. И всеми силами души ответить Ему своей верой и с любовью просить Его не лишать нас Царствия Небесного, чтобы мы, живя на земле, душой стремились к Небу и удостоились бы от Бога жизни вечной.

Мы ожидаем от Него того Божественного откровения, которое было передано через ангелов, когда они воспели в ночь Рождественскую пришествие в мир Христа Спасителя, нашего Бога во плоти: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Пресс-служба миссионерского отдела