В стенах Тульской духовной семинарии состоялся круглый стол на тему: «Взаимодействие образовательных и религиозных организаций в реализации программы «Основы православной культуры», проведенный совместными усилиями епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» и Управления образования города Тулы.

Участие в работе круглого стола приняли учителя тульских образовательных центров, преподающие не только «Основы православной культуры», но и другие модули комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также преподаватели и студенты Тульской духовной семинарии.

Работу собрания возглавила Марина Ефимушкина, старший специалист МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования города Тулы», которая отметила, что Тульская духовная семинария была выбрана в качестве площадки для обсуждения профессиональным сообществом актуальных вопросов не случайно: «С семинарией и епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор» плодотворно сотрудничают педагоги многих тульских образовательных учреждений. Причем не только в рамках преподавания курса «Основы православной культуры», но и в рамках других курсов и иных гуманитарных предметов, – произнесла она в приветственном слове. – Учителя, имеющие значительный опыт, периодически приводят сюда своих учеников для ознакомления с собранием семинарских музеев, в первую очередь – церковно-археологического кабинета, а также для участия в интерактивных занятиях, посвященных православным праздникам, истории, традициям и культуре Тульского края.

Отдельно стоит отметить, что в этих стенах обучаются и воспитываются будущие священники, пастыри, с которыми в дальнейшем нам предстоит взаимодействовать на ниве преподавания предмета «Основы православной культуры».

Также Марина Ефимушкина обозначила круг тем, представленных к обсуждению. Особое внимание было уделено проблеме выбора педагогами и родителями модуля в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». С интересом собравшиеся восприняли приведенные цифры, отражающие сложившуюся на настоящий момент картину распределения модулей в школах Тулы: 25 % – «Основы православной культуры», 3% – «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» – более 70%.

«Как показывает практика, преподавание «Основ светской этики» в наших школах осуществляется по-разному: где-то при изучении акцент полностью делается на правила вежливости и этикета, где-то учителя погружаются в сложные философские категории, которые ученикам 10-11 лет сложно переосмыслить, – прокомментировала статистику Марина Ефимушкина. – Неоднократно приходилось сталкиваться с мнением педагогов о том, что программа модуля «Основы мировых религиозных культур» представляет собой краткое, фрагментарное знакомство с религиями, конфессии которых представлены в нашей многонациональной стране».

В центре внимания оказалось два вопроса. Первый – как педагогам максимально грамотно и убедительно объяснить родителям, что, выбирая определенный предмет в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», они выбирают будущее своего ребенка. Второй – расширить осознанный и добровольный выбор родителями модуля «Основы православной культуры» (ОПК), как наиболее оптимального для учащегося четвёртого класса. К тому же нельзя не учитывать тот факт, что нравственные ценности, живущие в нашем народе на протяжении веков, – это ценности христианские, которых придерживались и придерживаются, в том числе и люди, считающие себя неверующими и далекими от Церкви.

Затем слово предоставили Ольге Климовой, преподавателю «Основ православной культуры» МБОУ Центр образования №6 города Тулы, которая поделилась опытом работы по осуществлению свободного выбора родителями или законными представителями будущих четвероклассников предметных модулей. При этом Ольга Александровна отметила, что еще пять лет назад преобладающее большинство предпочитало «Основы православной культуры», и лишь незначительная часть – «Мировые религиозные культуры». Однако за последние три года тенденция изменилась: на первое место вышло изучение светской этики, а на второе – православной культуры.

В ходе обсуждения участники круглого стола отметили ряд причин, повлиявших на ситуацию. В том числе, и заинтересованность руководства школ в выборе модуля «Основы светской этики», поскольку его можно преподавать всем группам учащихся вне зависимости от их убеждений и религиозной принадлежности. А это избавляет от многих административных и финансовых вопросов: делить учеников на группы, приобретать дополнительно учебно-методические пособия, обучать педагогов.

Однако присутствующие сошлись во мнении, что основная причина заключается в слабой заинтересованности, убедительности и убежденности самих преподавателей курса «ОПК», в недостаточном взаимодействии образовательных учреждений с Тульской епархией в рамках договора с Министерством образования Тульской области. Например, далеко не всегда на общешкольные собрания по выбору предмета «Основы православной культуры» приглашаются священники, которые имеют полное право, равно как и представители других конфессий, принимать в них участие.

Лучшим подтверждением этого тезиса стало выступление иерея Владимира Болгарина, преподавателя Тульской духовной семинарии, настоятеля храма Смоленской Божией Матери села Поповка Алексинского благочиния Белевской и Алексинской епархии. По словам отца Владимира, благодаря многолетней продуманной и организованной работе благочиния с учебными заведениями, сегодня в сельских школах процент выбора «ОПК» колеблется от 70 до 90, при этом для желающих изучать другие модули созданы все условия: «Разумеется, нельзя никому ничего навязывать, от этого возникает только обратный эффект. Но я стараюсь убеждать людей, объяснять им, что лучше изучать ОПК, потому что больше времени уйдет на получение таких знаний, которые ребенку реально помогут в этой жизни. Никто не будет требовать от них стоять в углу на горохе за малейшую провинность, зато они будут знать, каковы основы нашей традиционной жизни».

Преподаватель Тульской духовной семинарии, магистр богословия, литератор, заместитель председателя Тульского отделения Общества русской словесности Олег Сенин пояснил, что выбор светской этики родителями объясняется тем, что они росли и формировались в постперестроечное время, когда наше общество переживало нравственный и духовный кризис. А потому они не знают о роли и значении Православия и Русской Церкви в жизни российского общества и государства.

При этом Олег Михайлович отметил, что этика, как полагают многие, это не свод правил и норм хорошего поведения, а наука, включающая в себя нравственные и философские категории, в которых легко «заблудиться» взрослому, не говоря о детях. И самое главное – этика не может существовать вне религии: «Конечно, детей необходимо учить тому, что такое хорошо и что такое плохо. И каждый из нас знает, что это такое. Но сила преодолеть зло внутри себя может ждать только религия, – произнес он. – Почему Иисуса Христа называют Спасителем? Потому что Он дает нам силу, именуемую благодатью, которая позволяет нам преодолевать зло внутри себя».

В завершение выступления Олег Сенин призвал педагогов начать с собственного самообразования, чтобы проникнуться идеей Православия, чтобы они неутомимо сеять в детские души зернышки Христовых истин, а также призвал к сотрудничеству в рамках деятельности Тульского отделения Общества русской словесности.

Продолжая тему взаимодействия образовательных и религиозных организаций, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева проинформировала участников мероприятия о цикле интерактивных занятий, которые в игровой форме знакомят учеников с родной культурой, историей, с православными традициями. С интересом восприняли учителя информацию о конкурсе для старшеклассников «Юный экскурсовод» по специальности «Церковное краеведение».

Марина Александровна также обратилась к педагогам с предложением приглашать родителей, начиная с первого года обучения, на тематические классные часы и праздники, так или иначе связанные с православной культурой, в которой жили наши предки, которая наложила огромный отпечаток и на русскую литературу, музыку, искусство. «В течение трех лет родители привыкнут к этой идее, увидят, насколько это красиво и душеполезно. И к четвертому году, к моменту проведения родительского собрания, они подойдут с мыслью, что Православие – это не страшно».

О другой форме сотрудничества общеобразовательной школы и духовной рассказал Иван Литовка, студент IV курса Тульской духовной семинарии, который вместе с однокурсниками проходил педагогическую практику в Тульской средней общеобразовательной школе № 63.

Марина Полянская, фото автора