Группа Тульского епархиального паломнического центра совершила поездку в Свято-Введенскую Оптину пустынь. Свое паломничество они посвятили поклонению оптинским новомученикам и исповедникам.

Свято-Введенский мужской монастырь Оптина пустынь находится в Калужской области, недалеко от Козельска, среди полей, лесов и рек. В разные годы в стенах монастыря подвизались известные на всю православную Россию оптинские старцы.

Тульские паломники  побывали во всех монастырских храмах: Введенском, Владимирском и Казанском, где почивают мощи преподобных отцев и старцев Оптинских, поклонились  святыням.

– Каждый из нас молился, просил о сокровенном, благодарил, подавал записки о близких, чтобы молитвами оптинских монахов благодать коснулась и наших сердец, – рассказала паломница Нина Семеновна Иванова.

Вначале паломническая группа приняла участие в Божественной литургии в Введенском Соборе – главном храме обители. Желающие причастились Святых Христовых Таин. Паломники помолились прп. старцу оптинскому Амвросию, имели счастье приложиться к святым мощам старца: «Преподобне отче наш Амвросие, моли Бога о нас!»

– К скитским вратам примыкает «хибарка» (келья) Амвросия Оптинского, – рассказала экскурсовод Елена Дмитриевна Агапова. – Старец имел духовное влияние не только на братию монастыря, но и на посторонних людей всякого звания и положения. Будучи из-за болезни прикованным к постели, он с утра и до поздней ночи принимал посетителей в течение 30 лет. Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. В последние 10 лет своей жизни он возложил на себя заботу о благоустройстве женской Шамординской общины, которую он основал в 20-ти километрах от Оптиной пустыни.

Недалеко от скитских врат находится колодец Амвросия Оптинского, выкопанный по его поручению. Старец исцелял людей, но, не желая человеческой славы, отправлял к колодцу попить целебной водички.

На протяжении всей своей истории душеполезное старческое окормление привлекало сюда множество людей разного социального положения. Много других великих русских деятелей, которые в беседах со святыми старцами искали и находили истину, чистосердечно каялись и обретали надежду. Прмц. Елизавета Федоровна находила здесь духовную пользу и укрепление.

Помолившись за Божественной литургией, паломники приложились к мощам оптинских старцев, посетили часовню новомучеников, поклонились могиле схимонаха Иоасафа (Петра Борисовича Моисеева) – одного из последних старцев Оптиной пустыни. После закрытия монастыря безбожными властями, монах Иоасаф многие годы отбывал срок в лагерях по ложному обвинению в антисоветской агитации. Претерпевая лишения, он проповедовал своей жизнью слово Божие. По возвращении из заключения старец подвизался 22 года в затворе.

Оптина пустынь была окончательно ликвидирована безбожной властью в 1923 году, храмы разорены и надолго закрыты, монахи изгнаны, а дальнейшие судьбы бывших насельников обители долго оставались неизвестными. К настоящему времени исследованы судьбы 185 человек, уточнены подробности жизненного пути, а в ряде случаев установлены конечные судьбы некоторых. Документально подтверждено, что 36 человек из них расстреляны, пятеро скончались в заключении.

Священный Синод Русской Православной Церкви включил в собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена шестнадцати подвижников Оптиной пустыни.

Поклонившись мощам преподобных старцев, паломники  почтили память новомучеников оптинских, жестоко убиенных в 1993 году.

На Пасху 1993 года святая земля обители оросилась мученической кровью троих ее насельников – иеромонаха Василия (Рослякова), иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарева). Иноки Ферапонт и Трофим звонили на колокольне, возвещая Пасхальную радость, – они были убиты первыми. Иеромонах Василий шел в скит исповедовать молящихся. Услышав набат вместо пасхального звона, он поспешил на помощь братьям, и у скитских врат был настигнут убийцей.

– Я побывала на благодатной земле, прикоснулась к святыням и получила не только благодать, но и помощь по молитвам оптинских старцев и новомученников, – поделилась паломница Светлана Тихоновна Северова.

– Мне было интересно посмотреть новые святые места, православную архитектуру, организацию жизни монахов. Я был восхищен мужским песнопением во время службы в Казанском соборе в Оптинской пустыни, – сказал паломник  Иван Федорович Королев.

Поклонившись святыням Оптиной пустыни, паломники посетили Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь в Шамордино, основанную великим оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери – схимонахини Софии (Болотовой, 1845-1888), назначенной впоследствии ее первой настоятельницей.

Помолились в Казанском соборе и побывали на святом источнике. Частой гостьей скита и духовным чадом отца Амвросия была София Михайловна Болотова, впоследствии известная, как схимонахиня София – первая игуменья Шамординской женской обители.

Мощи первой матушки сейчас хранятся за алтарем храма во имя Казанской иконы Божьей Матери, а ее могилка находится недалеко от входа на территорию монастыря. Насельницы уже много лет собирают информацию о явленных ею чудесах. «Мать София свята!» – говорил после кончины матушки ее духовный отец преподобный Амвросий.

Экскурсовод Елена Дмитриевна Агапова рассказала историю Шамординской обители, познакомила с храмовыми иконами (множество икон сестры вышивали бисером вручную) и святынями.

– Я поражена величественностью Казанского собора. Его размеры восхищают. А еще мне понравилось омовение в святом источнике, – сказала паломница Зинаида Васильевна Громова. – Температура воды 4 градуса меня не испугала. Вышла из купели – и бодрость, легкость во всем теле.

И каждый, кому удалось выбраться в столь душеполезный путь, смог ощутить тихое дыхание истинно христианской жизни, вдохновиться подвигами монашествующих, помолиться и поблагодарить Бога за такие маленькие островки «рая на земле».  Таким было общее мнение.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра, фото экскурсовода Елены Агаповой