В выставочном зале Тульской духовной семинарии состоялось открытие выставки «Священные сюжеты в живописи Елены Черкасовой», организованной Епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».

Творчество московской художницы, которая более тридцати лет пишет исключительно на христианские темы, хорошо известно не только в России, но и далеко за ее пределами.  Живописные и графические работы Елены Черкасовой постоянно экспонируются  в  художественных галереях и выставочных залах  разных  стран мира. Персональные выставки Черкасовой проходили также в Храме Христа Спасителя и Московской Духовной семинарии.

Познакомиться с самой Еленой Игоревной – человеком искренней веры, незаурядной судьбы и удивительного художественного дарования – некоторые туляки могли в декабре 2015 года на открытии выставки «Рождественское письмо» в Тульском историко-архитектурном музее. Директор Епархиального культурно- просветительского центра «Фавор» Марина Михалёва в приветственном слове отметила, что искусство Черкасовой –  тот самый случай, когда никто не остается равнодушен: кто-то принимает его сразу, кто-то ждет разъяснений,  у кого-то оно  вызывает недоумение.

Искусствоведы до сих пор не могут  определить уникальный стиль художницы,  органично сочетающий в себе  нарочитую внешнюю неумелость живописной манеры, отголоски рисунков и мозаики первых христиан, традиции раннего искусства Византии и  Балкан,  приемы народного искусства…  Но все сходятся в одном: живопись Елены  не просто сосредоточена  на библейских, житийных и литургических сюжетах,  она питается  Словом Божиим.

«Досконально изучив традиции иконописи византийской, коптской, грузинской, армянской и древнерусской школ иконописи, Елена Игоревна получила благословение проповедовать  Евангелие своими работами, — произнесла Марина Александровна. — Особенность  ее  картин заключается в том, что они написаны совершенно по-детски, здесь нет такого изображения, которые мы привыкли видеть на полотнах, например, Михаила Нестерова, или современного художника Василия Нестеренко, который расписывал храм Христа Спасителя. Этот совсем другой способ живописания.  Обратите внимание, какие  плотные, активные краски: это не воздушная, тающая акварель, потому что Евангельская весть – это то, чем жизнь питается, и это должно быть насытительно».

По словам Марины Михалевой, искусство Черкасовой вызывает противоречивые мнения у зрителей, потому что большая часть из них ожидает увидеть или иконы или традиционную академическую живопись. «На самом деле, это ни то, ни другое, это рассказ, — подчеркнула она. —  Творчество Елены Игоревны можно сравнить с проповедями протоиерея Андрея Ткачева, который говорит совершенно современным языком, но при этом доносит удивительные истины».

Но вот что удивительно: сам рассказчик не заметен, на полотне не отражены ни его настроение, ни его «подсознание», он полностью сосредоточен вокруг героев и событиях, о которых он говорит. А потому можно сказать, что Черкасова выступает одновременно и рассказчиком, и иллюстратором  сюжетов из Священного Писания,  псалмов, житий святых, фрагментов богослужебных текстов… Этим объяснятся такое своеобразное композиционное построение ее полотен, так напоминающее икону, в которой  все символично. И, конечно,  другая особенность художественной  манеры Елены Игоревны – написанные на холстах  тесты на церковнославянском языке тексты. Буквы разных размеров, разных цветов с одной стороны выглядят элементом декора, подобно красивому рисунку на ткани, а с другой – буквально словом, обращенным к нам с полотна.

По окончании церемонии открытия  своими впечатлениями  от выставки поделились несколько посетителей.

Протоиерей Олег Анохин, заведующий сектором заочного обучения Тульской Духовной семинарии, без тени сомнения называет работы Черкасовой шедеврами: «Да, я слышал самые разные отклики. Один человек мне даже сказал, что ему в творчестве художницы не нравится все. Но из этих слов  можно сделать следующий вывод: уста его произнесли эти слова, а вот ум его останавливал возле каждой картины. Ведь, это о чем–то говорит. Зачастую, посещая художественные выставки, мы любуемся полотнами, на которых изображено то, что мы  наблюдаем, созерцаем в своей жизни: лес, море, небо — все это, так или иначе, нам знакомо. А вот от картин Елены Черкасовой  невозможно оторваться сразу. Глядя на них не просто вспоминаешь  историю создания мира, Ноев ковчег, жития святых , их заново переживаешь. К ее работам хочется  возвращаться вновь и вновь, рассмотреть все детали прочитать тексты, а главное — задуматься».

Несколько иначе восприняла живопись Черкасовой Марина Ефимушкина: «У меня почему-то в первую очередь возникли ассоциации с традиционной армянской живописью: у ангелов и людей крупные черты лица,  карие глаза, даже у преподобного Серафима Саровского, что как-то не совсем привычно для русской православной традиции. Возможно, этот феномен объясняется тем, что Елена Черкасова просто впитала в себя иконографию восточных школ».

Арина Юрченко  рада, что смогла еще раз  соприкоснуться с творчеством Черкасовой : «Это уже третья выставка Елены Игоревны, которую я посещаю. И каждый раз  ее работы меня удивляют и озадачивают в хорошем смысле слова. На мой взгляд, она совершенно потрясающий художник, которому удается так просто, без каких-то затей и прикрас, выражать совсем не простые идеи.  Сюжет, композиция, цвет, хотя нужно отметить, что в последнее время Елена Игоревна выбирает преимущественно темные тона, все настолько гармонично, что чувствуется, как на тебя изливается  свет, любовь и радость».

Действительно, мир живописи Елены Черкасовой сложно описать словами. Каждое полотно подобно двери, которую художник  открывает в мир Царствия Божьего, где все озаряет Сам Господь. И совсем неслучайно, как рассказывают галеристы, организовывающие  выставки Елены Игоревны в самых разных странах Европы,  на искушенных во всех смыслах этого слова европейцев ее творчество действует удивительным образом: они начинают задаваться вопросом, где можно отыскать в их городе православный храм или общину.

Марина Полянская, фото автора