По благословению председателя отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии протоиерея Сергия Резухина сотрудники и клиенты Государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области «Кризисный центр помощи женщинам» (г. Тула, ул. Демонстрации, д.11) приняли участие в первой встрече из цикла «Традиции православной культуры и их отражение в искусстве и литературе».

Большой Энциклопедический словарь предлагает следующее толкование понятия “традиция”: (от лат. traditio – передача): это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

Принятие христианства на Руси означало изменение всего строя общественной жизни, центром которой становится церковь Христова. Церковь прививает ценностные ориентиры, воспитывает обновленного человека, строго следующего заповедям выполнения нравственных норм. Христианство сделало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести согласно Священному Писанию. Появляются обычаи, правила, нормы, сложившиеся в течение многих веков в лоне православной культуры, как отражение Божественного начала человеческими средствами.

Сегодня многие православные праздники вошли в жизнь современного поколения как народные. Вследствие этого иногда наблюдается некое смещение акцентов восприятия: с духовной стороны на обрядово-бытовую. Но ведь настоящая духовная жизнь требует от человека соблюдения Евангельских заповедей, понуждения себя на добро, противления греху, живущему в нашем сердце.

Совсем скоро повсюду будут проходить масленичные гуляния. С одной стороны, это хорошее время, чтобы сходить в гости, встретиться с друзьями и родными… Но, к сожалению, в этот период нередко забывается, что не в гастрономических изысках и безудержном веселье заключается смысл Сырной седмицы, последней недели перед началом Великого поста.

Протоиерей Сергий Резухин, председатель епархиального отдела по благотворительности и социальному служению, пояснил собравшимся в гостиной Кризисного центра слушателям назначение подготовительного периода к Великому посту – подвигам поста, покаяния и усердной молитвы, который начинается Церковью заранее. Для этого богослужения четырех воскресений до Великого поста посвящены определенным темам, помогающим человеку подготовить себя к святой Четыредесятнице. Это Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном суде (Мясопустная) и Неделя, в которую вспоминается Адамово изгнание из рая (Сыропустная, или Прощеное воскресенье).

И перед земными сражениями воины начинают готовиться заблаговременно. Так и святые отцы перед особым подвигом духовной брани, перед Великим постом установили подготовительные дни.

Первый из воскресных дней, с которого начинается Постная Триодь (богослужебная книга, в которой содержатся службы Великого поста), называется “Неделей о мытаре и фарисее”. В этот день на литургии читается Евангельская притча о мытаре и фарисее.

Основание всех подвигов – смирение, без которого все наши добродетели и усилия тщетны. А гордость, мнение о своей праведности с уничижением ближних, препятствует нашему покаянию и нашему спасению.

Особенность богослужения этого дня в том, что на утрене, после чтения 50-го псалма поется песнопение “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”.

Следующий воскресный день называется “Неделей о блудном сыне”. Чтобы человек не впал в отчаяние, сознавая бездну своих грехов, святая церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне. Притча эта говорит о великом милосердии Отца Небесного, о Его отеческой любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу.

Седмица после Недели о блудном сыне называется мясопустной, потому что после нее уже прекращается вкушение мяса. Суббота мясопустной седмицы посвящена сугубому поминовению усопших, не только наших сродников, но и всех прежде почивших православных христиан.

В следующий за этой субботой воскресный день на литургии читается Евангелие о Страшном Суде. В песнопениях этого дня и в Евангельском чтении указывается на необходимость милосердия к ближним, чтобы и нам сподобиться милости Божией на Страшном Суде.

Седмица, следующая за Неделей мясопустной, называется Сырной, поскольку после нее уже начинается строгий пост (“сыропуст”) – прекращение вкушения сыра и молочной пищи. В среду и в пятницу богослужение совершается подобно великопостному, не совершается литургия, читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами.

Последний воскресный день накануне Великого Поста – заговение, последний раз вкушается скоромная пища. В богослужении этого дня вспоминается грехопадение Адама и Евы, изгнание их из рая за непослушание и невоздержание, сокрушение Адама, оплакивающего свое падение.

В Евангельском и апостольском чтениях этого дня святая церковь говорит нам о необходимости прощения обид, смирении и неосуждении ближних, о том, что есть истинный пост. Без прощения ближних нельзя начинать подвиг поста и покаяния. Отсюда произошел обычай христиан – в этот день просить друг у друга прощения, поэтому этот день именуется Прощеным воскресеньем.

В продолжение темы участники встречи с большим вниманием выслушали разъяснения отца Сергия к тексту Великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина.

Неоспоримый факт: именно церковь, христианство дали мощный толчок развитию русской художественной мысли и стали основными направляющими в становлении русского искусства и литературы. Собственно христианская эстетика, яркая и разнообразная, помогла мастерам живописи, музыки, художественного слова развить свои способности, уловить импульсы, и отразить их в создаваемых произведениях. Процесс творчества не имеет смысла, если мастер не вкладывает в своё творение всю свою душу. А душа любого истинного мастера – Бога ищущая и за Богом идущая.

Сотрудник благотворительного отдела Ольга Зеленова представила вниманию гостей литературно-художественную композицию, посвященную теме покаяния в русской литературе. Под аккомпанемент фрагмента музыкального произведения Антонио Вивальди “Времена года” прозвучало стихотворение Александра Сергеевича Пушкина “Отцы пустынники и жены непорочны…”, в котором именно молитва преподобного Ефрема Сирина призвана помочь лирическому герою обрести духовную крепость и духовное зрение.

Музыкальная запись 1932 года и видеоряд из живописных произведений русских художников усилили общее впечатление от главы из поэмы Николая Алексеевича Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”: в исполнении легендарного Федора Ивановича Шаляпина звучали стихи Некрасова, положенные на музыку Николаем Маныкиным-Невструевым. После того как Сам Господь пробудил у лютого разбойника Кудеяра совесть: «бросил своих он товарищей, бросил набеги творить, сам Кудеяр в монастырь ушёл Богу и людям служить!»

Живой отклик вызвал и удивительно тонкий рассказ Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник”, названный так, потому что именно накануне первого дня Великого поста происходит между влюбленными разговор о религиозности героини. До этого главный герой и не подозревал о другой стороне натуры любимой девушки. Она казалась вполне довольной привычной жизнью, в которой было место театрам, ресторанам, веселью. Отказ от светских радостей ради жизни в Марфо-Мариинской обители свидетельствует о глубокой внутренней работе, происходившей в женской душе.

В преддверии Прощеного воскресенья особенно современно звучали и строки стихотворения Андрея Дмитриевича Дементьева: “Прощаю всех, кого простить нельзя. Кто клеветой мостил мои дороги. Господь учил: “Не будьте к ближним строги. Вас все равно всех помирит земля”. Прощаю тех, кто добрые слова мне говорил, не веря в них нисколько. И все-таки, как ни было мне горько, доверчивость моя была права. Прощаю всех я, кто желал мне зла. Но местью душу я свою не тешил. Поскольку в битвах тоже не безгрешен. Кого-то и моя нашла стрела”.

В ходе дальнейшего общения со священником, проходившего в формате “вопрос-ответ”, было решено, что подобные духовные беседы с подопечными учреждения социального обслуживания населения с привлечением всего арсенала средств живописи, музыки и художественной литературы, обязательно продолжатся. “С нами Бог!”, а значит, несмотря ни на какие кризисные обстоятельства, в жизни есть место любви, вере и надежде.

Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии