Настоящим событием стало открытие в стенах  Тульской духовной семинарии выставки известных тульских живописцев, признанных мастеров Эммы Шурлаповой и Ивана Путятина, организованной по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».

Давно в выставочном зале семинарии не было так многолюдно. Разделить радость торжества с творческой и супружеской четой помимо студентов духовной школы собрались коллеги по  цеху, друзья и давние поклонники их творчества.

Марина Михалева, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», открывая церемонию, подчеркнула, что для Тульской духовной семинарии – большая честь представлять в своих стенах работы членов Тульского отделения Союза художников России, заслуженных художников СССР Эммы Шурлаповой и Ивана Путятина: «Не скрою – об этом дне мы мечтали много лет, и наконец-то он наступил. Я думаю, что с открытием выставки следует поздравлять не Эмму Васильевну и Ивана Михайловича, а  нас, – произнесла она. – Эти работы видели лучшие выставочные залы и музеи России, известные зарубежные галереи. Теперь и мы тоже радуемся, глядя на эту прекрасную, чудесную живопись. Какая подлинность в каждой работе! На полотнах запечатлено совсем другое время, совсем другая, настоящая, неразорванная на отдельные события жизнь: из одного сюжета вырастает целая человеческая судьба, а из пейзажа небольшого уголка Тулы или другого города раскрывается  понятие Родины. Каким светлым оком вы смотрите на мир! Какое милосердное и любящее сердце позволяет кисти так отразить жизнь – без крикливой веселости, но спокойной, мирной и радостной!»

От имени тульских  художников выступил Евгений Добыш, который отметил, что такие авторитетные мастера, члены Союза художников России, представляющие русскую реалистическую школу живописи, как Эмма Шурлапова и Иван Путятин, в наши дни создают определенный эталон понимания истинного искусства, и, безусловно, внутреннего, внимательного и трепетного отношения к миру: «Несмотря на то, что  сегодня собралось достаточно много людей, каждый раз, когда я присутствую на открытии таких выставок, мне хочется, чтобы они носили не столь камерный характер, – сказал художник. – Хочется, чтобы настоящее искусство окутывало как можно больше пространства, в котором мы живем, наполняло его совершенно другими смыслами и воспитывало в других такое же миропонимание и мироощущение».

Созвучными стали и слова Ольги Андреевой,  мастера декоративно-прикладного искусства, члена Тульского отделения Союза художников России и близкого для виновников торжества человека: «Огромное вам спасибо, Эмма Васильевна и Иван Михайлович, за вашу работу, талант и преданность делу. Спасибо за  то, что вы с таким вдохновением несете высочайшую русскую  культуру и показываете своим примером, насколько сильна у нас в Туле реалистическая школа. И я очень счастлива, что являюсь вашим современником».

Экспозиция  из пятидесяти работ – это, разумеется, лишь небольшая часть созданного Эммой Васильевной и Иваном Михайловичем за последние десятилетия (вообще их семейному и творческому союзу более пятидесяти лет!). Однако эта ретроспектива  раскрывает всю многогранность талантов художников. Каждая работа, будь то излюбленный ими пейзаж, жанровая картина или натюрморт – глубокая, насыщенная и неповторимая как сама жизнь, проявляющаяся в малейших деталях, не ускользнувших от внимательного исследовательского взгляда живописцев.

Эмма Васильевна, делясь воспоминаниями о своих педагогах, о годах учебы в изостудии при ДК «Серп и Молот» у замечательного художника и педагога Никола Ивановича Орехова и далее в Ивановском художественным училище, отметила: «Нас учили, прежде всего, быть честными и полностью вкладываться в работу. Порицание было такое – нельзя фальшивить ни в чем: ни в цвете, ни в композиции, поскольку это все от  лукавого».

Совершенно естественным образом открытие выставки переросло в импровизированную творческую встречу художников со зрителями, у которых возникло множество вопросов. И свое общение с ними Иван Михайлович  начал со слов Павла Третьякова: «Единственное, что может меня сейчас спасти – это чистая живопись».  «При этом для Павла Михайловича  было  не важно, каков жанр, и что изображено на полотне, хоть болотце. Гораздо важнее было, чтобы оно было изображено с чувством, чтобы было радостно и приятно душе. Поэтому, если вы обнаружите здесь какое-то болотце, которое  вам ляжет на душу, то это будет хорошо», – с легкой иронией добавил мастер.

В своем выступлении Иван Михайлович затронул весьма актуальную тему, о том, что сегодня, к сожалению, утрачена традиция – встречаться художникам друг с другом, обсуждать работы, размышлять над тем, что должно нести искусство миру,  устраивать на выставках дискуссии со зрителями, пусть даже обычными обывателями, весьма далекими от живописи и скульптуры…

И, конечно, настоящее удовольствие было слушать его воспоминания о встречах с выдающимися художниками: Петром Кончаловским, Павлом Кориным, последним передвижником Михаилом Васильевичем Бакшееве, почетным педагогом  Суриковского института, одобрившим его дипломную живописную работу.

На память о знаменательном дне Эмма Васильевна подарила Тульской духовной семинарии свою картину «Небесное воинство». По признанию художницы, вечная тема противостояния добра и зла в наши дни зазвучала с новой силой. «Сейчас по всему миру  происходят тревожные события, но особенно меня взволновало происходящее на Донбассе, – рассказывает Эмма Васильевна. – Самый страшный период был, когда военные действия еще не начинались, когда люди просто вышли на улицы  под российскими знаменами с лозунгами: «Россия, помоги!». Я смотрела множество репортажей оттуда, в которых воины-ополченцы рассказывали, что они молятся Богу, просят Его заступничества и сил, чтобы отстоять родную землю, и Господь им помогает. Невольно у меня возник такой отклик и потребность показать, что святое воинство  всегда свыше взирает на нас и всегда пребывает с теми, чье дело правое. И мы не должны терять надежду на то, что добро в конце концов победит зло».

Тема борьбы светлых сил с темными отражена также  в двух масштабных полотнах, представленных на экспозиции. Вообще же размышлять о творческом мировоззрении и мировосприятии художников можно долго,  останавливаясь у каждого полотна.

Как отметила одна из участниц церемонии открытия выставки Лариса Кузнецова, работы Эммы Шурлаповой и Ивана Путятина несут в себе самое главное – настоящую, непридуманную красоту нашего мира, нашей жизни: «Возможно, я консерватор, но меня всегда больше привлекает именно реалистичная живопись. В каждой работе чувствуется столько труда, столько любви, какие чистые, естественные  цвета и краски. Особенно мне нравятся пейзажи – так передавать настроение природы могут только люди, которые ее по-настоящему любят и чувствуют. Еще меня привлекли  работы, немного выделяющиеся на фоне остальных – «Старость», «Двое», «Троллейбус ушел». Они не очень радостные, потому что посвящены теме старости. Сегодня о ней почти не говорят, не хотят о ней думать, пожилых людей и стариков стараются не замечать. А ведь нам всем предстоит состариться. И поскольку я сама уже немолода, эти картины мне близки и понятны, и за них я лично поблагодарила художников».

Татьяна Шымкевич свои впечатления от знакомства с творчеством супружеской и творческой четы выразила так: «Замечательные зрелые мастера! Это действительно наша родная русская живопись. Каждая деталь выписана так тщательно, и в то же время создается ощущение какой-то легкости. И, конечно, чувствуется, что Эмма Васильевна и Иван Михайлович – опытные, внутренне  богатые и мудрые люди, поэтому их работы такие  разнообразные. Они охватывают в своем творчестве весь круг жизни человека, от детства до преклонных лет, и весь  круг жизни природы. Нам остается только радоваться, глядя на их картины, и учиться у них быть такими же наблюдательными и влюблёнными в природу, в свой родной край».

P.S.  Всем, кто заинтересовался творчеством Эммы Шурлаповой и Ивана Путятина, сообщаем, что выставка, расположенная по адресу Староникитская, 75, продлится до конца апреля 2017 года, и посетить ее можно с понедельника по субботу.

Марина Полянская, фото автора