В дневном стационаре Тульской областной психиатрической больницы № 1 имени Н.П. Каменева в рамках сотрудничества медицинского учреждения с епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор» прошло интерактивное занятие, посвященное искусству издания книг и украшения текста.

Тематическую беседу с пациентами и сотрудниками отделения, расположенного на улице Демидовской, 50, провела Марина Михалева, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор». Как отметила Олеся Курбатова, заведующая дневным стационаром ГУЗ «Тульская областная психиатрическая больница №1 им. Н. П. Каменева», врач-психиатр, кандидат медицинских наук, подобные встречи – это еще одна возможность людям с различными особенностями психики расширить кругозор, ощутить полноту жизни. «Мы рады тому, что наше взаимодействие с епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор», которое началось на творческой ниве два года назад, продолжается, и мы постоянно контактируем, – произнесла Олеся Андреевна. – Это уже не первая встреча Марины Александровны с нашими пациентами. Не так давно состоялась духовная беседа с участием священника, которая вызвала у них хорошую реакцию и живой отклик. Безусловно, сегодняшний разговор о русских традициях оформления книг, о буквице тоже будет интересен, поскольку среди наших пациентов много людей образованных, разносторонних, с хорошими познаниями в искусстве».

Участники занятия встретились не только с Мариной Михалевой, но и с Натальей Горбатенко – председателем Тульского отделения общества инвалидов «Новые возможности» и руководителем клуба рукоделия и декоративно-прикладного творчества «Волшебная нить», более десяти лет действующего при Тульской областной психиатрической больнице № 1 им. Н. П. Каменева. Наталья Михайловна, дабы придать встрече особое настроение, а заодно показать плоды творчества своих подопечных, надела традиционный русский народный костюм, сшитый руками членов клуба. Красочный наряд, богато украшенный вышивкой, не только не остался без внимания, но и стал отправной точкой для общения.
Так, Марина Александровна, рассказывая, что изначально создание книг, как в Европе, так и на Руси, было исключительно мужским делом, отметила: «И все же требовалось, чтобы рядом с мастерами книжного дела была жена, мать или сестра, которая бы вышивала на пяльцах узор, плела свои кружева или шила сарафан из нарядного ситца, – пояснила она. – Чтобы глядя на эту красоту, художник, оформляющий книгу, вдохновился и произнес: «Вот чего мне не хватало: нужно добавить в свою книгу изящный завиток или резной листочек!» И так все вместе они трудились». Дальнейший разговор был посвящен результатам этого совместного труда, запечатленным в старинных книгах из собрания церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии, которые Марина Александровна привезла с собой.

Для начала участники занятия узнали, из каких материалов и каким образом создавались несколько веков назад на Руси книги: с удовольствием стучали по деревянным, обтянутым кожей обложкам-окладам, рассматривали стопки сшитых между собой тетрадей, объединенных переплетом. Но главный акцент все же был сделан на искусстве буквицы – заглавной буквы увеличенного размера, открывающей текст книги или главы, а также искусству заставок, без которых в былые времена нельзя было представить книгу.

В своем повествовании, которое сопровождалось показом копий иллюстраций известных древнерусских рукописных и печатных книг, Марина Александровна затронула разные аспекты темы. Вниманию собравшихся были представлены таблички с изображениями украшенных цветными орнаментами инициалов. Также было предложено отгадать, какая именно буква «притаилась» в ажурно-филигранной вязи или причудливом силуэте неведомой рыбы или диковинного зверя, проследить за тем, как со временем изменялся подход к оформлению буквиц, появлялись новые узоры, какие изображения приходили на смену прежним, каким образом оформление буквицы соотносилось с содержанием книги.

Неподдельный интерес у участников задания вызвали щедро украшенные пусть и не цветными буквицами и заставками старинные печатные издания из семинарского фонда, возраст которых исчисляется столетиями. Но особенно – «Ирмологий» начала прошлого века, настоящий образец рукописного творчества: выделанная бумага, золотой обрез, тщательно выписанные красными чернилами крюки и знамена. Каждая буквица, заключенная в заставку, уникальна и радует глаз красками, не утратившими со временем яркости и насыщенности, тончайшей позолоченной вязью.  В завершение собравшиеся смогли попробовать себя в роли иллюстраторов или художников, украшающих книги инициалами и орнаментами, придумав и нарисовав свою собственную буквицу. Сообразный итог встречи подвела Наталья Михайловна Горбатенко: «Большое спасибо Марине Александровне за обращение к такой интересной теме, – отметила она. – Очень хорошо, что наши пациенты смогли не только узнать много нового о том, как украшались книги, с какой фантазией, любовью и уважением к слову, но и смогли порисовать сами. Во-первых, это стимулирует их к творчеству, во-вторых, развивает мелкую моторику, что тоже важно. У меня тоже зародилась интересная мысль: смастерить заготовки-трафареты буквиц, чтобы их можно было раскрашивать, а в дальнейшем, может быть, даже вышить наш алфавит на полотне в виде красивых инициалов. Будем надеяться, что такие занятия станут традиционными, и с нетерпением будем ждать следующей встречи с Мариной Александровной!»

Марина Полянская, фото автора