В четверг Светлой Седмицы участники литературного клуба «Ковчег», действующего при Епархиальном культурно-просветительском центре «Фавор», встретились в стенах Тульской духовной семинарии, чтобы поздравить друг друга со Светлым Христовым Воскресением и провести литературную викторину.

Очередное заседание «ковчеговцев» традиционно началось с общей молитвы. Пасхальный тропарь, исполненный торжества и ликования, определил настроение встречи, которое дальше не просто нарастало, а раскрывалось во всей полноте многозвучия.

Следуя неизменному правилу, участники клуба подготовили произведения известных богословов, писателей, поэтов, а кто-то и собственного сочинения, посвященные «празднику праздников» и «торжеству торжеств».

Марина Михалева, директор Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», предложила еще раз насладиться «Огласительным словом» святителя Иоанна Златоуста, переложенным на современный русский язык.

Рассуждая о красоте и мудрости «Слова на Пасху», собравшиеся задались вопросом; окончательно ли после Воскресения Сына Божия утратил свою власть над человеком ад, который по слову святителя и богослова, многократно огорчился, что на греческом языке означает «почувствовал невыносимую горечь»?

Духовный наставник клуба иерей Константин Ситников, преподаватель Тульской духовной семинарии, отвечая, подчеркнул, что вопрос этот из сферы богословия и философии. «В Великую субботу Господь из ада вывел души праведные, то есть души тех, кто был готов измениться, следуя законам любви, и следовать за Спасителем в Царство Божие, — произнес отец Константин. – Иными словами, ад не имеет власти над человеком, если он этого не хочет. Но до прихода Христа у людей не было такой возможности. Как сказал кто-то из великих, Господь настолько милостив, что никогда не навязывает человеку Свое сообщество, Он его предлагает, но при этом говорит: «Стань таким как Я!». Царство Божие – это царство любви, в которое могут войти люди, обладающие способностью любить. Сможет ли пребывать в Царстве Божием человек, никогда и никого не любивший, пусть и не самый большой грешник? Для него это будет очень мучительно, все равно как человеку, не выносящему свет, принудительно смотреть на него».

В продолжение встречи Надежда Перегудова представила вниманию собравшихся подборку стихотворений современных поэтов, в которых воспевается Светлое Христово Воскресение.

Поэтическую эстафету принял тульский бард Сергей Кузнецов, прочитавший свои стихотворения. Одно из них – посвящение России, любимой и многострадальной, над дальнейшей судьбой которой размышляет автор, задаваясь вопросом: «Что ждет тебя, моя святая Русь? Разгул стихий или рука тирана? Как лодка в середине океана, качаешься, вселяя в сердце грусть…»

Поэт видит начало духовного возрождения России в сияющем сквозь века свете исторических триумфальных побед, в свете любящих сердец ее достойных сынов и дочерей, некогда отстоявших родную землю от вражьих полчищ, от внутренних раздоров и смуты.

Марина Шуманская, одна из давних участниц клуба, прежде чем прочитать стихотворения Мирры Лот-Бородиной, отметила: «Я не поклонница поэзии, в которой говорится о вере и Боге громкими, высокопарными словами. Протоиерей Андрей Ткачев однажды задался вопросом: как без Бога прославить Бога. И мне такой подход гораздо ближе. Один из ярких примеров, как это можно сделать, есть в творчестве Арсения Тарковского, и, на мой взгляд, этим отличается духовная лирика Мирры Лот-Бородиной. Ее стихи проникнуты ожиданием грядущей Пасхи Господней и перекликаются с богослужениями последних дней Страстной седмицы».

Кончены Страсти Господни.
Смерти могильный покой
Землю окутал сегодня
Траурной чёрной тоской.
Сходит во мрак преисподний,
С плотью расставшись, душа,
Силой и славой Господней
Ада врата сокруша.
Кончены Господа Страсти.
Отдых субботний блюдут
Жены, сготовивши масти,
Утра воскресного ждут.
С удовольствием собравшиеся приняли участие в литературной пасхальной викторине, которую подготовила Марина Михалева. Отгадывать авторов по фрагментам произведений, посвященных Пасхе Господней, оказалось не так-то просто, но весьма увлекательно. При всей несхожести мировоззрений, при всей разности художественных стилей и поэтики Николая Гоголя, Андрея Белого, Михаила Салтыкова-Щедрина и Зинаиды Гиппиус пасхальная словесность русской литературы говорит об одном: о преодолении смерти, горя и безысходности, о сострадании и милосердии, о возрождении торжествующей жизни, оживляющей души мертвых и живых… Одним словом, в ней звучит праздничный тропарь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

Марина Полянская, фото автора